наверх
24.04.202413:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как относятся к "Минску-2" жители Донбасса и Украины

Донбасс, мир и пролонгация Минских соглашений. (507)

(обновлено: )5735228
Исследования общественного мнения жителей Украины и самопровозглашенных ЛНР и ДНР показывают, что перемирие, обеспеченное Минскими соглашениями, поддерживает подавляющее большинство граждан по обе стороны фронта.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина  

И хотя политические переговоры за год так и не продвинулись, каждый месяц худого мира сохраняет сотни жизней, пишет Юрий Ткачёв.  

Новая гальванизация Минских соглашений

С началом января возобновились маневры вокруг Минских соглашений. В принципе, это было вполне ожидаемо, так как изначально срок их полного выполнения не должен был преодолеть рубеж 2015 года. Но случилось иначе. Не секрет, что так называемый Минск-2, со всеми его недостатками – единственная существующая на данный момент модель компромисса. А потому, несмотря на то, что с 1 января 2016 года Минские соглашения можно назвать просроченными, политики пытаются работать с тем, что есть. 

Впрочем, как недавно заявил переговорщик со стороны ДНР Пушилин: "Кардинальных изменений достигнуто не было, не только на последней встрече в Минске 13 января, но и в целом в течение 2015 года. Каких-то резких улучшений или ухудшений мы не ждём".

Начиная с февраля 2015 года и до самого последнего времени, украинская сторона придерживалась тактики – ни мира, ни войны. Её принципы наиболее откровенно сформулированы советником президента, директором Национального института стратегических исследований Владимиром Горбулиным в статье "Пять сценариев для украино–российских отношений", опубликованной в июне 2015 года. Так, Горбулин пишет: "Один из вариантов нашей стратегии предусматривает ограниченную и сдерживающую войну против России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно больше демотивирующих потерь; постоянный переговорный процесс, однако, без окончательного фиксирования результатов в виде различных договоренностей и форматов; наращивание военного (прежде всего, военно–технологического) потенциала Украины и постепенный переход от блокирования противника к его вытеснению".

Как видим, первая часть плана, относительно продолжения войны низкой интенсивности без достижения конкретных переговорных результатов, Украине до сих пор вполне удавалась. Вообще в среде украинских элит, вернее, той части элит, кто вообще интересуется ходом конфликта на Донбассе, Минск-2, похоже, воспринимается как возможность затянуть время, пока ослабевшая от санкций и падения нефтяных цен Россия не ослабит хватку. 

Никакого иного плана относительно урегулирования конфликта у Украины, видимо, нет, в чём время от времени признаются журналисты и политики. Впрочем, есть план или нет, уже в ближайшее время на голосование в Верховную Раду будут внесены правки в Конституцию и связанные с Минскими соглашениями законы. И развернувшиеся ныне консультации между представителями России и США как раз и связаны с тем, чтобы направить в некое русло законодательную деятельность Верховной Рады. 

Так что существует вероятность, хотя и не высокая, что дело сдвинется с мёртвой точки, и Украина вынуждена будет менять тактику в отношении Донбасса.

Есть ли польза от Минских соглашений?

Конечно, о политических маневрах, которые проделывали стороны в течение прошлого года, можно говорить бесконечно, трактуя происходящее так или иначе. 

Одно можно сказать абсолютно точно: на данный момент ни один из пунктов Минских соглашений не выполнен полностью. Единственным исключением, в определённой степени, можно назвать договорённости о прекращении огня. И хотя по заявлениям обеих сторон в течение года тишина нарушалась артиллерийскими и миномётными обстрелами несколько тысяч раз, число мирных жителей, погибших от боевых действий, существенно снизилось. И это несомненный успех Минских соглашений. 

Так, для сравнения, по данным Министерства обороны ДНР за месяц наиболее интенсивных боёв, предшествующих подписанию Минска-2, погибло как минимум 150 жителей ДНР, без учёта тех, кто позже скончался от ран в больницах. К апрелю 2015 количество погибших уменьшилось до 6-7 человек в месяц. Во время обострения обстановки в июле–августе количество погибших вновь выросло до 15 человек в неделю. В конце лета были достигнуты очередные договорённости о прекращении взаимных обстрелов, что привело к тому, что за 16 недель, начиная с 1 сентября и до конца года, количество погибших составило 8 человек. 

Другими словами, благодаря именно Минскому процессу смертность от ведения боевых действий в ДНР удалось к осени снизить в 70 раз. Эти цифры приведены из ежедневных отчётов Минобороны ДНР и, конечно же, не учитывают общее число погибших, особенно в период наиболее активных боев. Также они не учитывают тех мирных жителей, кто погиб в 2015 году в прифронтовых городах на украинской стороне.

Как относятся к Минску-2 в ДНР?

