наверх
28.03.202420:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина: а жизнь все сложнее и труднее. Эксперты подвели итоги недели

(обновлено: )4483323
Украинская экономика подошла к последней черте, политический кризис не преодолен, а Минские соглашения вряд ли реально выполнить при нынешней власти и при нынешнем состоянии украинского общества.

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Если провести нормальный референдум под международным контролем, то сразу придется выполнять Минские соглашения, наводить мир с Донбассом, идти на компромисс и с другими регионами. Тогда маховик закрутится в правильном для Украины направлении, но это совершенно неприемлемо для нынешней власти, считают эксперты.

В дальнейшем проблемы будут только нарастать, украинцам следует приготовиться к трудным временам.

Об этом говорили участники традиционного пятничного заседания клуба политологов в редакции РИА Новости Украина

На что влияет Яценюк?

В последние дни среди политиков и в обществе живо обсуждается возможность отставки правительства Арсения Яценюка. Сразу несколько парламентских фракций потребовали от Кабмина отчитаться о своей деятельности в Верховной Раде. Голосование за принятие отчета может стать поводом для отставки кабинета. Появились предположения о том, кто может заменить Яценюка. 

Среди версий есть достаточно экзотическая: пост главы украинского правительства пророчат экс-премьеру и бывшему главе МИД Швеции Карлу Бильдту. Впрочем, учитывая практику назначений в Украине, может быть, никакой экзотики тут и нет. Но состоится ли отставка нынешнего кабинета в ближайшее время? Эксперты в этом сомневаются.  

"Будет ли отставка Кабмина в ближайшее время? Мне кажется – нет, не будет. Хотя, конечно, может быть, я ошибаюсь и случатся вещи, которые не спасут Кабинет министров. В любом случае, обсуждать его функциональню деятельность – бесполезное занятие, поскольку правительство в нашей стране уже не первый год не контролирует реально ситуацию, в экономике, в частности. А это правительство во главе с Арсением Яценюком, мне кажется, рекордсмен в том смысле, что сфера реального контроля сузилась до определенного предела. Можно было бы сказать – до последнего предела, но, думаю, это еще не последний предел. Будет еще суживаться сфера, в которой реально Кабмин собирает информацию, задает какие-то параметры, контролирует выполнение, принимает решения и так далее", – сказал директор Информационно-аналитического центра "Перспектива" Павел Рудяков.

Шведы-кандидаты

По словам эксперта, "шведский фактор" (так журналисты образно назвали возможную инициативу по приглашению Карла Бильдта возглавить украинское правительство) хотя и "звучит элегантно", но вряд ли пугает Яценюка. 

"Правительство останется и будет продолжать работать. Если можно назвать работой то, что исходит с улицы Грушевского. Там появятся 2-3 новых персонажа. Думаю, что иностранных граждан дело не дойдет, по крайней мере, на уровне первых лиц министерств и ведомств, на уровне заместителей или советников это вполне возможно и вероятно. А Карл Бильдт останется нашей шведской мечтой, о которой мы будем еще вспоминать много лет спустя", – с иронией отметил политолог.

А руководитель Фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко отметил, что в связи с упомянутым "шведским фактором" ему вспомнилось одно имя – "Улоф Пальме, он ведь тоже был премьер-министр…".

Кабмин в подвешенном состоянии, но…

Есть обстоятельства, которые весьма затрудняют реализацию желания многих поскорее распрощаться с нынешним правительством.

"Кабмин находится в подвешенном состоянии, но любые ритуальные действия вокруг Кабмина упираются в то, что без Яценюка и без его фракции действительно не хватает голосов на какие-либо результативные голосования. Более того, отставка Яценюка угрожает выходом из коалиции "Народного фронта", а значит, досрочными выборами, потому что без "НФ", так уж случилось, невозможен другой формат коалиции", – сказал Кость Бондаренко. 

