наверх
19.04.202420:06
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина и "Сомали в центре Европы": блокада российских фур

Блокада фур. Компромисс Украины и РФ (213)

(обновлено: )4907463
Патриотическая блокада проезда российских фур по Украине приведет к тому же результату, что и блокада Крыма: потеряют не только российские перевозчики, но и к Украине надолго прилипнет имидж "Сомали в центре Европы", с перспективой самоизоляции и потери транзитных потоков.
Активисты блокируют движение российских фур во Львовской области

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Украинские патриоты прославились своими действиями по блокированию ввоза украинских же товаров в Крым, а затем — энергоблокадой полуострова. По подсчетам экспертов, только от прекращения поставок на полуостров украинской сельхозпродукции наш бизнес потерял ежегодные поступления в сумме миллиард долларов. Это — недополученная прибыль украинских производителей, с нее не будут уплачены налоги в бюджет, работники предприятий не получат зарплату. Казалось, партриоты "наигрались" в блокаду достаточно, но не тут-то было.

Новая блокада

Новым объектом проявления патриотических чувств стали российские фуры, которые транзитом следуют по Украине в страны ЕС и назад. Украинские патриоты с прошлого четверга заблокировали перемещение российских фур.

Читайте также: К блокаде фур из РФ активно подключились местные жители – спецкор

В настоящее время российские фуры, которые пытаются добраться в страны Евросоюза, блокируют разных областях Украины. Устроители акции, что она является бессрочной, а ее цель — заставить руководство страны официально заблокировать транзит российских грузов по территории Украины. 

А украинские правоохранители и исполнительная власть сделали вид, что ничего экстраординарного не произошло. Активисты стали требовать от власти поддержать их инициативу и власть пошла у них на поводу. 

Губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль пообещал активистам подготовить соответствующие обращения к высшему руководству страны, чтобы и государство приняло решение о запрете въезда в Украину российских фур. Что касается правовой оценки ситуации, то ее дало главное управление Национальной полиции в Закарпатской области. Появилось заявление о том, что нарушений переезда по трассе из-за блокирования нет.

В отсутствие официальной позиции исполнительной власти "махновщина" активистов из незаконных вооруженных формирований батальонов "Азов", "Донбасс", "Карпатская Сечь” могут делать что угодно, ведь отвечать им все равно не придется.

Читайте также: Юрист о передаче таможен в управление иностранным компаниям

Одним из последствий такой самовольной блокады может стать неконтролируемое скопление автомобилей на пограничных автомобильных пунктах пропуска. Если кому-то доводилось пересекать границу на автомобиле он может представить, каково стоять в километровых колоннах машин  без всякой надежды на быстрое продвижение. 

По мнению научного сотрудника Института мировой экономики Национальной академии наук Украины Всеволода Степанюка, ситуация с самовольной блокадой фур активистами показывает, что украинская власть не контролирует свою территорию.

"Решения правительства о каких-либо запретах не было. И то, что экстремистские группировки блокируют движение транспорта, свидетельствует о том, что Украина не контролирует свою территорию. Это свидетельствует о плохой работе правительства по обеспечению безопасности международных перевозок", — считает Степанюк.

А сама акция по блокированию движения фур нарушает ряд международных обязательств, ведет к потере бюджета и прочим последствиям.

В свою очередь эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава отметил, от блокады стороны несут обоюдный ущерб. 

"Стороны однозначно несут ущерб, и ущерб значительный для обоих сторон. Поскольку блокада российских грузовиков на территории Украины началась в тот момент, когда возникли сложности  в обмене разовыми соглашениями между РФ и Польшей. Украина осталась единственным альтернативным сухопутным маршрутом, и именно в это время началось блокирование движения автомобилей по территории Украины", — сказал Кава.

Отвечая на вопрос, наносит ли акция по блокированию ущерб репутации Украины как транзитной страны, эксперт отметил, что эти действия негативно отразятся в дальнейшем и могут привести к переориентации российских перевозчиков на альтернативные маршруты доставки.

