наверх
23.04.202418:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Политэксперты подводят итоги скандальной недели

(обновлено: )136212
Франция не допустила на авиарейс в Майями группу украинцев из-за отмены американских виз, политикум всколыхнули обнародованные стенограммы заседания СНБО по Крыму-2014. События прокомментировали Олег Волошин, Янина Соколовская и Виктор Уколов.

США аннулировали визы для украинской туристической группы из 22 человек, которая отправлялась в Майями. Из-за этого пассажиров не пустили в самолет во Франции. Отметим, что события развернулись на фоне миграционного кризиса в Европе: в ЕС допустили возможность приостановления действия Шенгенского договора и возобновления границ между государствами-членами Евросоюза.

В то же время в широком доступе оказались стенограммы заседания СНБО в 2014 году, на котором обсуждался вопрос Крыма. На заседании совета безопасности присутствовала в том числе Юлия Тимошенко, не являющаяся членом СНБО.

Кабмин одобрил предложение Мининфраструктуры разблокировать транзит российских грузовиков по территории Украины. При этом активисты, блокировавшие проезд российских фур, анонсировали продолжение своей акции.

Не утихают страсти и вокруг переформатирования Кабмина: 26 февраля источник в правительстве сообщил СМИ, что премьер Арсений Яценюк готов подать в отставку. Ранее представители бизнеса и общественных организаций опубликовали список из 20 топ-менеджеров, из которых, по их мнению, могло бы состоять новое "правительство технократов".

Итоги недели в эфире радиостанции Голос Столицы подвели политолог-международник Олег Волошин, а также политические эксперты Янина Соколовская и Виктор Уколов.

Читайте также — Украина: назад, в 90-е. Эксперты подвели итоги недели

Попытаемся разобраться с украинскими туристами, которых ссадили с самолета во Франции. Почему были аннулированы визы? 

Волошин: У нас искусственно политизируется все, что угодно. Помню, была история, когда товарищи получили бизнес-визы, поехали на какую-то экономическую конференцию. Приехав, решили на выходные съездить в Чехию или Германию. Их там немцы остановили, было много шума, но по факту немцы были правы. Человек с бизнес-визой, который едет по делам в Польшу, не должен ехать на выходные в Дрезден что-то пофотографировать. Это может звучать абсурдно, но цель визита должна соответствовать типу визы. Поэтому я не готов комментировать данную ситуацию. Сейчас есть более широкая проблема ― на фоне обещаний отменить визы буквально в этом году, мы имеем многочисленные факты нарушения уже существующего соглашения о либерализации визового режима. Например, журналисты должны получать по упрощенной процедуре, автоматом, многоразовые, долгосрочные визы. То есть не надо приносить справку, что вы владелец квартиры, что у вас есть счета в банке. Но на практике, мало того, что часто требуют все эти документы, так еще и стали давать журналистам краткосрочные, одноразовые визы. Причем делается это в нарушение их же собственных, европейских норм. То есть, если у вас есть годовая виза, то следующую визу должны дать не меньше годовой, разумеется, если вы не нарушили правил. Это уже политическая проблема, потому что в условиях жесткого миграционного кризиса в ЕС происходит огульное ужесточение правил. Буквально в декабре я едва не опоздал на самолет из-за того, что польский пограничник решил меня проверить. Я часто бываю в Европе, и он пересчитывал буквально по штампам в паспорте, сколько там дней. У меня набрался 21 день за полгода. А правило такое, что в течение 180 дней можно пробыть в ЕС в целом не больше 90 дней. Он сидел и долго, монотонно пересчитывал. Это при том, что они нас учат каким-то электронным системам контроля. 

Читайте также — Мутация по необходимости: из милиционеров в бандиты

Соколовская: В принципе, эта история непонятна со всех сторон. Непонятно, почему для транзита оказалась нужна шенгенка, непонятно, почему фирма, которая отправляла людей, не обеспечила их этими шенгенками. Непонятно, почему они оставались ночевать на полу, когда есть авиакомпания, которая должна обеспечить их местом проживания, отдыха, релаксации и питания в аэропорту. То есть, там вопросов больше, чем ответов. Но, к сожалению, мы приходим к выводу, что визовая либерализация, приближение к Европе ― все это оказалось словами. 

На этой неделе особо остро стоял вопрос логистического характера. Украинские активисты блокировали движение российских грузовиков, чем уже недовольны и в ЕС. Можем ли рассматривать этот конфликт в политической плоскости? Или это экономический вопрос? 

Волошин: Это вопрос управленческий. Это конфликт, выросший из того хаоса и безвластия в Украине. Началось это с группы очередных так называемых активистов, которые что-то где-то заблокировали. Например, когда такая же общественность принимает решение взорвать линию электропередач в Крыму и т.д. Потом власть это задним числом легитимизирует, а Россия в ответ вводит меры. И потом выясняется, что все еще хуже, чем мы думали, потому теперь украинские дороги забиты автомобилями с казахскими номерами. Как люди летают в Москву сегодня? Через Минск! То есть наши соседи по СНГ прекрасно зарабатывают на идиотизме отдельной части украинского общества. 

Соколовская: Все ситуации возникают по принципу "кому выгодно". На Западной Украине не блокировали фуры до тех пор, пока российско-польские переговоры о транзите не зашли в тупик и не были поставлены на паузу. Как говорят компетентные источники, не без польского влияния и не без польского вливания, я бы даже сказала, началась вот эта история с блокированием. И закончилась она тоже по принципу "кому выгодно". Когда украинские перевозчики взвыли от того, что их не нанимают на перевозки в Россию, что по Украине-то перевозки осуществляют казахи, а по Польше ― белорусы, то почему-то вдруг оказалось, что опять у нас Белоруссия выиграла, еще и Казахстан подбежал, а мы опять проигравшие. 

