наверх
26.04.202414:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бортник о том, что на самом деле произошло в Раде 16-го февраля

Старый новый Кабмин и развал коалиции в Раде (569)

(обновлено: )264250
Парламент не смог принять резолюцию о недоверии Кабмину и отправить его в отставку. О том, как решалась судьба правительства, сообщил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Заседание Верховной Рады. Отчет Кабмина

Кабинет министров продлил свой иммунитет до осени 2016 года. Верховная Рада не смогла одобрить резолюцию о недоверии Кабмину, которая влечет за собой его отставку.

Читайте также: Кто виноват в девальвации гривны, или Курс, куда же ты идешь?

Из 136 народных депутатов от "Блока Петра Порошенко" 97 высказались за отставку Кабмина и 10 воздержались, "Народный фронт" не дал ни одного голоса, нефракционные депутаты дали 28 голосов из 51 возможного, а в "Оппозиционном блоке" отсутствовали 33 депутата из 43, 8 человек проголосовали "за". Фракция "Самопомич" отдала за отставку 25 голосов, "Радикальная партия Олега Ляшко" добавила в копилку еще 15, а вот депутатская группа "Видрождення" в составе 23 депутатов увольнение Кабмина не поддержала. Группа "Воля народа" также дала скромные 6 голосов из 21 возможного. Из 19 народных избранников фракции "Батькивщина" за отставку Кабмина проголосовали 15, в том числе Юлия Тимошенко. Спикер парламента Владимир Гройсман от голосования воздержался, а Дмитрий Ярош отсутствовал.

В итоге за то, чтобы сменить правительство, отдали свои голоса лишь 194 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. Повторно инициировать вопрос об отставке Кабмина депутаты смогут только на следующей сессии Рады, которая откроется 6 сентября.

Результаты голосования в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

По какой причине депутаты не проголосовали за отставку правительства?

– Потому что во все фракциях есть группы, которые не хотели голосовать за отставку Яценюка по разным мотивам. 

В "Блоке Петра Порошенко" как минимум 20% депутатов не собирались голосовать за отставку, и решение фракции было принято в результате дискуссии, конфликта. 

"Оппозиционный блок", говорят, не в последнюю очередь благодаря влиянию Рината Ахметова, его отношениям с Яценюком, не собирался голосовать за отставку, несмотря на всю риторику. 

Только две фракции уверенно говорили об отставке – это "Блок Юлии Тимошенко" и "Самопомич". У всех остальных были разночтения по этому вопросу. 

Это гибридная украинская политика, и то, что произошло с правительством – это самый яркий маркер ее качества и честности. 

Правительство Яценюка "токсично", оно отравляет всю политическую систему, уменьшает рейтинги и президента, и парламентской коалиции. Как выйти из этой ситуации, не выбрасывая Яценюка из системы? "Подвесить" его таким образом. То есть осудить, но не отправлять в отставку. У меня сложилось впечатление, что это была игра со стороны БПП.

Порошенко призвал Шокина уйти в отставку добровольно, а Кабинету Министров – заняться тотальным переформатированием. Как вы прокомментируете это заявление?

– Я очень рад этому заявлению президента. Мне кажется, что все-таки инстинкт самосохранения сработал и у лидера государства, и у этой политической силы. 

Я вижу два мотива за этим заявлением президента. Первый мотив – он пытается дистанцироваться и от генерального прокурора, и от премьер-министра, которые накопили огромный информационный негатив. И работа с ними в команде, безусловно, ухудшает рейтинги президента. 

Второй – за этим заявлением я увидел банальные элементы шантажа "Народного фронта".

Почему Порошенко не может снять с должности Виктора Шокина, а призывает его уйти самостоятельно?

– Потому что не хочется загребать жар своими руками. Хочется создать условия, при которых эти люди покинут власть, но все же они не будут выброшены руками президента, и он как бы не разрушит свою команду. 

Одна из грубейших ошибок последнего времени Яценюка – это то, что он заставил Мартыненко оставить парламент. В результате "Народный фронт" тоже расколот на несколько групп. 

Вот президент и пытается продемонстрировать, что он свою команду не сдает. И даже в самых худших условиях, под беспрецедентным западным давлением, а это заявление является следствием именно западного давления – и США, и Европейского Союза, и МВФ – президент говорит: "Ребята, ну пожалуйста, уйдите в отставку. Ну не хочу я вас увольнять, не хочу я с вами ругаться, уйдите сами". 

Это выглядит, как попытка демонстрировать хорошую мину при плохой политической игре. Попытка сохранить какие-то отношения с этими людьми, попытка избежать того, чтобы эти люди не начали сливать компроматы, которыми они, безусловно, владеют. 

Но хотел бы еще обратить внимание на продолжение этой истории заявления по "Народному фронту", там все очень интересно. В конце президент говорит о досрочных выборах, которых он не хотел бы, а это уже прямая угроза "Народному фронту".

