Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Минские соглашения предусматривают постепенное возвращение неподконтрольных Киеву территорий Донбасса в состав Украины. В настоящее время все стороны декларируют необходимость выполнения достигнутых в Минске договоренностей. При этом все понимают всю сложность их реализации. Конституционная реформа, децентрализация, особый статус Донбасса, амнистия… Да еще и вопрос денег: какой объем средств потребуется на восстановление разрушенного?
Не случайно "Минск-2" продлен в 2016 год – все прежние сроки были сорваны.
Проблема самоидентификации
Пока политики спорят о том, как подойти к реализации "Минска-2", эксперты думают о социальном аспекте гипотетической пока реинтеграции Донбасса. И видят: здесь целый клубок проблем, еще более сложных, чем те, которые пытаются сейчас решать политики.
"Все мы понимаем, что на сегодняшний день в современном политическом дискурсе в Украине, мы начинаем говорить больше не о правовом измерение интеграции Донбасса, не о юридической составляющей, но именно о борьбе за людей. Это является фундаментальной основой, от этого фактора будет зависеть дальнейшая судьба и дальнейшее развитие нашего государства. Потому что, если начать социальную интеграцию сегодня, в дальнейшем можно будет минимизировать риски возникновения сепаратистских движений в Украине", — сказала на пресс-конференции в РИА Новости Украина эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Анна Свидченко.
По ее словам, нынешний конфликт на востоке Украины можно классифицировать как этно-политический, но при этом "нужно понимать различия, как у нас идентифицируются определенные нации, и как это происходит в Европе".
Есть существенные различия: по словам эксперта, в Европе доминирует "конструктивистский" подход к этническому самоопределению — "например, баск в разговоре с барселонцем будет себя идентифицировать как баск, но в разговоре с англичанином он уже будет испанцем".
Читайте также: Мир или война, Яценюк на волоске, Азаров и санкции. Итоги недели
"В Украине подход другой – условно говоря, историко-символический. Житель Донбасса идентифицирует себя с определенной исторически обусловленной группой. И возникает следующая проблема: будет ли себя житель Донбасса в разговоре с русскими людьми идентифицировать себя как украинец?" — задала вопрос Свидченко.
По ее словам, поэтому "есть необходимость разработки такого социально-культурного механизма, который дал бы возможность построить один общий базис для дальнейшего развития для всего населений на всей территории Украины – как подконтрольной нынешней власти, так и той, которая потенциально может быть реинтегрирована".
Как говорится, во избежание каких-либо разногласий в будущем. Тут, по нашему мнению, нельзя обходить вопрос о самой нынешней власти – есть ли у нее вообще намерение избегать хотя бы в будущем разногласий в обществе, или же, напротив, следует признать, что только благодаря стравливанию людей она и существует? Но это отдельная тема.
Анна Свидченко отметила, что создание такого механизма должно было бы начаться с первых дней независимости Украины.
"Однако, если этого не произошло тогда, мы можем начать это делать сегодня, и это должен быть один из основных векторов в деятельности нынешней государственной власти на пути именно социальной реинтеграции Донбасса", — сказала она.
Амнистия всем?
Анна Свидченко подчеркнула, что на этом пути необходимо будет решить ряд трудных проблем. Например – «возникнет необходимость амнистировать участников сепаратистских движений». По ее словам, об этом говорит зарубежный опыт успешного урегулирования конфликтов (например, в Северной Ирландии и в Испании).
"Конфликт (в Северной Ирландии – Ред.) унес не одну тысячу жизней. И в 1997 году за стол переговоров сели представители организации "Шин Фейн" вместе с представителями английского правительства, конфликт был урегулирован, теракты прекратились", — сказала Свидченко. Она напомнила о парадоксальном факте: представители "Шин Фейн", которые стали депутатами британского парламента, "так и не присягнули с 1997 года английской королеве и ни разу не присутствовали на заседании парламента".
Но британская власть смотрит на это сквозь пальцы, считая приемлемой такую плату за мир, подчеркнула Свидченко. По ее словам, опыт решения проблемы ЭТА в Испании также показывает, что "амнистия являет необходимым шагом, если Украина намерена стать на путь урегулирования".
Как социализировать бойцов АТО
Часть украинского общества идею амнистии не принимает. Анна Свидченко отметила, что в процессе амнистирования Киев столкнется и с проблемой массовых протестов внутри страны.
Против амнистии выступят люди, которые, по ее словам, "не до конца понимают этот процесс, возможно, в определенных аспектах – особенно если говорить о бойцах АТО, если говорить о волонтерах".
Читайте также: Украина: а жизнь все сложнее и труднее. Эксперты подвели итоги недели
Стоит помнить и о том, что в Украине много оружия на руках населения – "поэтому данный процесс (амнистии – Ред.) может иметь достаточно непредсказуемые и негативные последствия".
"Поэтому перед властью стоит еще одна важная проблема – это интеграция не только территории, не только людей, но и людей, которые воевали на этой территории, а именно бойцов АТО", — отметила эксперт, добавив, что для этого необходимо выработать "свой уникальный механизм социализации, психологической помощи бойцам АТО".
Впрочем, соответствующий опыт имеется у американцев, социализировавших в свое время ветеранов вьетнамской войны.
Таки образом, сделала вывод Свидченко, Киеву предстоит решать не только проблему поиска эффективных путей интеграции неподконтрольных ныне территорий, но "решать и проблему социальной адаптации людей, оказания помощи населению, которое оказалось в зоне конфликта, и тем украинцам, которые приняли участие в нем".
Боевые действия на востоке Украины начались в середине апреля 2014 года. Президент Петр Порошенко заявил 29 января текущего года, что с начала конфликта погибли 2269 украинских военнослужащих.
В докладе мониторинговой миссии ООН за соблюдением прав человека в Украине, опубликованном 9 декабря прошлого года, говорится, что всего с начала конфликта погибли по меньшей мере 9098 человек, еще 20 732 человека получили ранения.