Он пояснил, что никто не пойдет на то, чтобы пригласить в коалицию "Оппозиционный блок", поскольку это лишь приведет к углублению кризиса. 

Еще один возможный путь, по мнению политолога, "это если бы Конституционный суд дал разъяснения, что не только фракции могут создавать коалицию, но и отдельные депутаты, а также депутатские группы".

"Пока что в Конституции четко прописано, что коалиция формируется депутатскими фракциями в парламенте… Это тоже существенный момент. Яценюк и вся его команда это прекрасно понимают и ведут себя достаточно вызывающе, диктуют свои условия и так далее. Они понимают, что от них очень многое зависит. Их электоральные рейтинги несоизмеримы тому положению, которое занимают сегодня Яценюк и возглавляемый им Кабинет министров в обществе", – констатировал Бондаренко.

Яценюк и ресурс выживаемости

В правительстве мало что зависит от премьер-министра Яценюка, потому что сам Кабмин – это предмет разноплановых договоренностей, в том числе "квотного" принципа распределения портфелей, сказал политолог Искандер Хисамов

"Поэтому ясно, что Арсений Яценюк не контролирует правительство, он пытается надувать щеки, делать вид, что он крупный деятель, но… (реальных рычагов управления не имеет – Ред.)", – сказал эксперт.

В то же время, Хисамов отметил, что у у Яценюка – "очень большой ресурс личной выживаемости, стартовавший еще от "Кули в лоб".

"Это интересно с точки зрения (книги рекордов – Ред.) Гиннесса. Сколько человек может выдержать в обстановке абсолютного недоверия, отсутствия власти, отсутствия смысла жизни, по большому счету. Мне было бы стыдно возглавлять контору, в которой ты ничего не значишь", – отметил политолог, добавив, что "это смешно, смешна и все деятельность Кабмина, кроме Министерства финансов, возглавляемого Натальей Яресько".

"Вот там делаются большие дела. Только там реальная жизнь. Потому что по созданию доходов нынешняя власть не может ничего предложить: ни улучшения инвестиционного климата, ни защиты собственности. Ничего не может сделать, чтобы привлечь какие-то деньги и оживить производство. Оно может "пилить" немного расходы. Там тяжелые вещи происходят, и много коррупции. По доходам – ничего, по расходам – все плохо, остаются займы. А по займам идет достаточно квалифицированная, я не специалист, но мне так кажется, работа: они что-то выбивают, очень активно борются за новый кредит, поскольку задача такая поставлена. Потому что чтобы Украина выживала, обслуживала долги, нужны новые деньги. И сейчас ставится задача ударными темпами получить 10 млрд долларов в этом году", – сообщил Хисамов.

После этого, сказал эксперт, нужно будет обеспечить возврат прошлых долгов, а дальше – "ситуация тупиковая", поскольку, по официальным данным, государственный долг Украины составляет около 86% ВВП…

Чем дальше, тем труднее

Хисамов напомнил, что все это происходит "при том, что угасание производства продолжается, и в обозримой перспективе совершенно непонятно, как возвращать эти нарастающие долги". 

"Кроме того, мы уже слышали эти победные реляции относительно того, что "мы реструктурировали наши долги перед частными кредиторами", – отметил эксперт, напомнив, что уже обсуждались подробности реструктуризации, согласно которой Украина должна будет отдавать определенные проценты от роста ВВП.

Одна из главных же проблем страны, по мнению Хисамова, заключается в том, что "все поколения украинской власти не мыслят в среднесрочной перспективе", думают на несколько месяцев, максимум – год вперед.

"Власть не может принять на себя ответственность жить по средствам уже прямо сейчас. Потому что это будет крайне тяжело. Таким образом, воронка все сильнее закручивает украинскую экономику и социальную сферу. Жизнь людей будет чем дальше – тем труднее", – спрогнозировал политолог. 

Далеко от стабильности

Состояние украинской экономики оценить довольно трудно, применяются разные методики, но и пессимисты, и оптимисты, и реалисты сходятся на том, что это состояние далеко от того, которое можно было бы назвать стабильным, отметил Павел Рудяков. По его словам, падение экономики не остановлено.