"Учитывая, что блокирование движения автомобилей по территории Украины производится не на основе решения правительства, а, по сути, производится с нарушением действующего законодательства, когда революционная целесообразность заменила законность, то, безусловно, это негативно скажется на транзитном потенциале Украины. В правовом государстве должна быть доминанта закона. Только так страна может признаваться как стабильный, надежный партнер", — отметил эксперт. 

"Касательно альтернатив для российских перевозчиков, то остается паром на Балтийском море, который ходит между портами РФ и Германии. Безусловно, количество этих паромов недостаточно, чтобы справится с тем объемом спроса, который сейчас появится. Я думаю, что на это направление могут быть переориентированы часть паромов, которые работают между Ленинградской и Калининградской областью. Более интенсивно может использоваться железнодорожное сообщение, эти перевозки между Россией и Польшей не приостанавливались, и грузоотправители могут с автомобильного транспорта переориентироваться на железнодорожное сообщение", — прогнозирует Кава.

Кому штраф выписывать?

Украина вовсю копирует действия российской власти: Кабмин узаконил блокаду российских фур в ответ на решение российских властей. С 14 февраля Ространснадзор принял ответные меры по приостановке движения на территории России грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных в Украине. 

Правда, если РФ остановила перемещение украинских грузовиков по своей территории, пока в Украине не разрешится ситуация с блокадой российских фур, то украинский Кабмин легализовал  саму блокаду. "Приняли решение приостановить перемещение грузовых автомобилей РФ по территории Украины", — говорится в сообщении ведомства в микроблоге Twitter.

В настоящее время по данным Минтранса РФ, в Украине заблокированы более 100 грузовых автомобилей, более 500 возвращающихся в РФ фур не могут въехать на территорию Украины со стороны государств Евросоюза.

Александр Кава считает, что ответные меры российской власти для украинского бизнеса будут болезненными.

"Во-первых, это уже действие в правовом поле, решение правительства (РФ — Авт.), а не активистов. Во-вторых, площадь РФ значительно больше площади Украины и "объехать" территорию России гораздо сложнее", — подчеркнул Кава. 

Эксперт отметил, что Россия занимает ключевое место для экспорта украинских товаров в страны Скандинавии и Средней Азии, "и объехать ее довольно сложно".

Читайте также: В вопросе блокады фур Украина отдала полномочия экстремистам — Степанюк

Вопрос штрафных санкций за задержку поставок товаров из России в ЕС и наоборот возникнет довольно скоро. 

На это уже обратил внимание политолог, руководитель фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко: "Тем, кто млеет от счастья, глядя, как группы придурков с патриотическим рвением блокируют российские фуры на Закарпатье и Ровенщине, объясняю: практически вся продукция, которая блокируется, уже проплачена и де-факто является собственностью не русских компаний, а европейских потребителей. Россияне только осуществляют доставку… Европейские потребители имеют полное право предъявить Украине претензии и требовать от власти обеспечения бесперебойного снабжения товаров, которые легально и вовремя должны быть поставлены потребителям. Иначе они будут требовать серьезных штрафных санкций – именно от Украины. И будут на 100% правы. Кто от этого проиграет? Россия?", – пишет Кость Бондаренко на своей странице в Facebook. 

Как только станет известно о первом случае нарушения сроков поставки (а они в контрактах прописаны очень жестко), европейские и российские компании начнут искать виновного. И вряд ли иностранные юристы удовлетворятся форс-мажором, когда поставщик не несет ответственности перед покупателем из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы. А кто будет ответчиком по искам — профессиональные "активисты"-добробатовцы или государство?

Антиподом демократии является охлократия или власть толпы. Пока активисты будут требовать от власти удовлетворения любых "хотелок", а власть — идти на поводу все эти "блокады" будут наносить ущерб не только экономике, но и престижу Украине в Европе. Кто захочет ассоциации со страной, где власть правит махновщина в лице добробатов?

Блокирование российских фур в Украине. Инфографика

Самое читаемое
    Темы дня