Европа уже не знает, как спасаться от беженцев. В ЕС поговаривают о том, чтобы приостановить действие шенгенского договора и возобновить границы между государствами Евросоюза. Как долго это может продлиться?

Волошин: Ситуация очень опасная. Если посмотреть на структуру миграционного потока, то существенную долю, больше половины, составляют беженцы из Сирии. Также там есть Эритрея, Нигерия, Бангладеш и другие страны. Кстати, мы тоже входим в первую десятку по количеству людей, подавших официальную просьбу о политическом убежище. Вообще, до войны Сирия была не самым бедным государством. И большинство беженцев просто убегают от бомб, чисток, от насилия правительственных войск и от всех, кто там воюет. Кстати, одним из основных факторов стало глобальное потепление, и это не шутка. Война началась в 2011 году, а перед этим, начиная с 2004 или 2005 года, было несколько лет беспрецедентной для этого региона засухи. Некоторые суннитские племена, представители которых традиционно занимались сельским хозяйством, из-за осушения почв были вынуждены переселяться в города. Это усиливало социальное напряжение в городах и в итоге спровоцировало вооруженное восстание. Та же самая "арабская весна" была бы невозможна, если в Египте всем хватало бы хлеба. И поток людей с юга, все более беднеющего из-за глобального потепления, будет продолжаться. А учитывая уровень рождаемости там, миллионы людей, и они будут двигаться на север. 

Не строить же перед ними заборы?

Волошин: А вот это вопрос. Скорее всего, придется строить хотя бы какие-то стены, чтобы как-то сдерживать этот поток. 

На этой неделе были обнародованы стенограммы заседания СНБО, которое состоялось во время событий 2014 года в Крыму. Кому это было выгодно?

Уколов: Я думаю, выгоду от обнародования получил украинский народ. Необходимо было знать правду о том, как мы сдали Крым без единого выстрела, это является самым главным. Это такая компенсация украинскому народу за то, что часть украинцев в Крыму потеряли свою родину, потому что их банально предали. И местные власти, и центральная власть отказались от активных действий. Меня, прежде всего, поражает то, что более поздние заявления участников этого совещания СНБО полностью не совпадали с тем, что они говорили там. Например, Юлия Тимошенко сказала, что ни один танк не должен оставить казармы. Правда, не знаю, где в казарме танки. Также она сказала, что мы должны быть самой миролюбивой нацией в мире, мы должны быть как голуби мира. Конечно, она имела право и могла так думать. Но позже она неоднократно критиковала того же Александра Турчинова, говоря, что если бы она была у власти, то точечными военными ударами мы бы решили проблему, которая существовала в Крыму. Такое политическое лицемерие объяснить невозможно.

Читайте также — Хроника 26 февраля: блокада фур РФ, платежных карточек украинцев и счетов переселенцев

Соколовская: Действительно, интересно порассуждать, кому может быть выгодно обнародование этих бумаг. У меня возникает вопрос, как же все-таки Александр Турчинов должен хотеть быть премьером, чтобы эти бумаги становились достоянием общественности. И как же он невнимательно их читал, перед тем как обнародовать, если единственным человеком, который выглядит в этой ситуации прозорливцем, оказывается Юлия Тимошенко. 

Если говорить о судьбе нынешнего правительства, его уже не будет на 100%? Или об этом Кабмине уже вообще нет смысла говорить?

Соколовская: Говорить, безусловно, стоит. До тех пор, пока не сформировано новое правительство, продолжает работать это. Работают они, скорее всего, ударно. Особенно те, у кого рейтинг низкий, и кто не сможет подняться до уровня следующей ВР. Как по мне, это самый опасный период для страны. Когда страной правят исполняющие обязанности, а страна находится в кризисе, то это не идет на благо государства. 

Уколов: Я не был бы столь пессимистичным. Даже если Mercedes попадает в аварию, то он идет на разборку, там находятся какие-то хорошие детали, которые можно спасти. Так же и с этим Кабмином. Даже если он сейчас в аварийном состоянии и ни к чему не пригоден, все-таки его можно разобрать и найти тех министров, которые справились со своей работой.

Бизнесмены и активисты назвали топ-20 функционеров, которые могли бы войти в правительство технократов. Кто, по вашему мнению, мог бы остаться и продолжить это дело? 

Уколов: Думаю, что Андрей Пивоварский мог бы остаться. Также мог бы остаться Айварас Абромавичус, но он, наверное, не захочет этого делать. И я точно думаю, что нужно оставлять Юрия Стеця. Несмотря на то, что он пытался бежать из этого Кабмина, и хотя его называют "МинСтець", он так и не превратился в орган цензуры.

Читайте также: Золотарев о партийном "рабстве", "наезде" на "Интер" и титушках Кличко

Напомним, Петр Порошенко поручил МВД и другим госорганам внедрить концепцию интегрированного управления границами. Это необходимо для введения в будущем безвизового режима с ЕС. В то же время эксперт по международным вопросам Сергей Слободчук отметил, что Украина сейчас в полной мере не контролирует свои границы как на Востоке, так и на Западе.

При этом политолог-международник, экс-директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин считает, что безвизовый режим с ЕС изначально был политическим блефом. Об этом эксперт заявил в эфире 106 FM.

Самое читаемое
    Темы дня