Два дня назад президент заявлял, что не видит необходимости в отставке Яценюка. И вот сегодня риторика резко изменилась. Из-за чего?

– Тут тоже два мотива. Первый – это, безусловно, наши западные партнеры, которые влияют, тот же посол США Пайетт недавно заявлял о необходимости переформатирования. Я думаю, что последней каплей здесь стало заявление Лагард, главы МВФ, о том, что не будет кредитов, если не будет реформ. Яценюку ведь три транша кредитов не выдали. 

А второй аспект – это, конечно, неконструктивная позиция самого "Народного фронта". Обратите внимание, что говорил "Народный фронт" последние дни. Внеочередные выборы президента, референдум, коллапс, никто денег с Запада не даст, если не будет Яценюка. То есть была попытка шантажировать президента. 

Президент у нас человек достаточно эмоциональный, и попытки шантажа со стороны "Народного фронта", мне кажется, он не приемлет.

Разве Лагард не намекнула, чтобы Кабмин оставили в покое и дали возможность выполнить программу сотрудничества?

– Я спокойно докажу обратное. Четыре месяца назад Кристин Лагард приезжает и говорит: Яценюк – это классный человек, это он в Украине делает чемпионские реформы. Помните, как она расхваливала Яценюка. 

Через четыре месяца звучит противоположное заявление – нет реформ, не дадим денег. Что произошло за это время с западной поддержкой Яценюка? Его "сняли с брони", если сказать военной терминологией. У него отобрали западный иммунитет. И вопрос переформатирования правительства, мне кажется, оставили на откуп уже украинским политикам.

Порошенко пытается не допустить перевыборы?

– "Народному фронту" предложили своего премьера сменить на другую фигуру, отказаться от квот в правительстве, иначе будут перевыборы, на которых у них нет никакого шанса. Это связано с попыткой мелкого шантажа со стороны президента тех политических сил, которые сегодня не позволяют переформатировать правительство.

Недавно было обнародовано заявление Юрия Луценко о том, что у господина Яценюка два пути – или осознать, что существует кризис недоверия и уйти, или договориться с фракциями, которые выступают за его отставку.

– То же самое президент дублировал в своем заявлении. Он сказал, что времени уже мало, но у Яценюка еще остается выбор, как провести трансформацию правительства.

Некоторые СМИ сообщили, что генпрокурор Виктор Шокин уже подал в отставку. Как вы это прокомментируете?

– Ничего страшного с генпрокурором не произошло. Все равно это квота президента, и следующего генпрокурора предлагать ВР на утверждение будет именно он. Поэтому от перестановки ничего не меняется. Это у нас уже ушел в отставку четвертый генпрокурор. Теперь ждем пятого.

Когда теперь депутаты смогут проголосовать за недоверие правительству?

– Не раньше второго вторника сентября, когда по Конституции у нас начинается следующая сессия.

В кулуарах депутаты говорят, что будут досрочные парламентские выборы.

― Если не удастся сейчас переформатировать правительство, если в результате переформатирования правительства развалится коалиция, тогда у нас начнутся досрочные парламентские выборы. Но я думаю, что это маловероятно. 

Досрочные парламентские выборы теперь состоятся не раньше, чем в 2017 году. Они не выгодны президенту, у него возможности переделить правительство, переделить коалицию, чтобы избежать этого сценария.

А у коалиции есть представление о том, как можно переформатировать существующий состав Кабмина?

– Нет. Они даже не смогли договориться о принципах формирования нового правительства. Одни настаивали на коалиционном, другие – на технократическом. А третьи, как БЮТ или "Самопомич", сказали, что вообще не будут делегировать своих представителей в новое правительство.

Какая судьба ждет в дальнейшем Арсения Яценюка?

– Яценюк, я думаю, обречен лет на 20 в украинской политической системе стать "попередником". Его будут вспоминать не то что через два года, его будут вспоминать лет через 10 и рассказывать, сколько он взял кредитов, какого экономического поражения "достигло" это правительство. 

Поэтому роль "попередника" ему точно гарантирована.

Яценюк действительно такой плохой премьер?

– Он не плохой премьер, он умный, но большая проблема, что он был зависимым. Все то, что он делал, было не в интересах общества. Он делал все в интересах МВФ. И даже те хорошие нововведения, которые правительство запустило, не удалось завершить или реализовать, потому что оно уже не пользовалось поддержкой общества. 

Без поддержки общества ни одну реформу невозможно реализовать. И сегодня это тупик. У нас ведь не было ни одного коалиционного Кабмина за эти два правительства Яценюка. 

Кстати, обращу внимание, что 27 ноября 2014 года правительство Яценюка уже шло в отставку в связи с избранием ВР ХІІІ созыва. И тогда было тихо, потому что все были удовлетворены теми должностями, которые им обещали в будущем правительстве. 

