Во фракции "Батькивщина" заявили о переходе в оппозицию. Данное решение озвучила глава партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко. По ее словам, переговорный процесс о создании новой коалиции оказался бесперспективным.
Также стало известно, что украинская сторона в политической подгруппе Контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе привлекла к обсуждению модальности выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей координатора избирательных и парламентских программ гражданской сети "ОПОРА" Ольгу Айвазовскую. По словам Айвазовской, ее задачей в подгруппе является организация выборов, если таковые состоятся, по наиболее высоким стандартам.
Читайте также: Донбасс: стреляют беспрерывно — есть раненые
Кроме того, интересное заявление сделал глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. По его словам, ЕС напоминает о прописанном в коалиционном соглашении намерении изменить избирательную систему в Украине.
При этом не утихают страсти и вокруг "панамского скандала", связанного с обнародованием данных об оффшорах мировых лидеров. Напомним, что опубликованная информация касалась оффшорных активов 72 нынешних и бывших мировых высших чиновников, в числе которых оказался и Петр Порошенко. Во вторник, 5 апреля, глава ГФС Роман Насиров заявил о проведении проверок каждого гражданина Украины на предмет причастия к оффшорам.
Информационные итоги дня в эфире радиостанции Голос Столицы подводила политолог, председатель совета Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко.Что означает переход "Батькивщины" в оппозицию? Состоится ли коалиция без Тимошенко?
– Я не думаю, что нам совсем не видать коалиции, но это все-таки создает определенного рода сложности.
Уже была информация, что несмотря на переговоры с "Батькивщиной" и с Олегом Ляшко, основные шаги по созданию коалиции будут осуществляться с помощью мажоритарных депутатов, внефракционных. Я думаю, что коалиция будет создана ровно для того, чтобы проголосовать за новую кандидатуру премьера. А дальше мы будем иметь дело с теми же ситуативными голосованиями.
Ведь не случайно же Тимошенко заявила, что какие-то прогрессивные, европейские законопроекты они будут поддерживать. Кроме того, 227 голосов – это нестойкая коалиция, возникает вопрос общественной легитимности. Я не думаю, что это очень критично, но это настрой на постоянное расшатывание ситуации и заявка на досрочные парламентские выборы.
Нужна ли нам вообще коалиция? Страна не разваливается, все потихоньку работает…
– Может, страна и не разваливается, но риски увеличиваются. Очередной транш МВФ не приходит, и понятно, что в сложившейся ситуации политической – ни войны, ни мира – этого транша не будет. После визита президента в Вашингтон тоже нам дали понять определенного рода нюансы.Зачем в политическую подгруппу Контактной группы по Донбассу привлекли представителя сети "ОПОРА"? Это говорит о подготовке к выборам на Донбассе?
– Модальность выборов, если говорить про формулировку, это 4 пункт протокола минских соглашений. Сама по себе модальность – это определенное долженствование: что должны означать выборы, какими они должны быть, как проходить. И, на мой взгляд, это достаточно позитивный шаг – привлечение общественного активиста.
Ольга – сильный избирательный эксперт. И это указывает на то, что украинская сторона, очевидно, ищет свою модальность в этом процессе. Она у нас уже есть, озвучивается около года: это проведение выборов на неподконтрольных территориях, но с участием украинских СМИ, с участием украинских политических партий. И здесь должны быть обеспечены гарантии безопасности для всех участников на время избирательной кампании.
Модальность состоит из массы таких вопросов: механизмов сохранности избирательной документации, возможности наблюдения за выборами. Недавно Александр Захарченко в самопровозглашенной ДНР заявил, что выборы будут не по украинскому законодательству, но по критериям ОБСЕ. Он это противопоставляет, но, очевидно, там не совсем понимают, о чем речь. Украинские требования, по сути, в абсолютном русле ОБСЕ – это равенство всех субъектов, прозрачность, подотчетность, подконтрольность, свобода слова.При этом проводить выборы тогда, когда идут боевые действия, само по себе абсурдно. Мы специально пытались с коллегами этот вопрос всесторонне изучить: не было прецедентов проведения выборов без соблюдений условий безопасности.
Выборы проводились только тогда, когда вводились миротворческие миссии ООН, как было в Боснии, либо тогда, когда конфликт прекращался. И несмотря на риторику со стороны Германии, Франции в контексте минских договоренностей, которые постоянно апеллируют к теме выборов, все понимают аргументы украинской стороны про гарантии безопасности.
Кого будут выбирать на неконтролируемых территориях?
– Это будут выборы местной власти. Это поиск модальности именно относительно местных выборов. Давайте не слушать тех, кто говорит нам, что Захарченко завтра сядет в украинский парламент. В данном случае об этом речь не идет, подобные утверждения спекулятивны.
Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский заявил, что Украине должна выполнить свое обещание изменить избирательную систему. Такое действительно прописано в коалиционном соглашении?
– Не только в коалиционном соглашении было такое обещание. Это было и в избирательных программах, и в выступлениях, обо всем этом говорилось. Речь шла об избирательной реформе и принятии открытых списков на выборах, о переходе к одному из видов пропорциональной системы, что было одним из основных заданий этого парламента.
Почему нашим политическим партиям не выгодна система открытых списков? Тогда потенциально ставятся под удар полномочия лидеров партий самим формировать список, расставлять людей.
Как правило, кого делегировать в ВР, решает не политическая сила, а достаточно ограниченное число людей в политической силе. У нас политические силы условно можно назвать политическими партиями, у нас больше лидерские проекты. И все решает лидер и его ближайшее окружение.
Более того, если мы шире посмотрим на вопрос, то увидим, что основы для политической коррупции закладываются в этой достаточно специфической, даже не мажоритарной, а пропорциональной системе, но с закрытыми списками.
Чем плоха "мажоритарка"?
– "Мажоритарка" в нашем украинском исполнении, к сожалению, рождает такой феномен, который у нас называется административным ресурсом. Это возможность подкупа избирателей, возможность использования различного рода служебных, исполнительных вертикалей в целях избирательной кампании.
И опять же – это возможность политической коррупции. И здесь происходит конкуренция не партийных идей или предложений, а конкуренция килограммов гречки.
Поговорим об оффшорах. Действительно ли, как утверждает глава ГФС, оффшорные схемы легально используются крупными мировыми международными компаниями?
– Если говорить на тему, связанную с оффшорами, то очевидно, почему Насиров отослал к НБУ.
Сможет ли информация об оффшорах повлиять на имидж и рейтинг политиков?
– Там много фигурантов, и в других странах, думаю, что да. В Украине, думаю, тоже.
То, что мы сегодня видим, может получить долгоиграющие последствия с точки зрения имиджевых потерь, если эти скандалы и дальше будут разыграны. Президент, по сути, по Конституции, бизнесом заниматься не может. Он может иметь заводы, пароходы, и избиратели все понимали, в той ситуации они избрали его в первом туре. Но заниматься бизнесом активно противоречит Конституции.
И тут вопрос: а управлял ли он все-таки бизнесом? Здесь нужна дополнительная информация, нужно понимать его степень влияния на тот бизнес, который он построил. И здесь еще тест для наших новосозданных антикоррупционных структур.
Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире 106 FM, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.
Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире "ГС" политолог Николай Спиридонов.