Тимур Громов, РИА Новости Украина
Кабмин Украины 15 февраля поддержал начатое активистами блокирование российских грузовиков, пишет Deutsche Welle. Однако, по мнению экспертов, такое решение может иметь негативные последствия для Киева – как экономические, так и политические.
"Правительство Украины в понедельник, 15 февраля, официально поддержало начатое тремя днями ранее в Закарпатской области блокирование украинскими общественными активистами российских грузовиков. К этому моменту акция уже перекинулась на Волынскую, Ровенскую, Львовскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Житомирскую, Черновицкую, Винницкую, Сумскую и Черниговскую области. Главное требование ее участников – официально прекратить торговую деятельность России на территории Украины и запретить транзит российских грузов через украинскую территорию", – пишет Deutsche Welle.
"Акция, судя по всему, застала власти Украины врасплох: на минувших выходных никакой официальной реакции на действия активистов не последовало. Зато Россия 14 февраля, как было сказано, "в качестве ответной меры" официальным решением правительства приостановила движение грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных в Украине", – продолжает автор статьи Александр Савицкий.
"Заседание украинского правительства по проблеме транзита российских грузов сначала было назначено на 17 часов в понедельник. Однако уже в 11 часов на сайте Кабмина появилось сообщение об "официальном прекращении транзита российских фур через территорию Украины", – напомнил журналист.
Премьер-министр Арсений Яценюк назвал этот шаг ответом на прекращение Россией в одностороннем порядке перемещения украинских грузовых автотранспортных средств по ее территории и на нарушение правил и процедур Всемирной торговой организации, говорится в статье.
"Яценюк заявил, что пока Украина не получит объяснений, движение российских грузовиков через территорию Украины будет приостановлено", – цитирует DW сообщение правительства.
Аналогичная запоздалая реакция правительства последовала и на торговую блокаду Крыма общественными активистами в конце прошлого года, напомнил на пресс-конференции в Киеве киевский экономист Владимир Степанюк. По мнению другого участника пресс-конференции, эксперта Украинского института анализа и менеджмента политики Кирилла Молчанова, блокада российских фур убыточна для Украины и выгодна Беларуси и странам Прибалтики, которые могут предоставить свои транспортные коридоры для российских грузов, говорится в статье.
В отличие от них, опрошенные DW эксперты оценивают происходящее более осторожно. Один из авторов текста соглашения об ассоциации Украины с ЕС Тарас Качка отметил, что было бы хорошо, если бы правительство предлагало и объясняло общественности свои решения, а не только реагировало на действия активистов.
"Власть должна была заранее объяснить свою стратегию и проинформировать о том, какой будет политика в отношении торговли с Россией", – полагает Качка.
Эксперт не считает, что сегодня можно с уверенностью говорить, каким странам выгодно блокирование российских автоперевозок.
В свою очередь, экономист Игорь Бураковский в интервью DW заявил, что у Киева были все возможности предвидеть транзитный конфликт с Россией и подготовиться к нему.
"Правительству следует быть более активным", – отметил он.
Ранее министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявлял, что блокирование российских фур на территории Украины не нарушает международных соглашений. В свою очередь глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров считает преступлением блокирование националистами российских фур на западе страны.
"Что плохо: где-то на трассах происходит блокирование общественностью, волонтерами или какими-то заангажированными людьми. В реальности это – преступление. Это не позволяет нам как стране выполнять международные обязательства", – сказал Насиров на пресс-конференции в понедельник, 15 февраля.
По его словам, Министерство экономического развития и торговли вместе с Министерством иностранных дел работает над тем, чтобы решить межгосударственный вопрос для того, чтобы обеспечить международные договоренности и проблематичные вопросы.
В связи с этим Насиров подчеркнул, что блокирование российских фур привело к приостановке движения по территории России грузовиков, зарегистрированных на Украине. Насиров высказал свое личное мнение, что блокирование не происходит "само собой" и эти действия "срежиссированы".
Между тем активисты, которые принимают участие в блокировании российских грузовиков на территории Украины, назвали половинчатым решение Кабинета министров Украины относительно транзита фур и заявили о втором этапе блокады, который может коснуться блокирования въезда транзитных грузов из ЕС в Украину. Об этом сообщили координаторы Всеукраинской акции блокирования транзита российских грузовиков Николай Марчишак и Тарас Деяк в Facebook.
Читайте также: Самоубийственная блокада, опасная амнистия, отставка Кабмина. Мнение политолога
"Решение заседания правительства… является логическим продолжением той политики, которую они (правительство – Ред) ведут уже более двух лет: по сути, компромиссной…, и такой, что не отвечает интересам государства. Поэтому, реагируя на это, координаторы Всеукраинской мирной акции по блокированию передвижения российских грузов по территории Украины заявляют: блокада – продолжается! По нашему мнению, решение Кабмина – половинчатое", – сообщили активисты.
Они обратились к Кабмину и Верховной Раде и попросили "дать четкий и содержательный ответ и сформулировать на государственном уровне конкретные решения о запрете транзита российских грузовиков по территории Украины".