"Принятие бюджета на 2016 год в том виде, в каком он был принят, однозначно убеждает в том, что проблемы очень серьезные. Тут даже не идет речь о том, что сократилось промышленное производство, что выросла безработица. Тут речь о том, что мы уже несколько месяцев пребываем на стадии настолько глубокого системного кризиса, что любые транши МВФ, если даже ноль справа приписать и увеличить сумму на порядок, спасти украинскую экономику в том виде, в каком она сейчас существует, не способны", – сказал Рудяков.

Он добавил, что, впрочем, кредиты МВФ ни для одной национальной экономики, ни для одной страны, сотрудничавшей с Фондом, "не становились ключом даже к стабилизации".

"Что могло бы спасти украинскую экономику? Я думаю, единственное слово, которое должно было бы уже прозвучать на самом высоком уровне, это слово-ответ: "ничего". Ничто не может спасти украинскую экономику в том виде, в каком она сейчас пребывает", – сделал эксперт безрадостный вывод.

По его словам, все украинские реформы – "это фактически "обрезание хвоста", того, что еще оставалось из двухтысячных годов, мы все это обрезаем, урезаем, минимизируем, чтобы сократить расходы, которые были бы предусмотрены на обеспечение тех или иных сегментов экономики, социальной сферы".

Рудяков отметил, что ему хотелось бы быть оптимистом, но предположил, что в социально-экономической сфере страну "уже с конца весны ждут очень неприятные вещи, которые, прежде всего, отразятся на бюджетной сфере, соответственно, это отразится на бюджетниках и на пенсионерах". 

Куда ведет Минский процесс

Павел Рудяков отметил, что Минский процесс в 2016 году продолжается и можно ожидать, что он даже будет форсироваться – но здесь он столкнется с другим процессом, конституционным, поскольку "от нас ждут конституционных изменений, которые мы никак не можем принять и даже не можем сформулировать".

В связи с этим, по словам эксперта, "появляется дилемма между тем, что Киев готов сделать, и горизонтом ожиданий, то есть, с тем, чего от нас ждут европейские партнеры по Минскому процессу".

"И тут нет позитивного решения, все равно вносить изменения в Конституцию нам придется, хотим мы этого или нет", – сказал Рудяков, предположив, что тянуть с решение вопроса Киев сможет до лета, но затем, если проблема так не будет решена, "возможна серьезная дестабилизация политического процесса". 

Минскому процессу, по мнению эксперта, может помешать и нарастающее "творчество масс", радикальные активисты, которые могут протестовать против тех или иных решений власти. 

"Минск-2" невыполним

Подписанные в феврале прошлого года Минские соглашения при нынешней власти и при нынешнем состоянии украинского общества практически невыполнимы, считает Искандер Хисамов. 

"12 февраля (2015 года — Ред.) были минские соглашения, значит, уже можно подводить итоги года. И нельзя не вспомнить, в каких условиях принимались минские соглашения, и когда (президент Франции – Ред.) Франсуа Олланд и (канцлер Германии – Ред.) Ангела Меркель и в связи с чем они так остро забегали по карте мира: из Астаны полетели туда-то, потом в Москву… Тогда была катастрофа в районе Дебальцево. Тогда была реальная угроза, что войска сепаратистов достигнут и Мариуполя, и так далее. Тогда это во многом была кампания европейцев по спасению Украины. И это хорошо понимал и президент Украины Порошенко. Поэтому очень много сделано было компромиссных решений – лишь бы все остановилось. Если помните, в те дни, как говорили свидетели, Порошенко с Путиным чуть ли не 16 часов спорили, что (будет – Ред.) с Дебальцево", – рассказал эксперт.

По его словам, "тогда это была во многом оперативно-тактическая операция", и даже европейцы, решая текущие задачи, не слишком глубоко задумывались над последствиями – "тогда нужно было обозначить какую-то дорожную карту".