Многократное уменьшение числа погибших является одним из важнейших факторов, обусловливающих отношение жителей ДНР к Минским соглашениям. Например, результаты опроса, проведённого на территории ДНР социологической службой "Особый статус" в июне 2015-го, дал следующие показатели: 17% респондентов заявили, что Минские соглашения являются правильным и справедливым решением, 31% назвали их вынужденным, но необходимым компромиссом, 27% посчитали формальностью и отсрочкой нового раунда войны и лишь 9% заявили, что Минские соглашения вредное и несправедливое решение (16% затруднились ответить). 

Таким образом, 75% высказались о Минске-2 либо нейтрально, либо позитивно. Однако стоит еще раз отметить, что эти 75% оценили именно обеспеченное Минском-2 затишье. При этом получение особого статуса в составе Украины жители ДНР в большинстве своём не поддерживают. 

Как показывают опросы той же службы, будущее ДНР жители республики видят примерно следующим образом: до 50% являются сторонниками вступления в состав России, около 35% являются сторонниками независимости либо в границах Донецкой области, либо в соединении с ЛНР и лишь до 10% не прочь вернуться в состав Украины (ещё до 5% либо не определились, либо называют свои варианты). 

Вероятно, доля сторонников воссоединения с Россией в 50% обусловлена тем, что сами власти РФ неоднократно заявляли, что принимать Донбасс в состав своего государства не планируют. В случае, если бы со стороны России последовал прямой призыв к объединению, число сторонников подобного шага существенно бы выросло, достигнув 75-80%.

Читайте также: Децентрализация и статус Донбасса: поиск компромисса или разрушение Украины

Если говорить об отношении жителей ДНР к отдельным пунктам Минских соглашений, то тут результаты опросов выглядят следующим образом: получение Донбассом особого статуса в составе федеративной Украины по состоянию на октябрь поддерживали 16% респондентов, при этом 75% были против возвращения в состав Украины, а ещё 9% не определились. 

По многим другим пунктам результаты еще более однозначны: предоставление русскому языку статуса государственного поддерживает 91% респондентов (5% против), создание Народной милиции, подчиняющейся напрямую местной власти – 85% (7% против), предоставление региону особых экономических прав – 77% (4% против).

Как относятся к Минску и будущему Донбасса в Украине?

Показательно, что ежегодный всеукраинский (все области, за исключением Крыма и непризнанных республик) опрос Института социологии НАН Украины, проводившийся в октябре 2015, выявил, что украинцы демонстрируют сходное с Донбассом отношение к Минским соглашениям. 

Так, на вопрос, как вы относитесь к приостановке боевых действий на Донбассе и достижению перемирия на условиях Минских соглашений, 52% респондентов ответили, что относятся позитивно, 21% – что скорее позитивно и лишь 8% высказали негативное отношение.(ещё 11% затруднились ответить, а 8% заявили, что ничего не знают о Минских соглашениях). Как видим, здесь мнение граждан по обе стороны фронта вполне сопоставимо: абсолютное большинство поддерживает установление хоть шаткого, но всё же мира.

Однако когда речь заходит о будущем Донбасса, то тут между мнениями жителей Украины и жителей непризнанных республик проявляются серьёзные различия. Согласно результатам упомянутого выше опроса НАНУ, украинцы в случае проведения референдума о будущем ДНР и ЛНР проголосовали бы следующим образом: 12% за полную независимость республик, 30% за автономию в составе Украины, 35% за то, чтобы оставить статус этих территорий без изменений (области в составе унитарной страны), а еще 23% не определились, либо отказались отвечать.

Как видно из приведённых результатов, перемирие устраивает большинство с обеих сторон. Однако представление о том, как будет выглядеть мирное будущее, у сторон существенно различается, а значит по-прежнему сохраняется потенциальная возможность возобновления боевых действий.

Факторы устойчивости Минска-2

Вообще, стоит отметить, что хотя многие эксперты, прогнозисты и аналитики на протяжении года предрекали скорый конец Минска-2, Донбассу в сравнительно мирном состоянии (по сравнению, конечно, с 2014) удалось прожить уже почти год. 

Целый ряд поражений ВСУ убедил официальный Киев (и, вероятно, его иностранных покровителей), что продолжение военной кампании, по крайней мере, на данном этапе не несёт никаких перспектив, кроме новых поражений и дальнейшей потери территории. 

Россия не стремится в свою очередь к обострению ситуации, ввиду опасения нового витка санкций и следовательно усиления кризисных явлений в экономике. Да и дальнейшая дестабилизация региона означает рост затрат на его поддержку и восстановление. 

Что же касается рядовых граждан, то они живут по принципу "худой мир лучше доброй войны", так как главные жертвы, как человеческие, так и материальные, в этой гражданской войне предстоит нести именно им. Впрочем, для Донбасса подобное состояние существенно омрачается неопределённостью статуса региона, а, соответственно, и его будущего. Насколько устойчивым в дальнейшем окажется возникшее равновесие, покажет наступивший 2016 год. 

Самое читаемое
    Темы дня