Второе правительство Яценюка, которое называли коалиционным, не является таковым. Там половина министров никого не представляет. Или непонятно, кого. Кого представляет министр Пивоварский, например? Какую политическую силу? 

Много было министров, которые представляли отдельные финансово-политические группы, олигархов. Это правительство гибридное. Часть министров представляли политические фракции в парламенте, часть – олигархов, часть – Запад, еще часть – президента. 

Это лебедь, рак да щука в Кабмине, которыми Яценюк не управляет. Ему надо было это признать, отказаться от этой роли. Она его привела уже к цугундеру, как мы сегодня видим. Правительство не смогло реализовать свою программу.

Украину могло бы вытащить из экономического кризиса правительство технократов?

– Я не верю в правительство технократов в Украине. Я считаю, что мы придем к правительству олигархов. 

Я, наоборот, выступаю за максимально коалиционное правительство, в котором каждый министр, каждый вице-премьер и каждый премьер должен быть прозрачно делегирован партиями коалиции, которые понесут за него ответственность своими рейтингами. И будут думать, и будут напоминать своему представителю в правительстве, как он должен действовать в интересах общества, чтобы эта политическая сила не прекратила свое существование, как "Народный Фронт". 

Те фракции, которые не поучаствуют в правительстве, должны просто оставить коалицию. Сказать: мы оппозиция, мы не участвуем в этой команде, и мы честно не являемся частью этого правительства. 

Такое правительство будет социально более ответственным. Такое правительство будет работать больше в интересах украинцев. Такое правительство будет ругаться. Оно будет конфликтовать. Но оно будет и социально-ответственным, потому что все политики всех политических фракций будут думать о следующем политическом цикле, с чем им идти к людям. 

Яценюка уже не интересует, с чем ему идти к людям. Ему не с чем идти. И его политическую силу это не интересует. А должно быть наоборот. 

Главное зло в этом правительстве – безответственность. Перед западными партнерами они чувствовали ответственность. Перед президентом чувствовали ответственность. Перед олигархами чувствовали ответственность. Перед обществом – нет. Вот это – главная проблема. 

Нам нужно восстановить классическую политическую связь, характерную западным демократиям, между обществом и правительством. Сделать это можно через парламентскую коалицию.

Это поможет перейти политикам от слов к делу?

– Знаете, популизмом пользуются все. А вот реализмом в нашем украинском исполнении почему-то пользуются только олигархи.

То есть министры, которые "уходили" с должностей с громкими хлопаньями дверью, были ставленниками олигархов?

– Олигархов или групп влияния – западной или президента. Они хорошие люди, умные, но давайте смотреть практические результаты их работы. Они абсолютно провальные. 

То есть было два-три министра во всем составе правительства, о которых я могу сказать, что они были более-менее нормальные: министр иностранных дел, министр обороны и министр АПК. Это, наверное, все.

Какую пользу принес МИД?

– Работа над безвизовым режимом, членство Украины в Совбезе ООН – это тоже прорыв. Мы хотели от него большего, но свою работу ведомство выполнило.

Министры, которые подавали в отставку, во всем винили систему, которую невозможно изменить.

– Так они же не месяц на должности были. Они назначены были в декабре 2014 года, отсидели на должностях по 13 месяцев. 

Раз 2-3 месяца не удается поломать систему – уходите в отставку. А министры находились на своих должностях, пока их все устраивало, и лишь потом, когда у них возникали подковерные конфликты за сферы влияния, пытались хлопать дверью.

А есть какие-то конкретные примеры сфер влияния, которые не поделили?

– Абромавичус – самый простой и свежий пример. Весь конфликт возник за конкуренцию за контролем над государственными предприятиями. 60 государственных предприятий, которые контролирует Минэкономики, оказались лакомыми кусочками для определенных членов команды президента. 

Именно борьба за этот контроль, которая длилась месяцами, и проигрыш в этой борьбе Абромавичуса, мне кажется, подтолкнул его к такому демаршу. Если бы он выиграл в этой борьбе, как он выигрывал раньше, то и демарш бы не состоялся.

Как отреагируют на такое развитие событий западные партнеры?

– Непонятно. Частые смены правительства, частные смены парламента – это не проблема. Италия меняет их, как перчатки, каждый год. Но при этом должны соблюдаться демократические процедуры и связь правительства с обществом. С этим у нас огромная проблема. Поэтому мы выглядим дико и нестабильно.

Напомним, что политический эксперт Андрей Золотарев считает, что для успешной реализации реформ необходимо иметь социальную базу поддержки. При этом 70% украинцев желают отставки правительства, а рейтинг его главы Арсения Яценюка неумолимо стремится к нулю. Об этом политолог заявил в эфире радиостанции Голос Столицы.

Самое читаемое
    Темы дня