"И хоть документ "минские соглашения" не оставляет простора для импровизации, однако эти импровизации идут как должное. Украинское руководство все время говорит – ни одного пункта не выполнили наши оппоненты из Донецка и России. Не передали границы, не вывели войска. Но понятно, что сначала нужна реформа (Конституционная – Ред.), потом выборы", – сообщил политолог.

Итак, вряд ли Минские соглашения при нынешней ситуации можно выполнить. В то же время, отметил Хисамов, "без решения проблемы Донбасса, без умиротворения, без стабилизации политической, культурной, даже эмоциональной Украина не решит ни одного из своих вопросов". 

Нуланд и Сурков договорились о…

Вокруг "Минска-2" много слухов и конспирологических версий, особенно много их вокруг закрытой встречи помощника госсекретаря США Виктории Нуланд и помощника президента РФ Владислава Суркова в Калининграде – о чем они говорили 6 часов? 

Кость Бондарекно назвал несостоятельной версию некоторых поддерживающих Порошенко пользователей соцсетей о том, что Нуланд будто бы выдвинула России некий ультиматум.

"Ультиматум не выдвигают 6 часов", – отметил политолог, добавив, что в течение 6 часов мог осуществляться "мозговой штурм". 

Бондаренко сообщил, что имеет инсайдерскую информацию: в результате "мозгового штурма" было принято решение: голосование по изменениям в Конституцию в том виде, в котором они сейчас предлагаются, проводить нельзя.

"Почему нельзя? Потому что изменения должны были быть согласованы с противоположной стороной. Этого сделано не было", – пояснил политолог, добавив, что ДНР И ЛНР наверняка не признают такую реформу Конституции.

Повторно ставить вопрос о конституционных изменениях можно только спустя год. 

"Поэтому было как бы предложено в Калининграде: а давайте мы забудем о том, что там 31 августа что-то голосовалось, что бросали какие-то гранаты, что погибли какие-то люди, все это мы забываем. На весенней сессии, после того как обсуждается вопрос кнституционных изменений в рамках Контактной группы, выносим снова на простое голосование, 226 голосов, а уже осенью либо будет нвая Конституция, либо будет новый парламент, либо найдутся 300 голосов за те изменения, которые будут согласованы", – сказал Бондаренко. 

Он добавил: "Это один из вариантов, которые сейчас мы и наблюдаем – сейчас все спускается на тормозах". 

Спасительная федерализация 

Стратегически верным решением для Украины была бы федерализация, но само это слово продолжается оставаться "ужасным" для украинского общества и истеблишмента, заявил Искандер Хисамов.

По его словам, "пока ни общество, ни элиты не дошли до мысли, что только федерализация может сохранить единство Украины".

Хисамов также оценил предложение премьер-министра Яценюка вынести вопрос внесения изменений в Конституцию на референдум. 

"Все понимают, что если это будет нормальный референдум под международным контролем, то сразу придется выполнять Минские соглашения, наводить мир с Донбассом, идти на компромисс и с другими регионами. Тогда маховик закрутится в правильном для Украины направлении, но совершенно неприемлемом для нынешней власти. Потому что самые разные социологические опросы показывают, что подавляющее большинстве украинских граждан будут выступать за установление мира, и возможно в рамках минского процесса", – сказал политолог.

Читайте также: Deutsche Welle: против соратников Януковича санкции не работают

"Зачем нам этот Киев?"

Если же говорить об украинской экономике, отметил Хисамов, становится понятно, что роль Киева в обеспечении стабильности регионов, какой-то помощи им, будет минимизирована.

"Налоговые, тарифные нагрузки будут возрастать. А у регионов будет возрастать недоумение – зачем нам вообще нужен Киев? – сказал политолог. – И это будет везде. Если центр не может показать всем регионам, зачем он нужен, то центра такого не существует".

Самое читаемое
    Темы дня