наверх
25.04.202400:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Политтехнолог о перспективах отставки Яценюка и выборов на Донбассе

Перезагрузка правительства по-украински (264)

(обновлено: )188241
В Раде активно обсуждают вопрос переформатирования Кабмина, отставки Яценюка и принятие изменений в Конституцию в части децентрализации. Их прокомментировала политтехнолог Екатерина Одарченко.

РИА Новости Украина

Во фракции "Блок Петра Порошенко" потребовали от правительства до 5 февраля представить отчет о деятельности Кабмина в Верховной Раде. По словам руководителя фракции БПП Юрия Луценко, Кабмин должен предоставить на рассмотрение парламентской коалиции бумажную версию отчета.

Ранее премьер Арсений Яценюк обратился к коалиции с просьбой безотлагательно начать прозрачное и публичное обсуждение возможных кандидатов на правительственные должности. В то же время в БПП заявили, что от отчета правительства будет зависеть вопрос дальнейшего пребывания Яценюка на посту премьера.

В СМИ также появилась информация, что вопросы переформатирования Кабмина поднимаются в связи с назначенным на четверг, 28 января, голосованием за изменения в Конституцию в части децентрализации и "особого статуса" Донбасса.

Важные события в политической жизни страны в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала политтехнолог Екатерина Одарченко.

Насколько актуально сейчас рассмотрение отчета Кабмина, и как это связано с вероятностью отставки Яценюка?

– Я думаю, что очередная эскалация конфликта между БПП и "Народным фронтом" – это очередной низкокачественный информационный повод. Все прекрасно понимают, что без "Народного фронта" будет сложно внедрять инициативы президента. Это особенно понятно, учитывая динамику голосования за изменения в Конституцию, так как в целом вектор децентрализации поддерживают большинство политических сил, и даже "Оппозиционный блок". При этом точка принятия закона о проведении выборов на части Донецкой и Луганской областей будет сложной в истории Украины. Мы можем провести эти выборы и легализировать людей на этих территориях, по сути, признать, что информационная кампания на Донбассе у нас недостаточно эффективна. Я думаю, что будет принят сценарий замены Захарченко и Плотницкого на более адекватных представителей, при этом откровенно проукраинского местного самоуправления мы там не получим. Остаются также полемическими вопросы по поводу амнистии, контроля за границей.

Проголосуют ли депутаты за изменения в Конституцию в ближайшее время?

– Согласно дипломатической позиции президента в минском процессе, все это должно быть проголосовано. Альтернативного видения нет, хотя, конечно, это можно долго обсуждать. При этом у нас нет культуры диалога. Фракция "Народный фронт" очень важна, так как если НФ встанет в оппозицию к БПП, то "Батькивщина" и "Самопомич" выйдут из коалиции. Тогда останется собирать отдельных депутатов и идти на компромиссы с "Волей народа", "Возрождением", "Оппозиционным блоком". При этом "Народный фронт" тоже не является гомогенной структурой. Посмотрите на БПП – часть людей ушла в "УКРОП", часть еще куда-то. У нас часто партии создаются в качестве бренда и идут на ситуативное партнерство, а не являются настоящими политическими силами. Каждый сам за себя. При этом есть политические силы, которые пытаются быть последовательными. Например, "Батькивщина" 15 лет работает в Украине, и в свое время вложила много усилий в развитие структуры. С тех пор эта партия не делает таких резонансных вещей, как, например, Олег Ляшко: сперва он говорит, что бюджет убивает страну, а спустя несколько часов голосует за документ. Я думаю, что с децентрализацией будет похожая ситуация. Есть еще "фактор Шокина", фактор жесткого давления на депутатов. И если будет нужно найти 10 голосов, то их могут искать и некорректными методами, учитывая процессы, происходящие в рамках нарушений по линии силового блока. Конфликт "Яценюк – Порошенко" может быть отражен в голосовании за изменения в Конституцию.

Луценко заявил, что 40 депутатов из "Народного фронта" готовы голосовать за отставку Яценюка. Как вы это прокомментируете?

– Это иллюзия. Я думаю, что Луценко лучше всех знает, как организована партийная дисциплина. Крайне редко наблюдается действительно оживленное обсуждение программы, позиции партии. И мы видим такую ​​же ситуацию в коалиции. Крупные фракции просто не хотят участвовать в поиске консенсуса. Потому что консенсус – это всегда сложно. Мы же не можем найти консенсус между решениями министерства и бизнеса, это целое дело. Почему нужно доводить фермеров до того, чтобы они блокировали дорогу? Почему за полгода нельзя было провести обсуждения с теми же фермерами и найти консенсус? А в коалиции мы наблюдаем заявления о том, что кого-то не слышат, что кто-то является оппозицией в коалиции. Процедуры в Украине соблюдаются только формально, многое зависит от эмоционального восприятия. И если вспомнить карьеру Арсения Петровича, его сотрудничество с инвесторами политических сил, то посмотрите: ушел Мартыненко. И это уже определенный звоночек о том, что Арсений Петрович не умеет искать консенсус. Объединенная оппозиция, какой она была до освобождения Юлии Тимошенко, могла бы стать мощной политической силой. Но был личностный конфликт.

Поговорим о процедурных моментах. Стоит ли нам ожидать отчета от Яценюка до 5 февраля? На что этот отчет может повлиять?

– Вряд ли этот отчет может на что-то глобально повлиять. Логично было бы с точки зрения оптимизации образа Яценюка представить этот отчет, раздать красивые слайды журналистам и депутатам. Здесь важна сама процедура, сакральное значение самой процедуры. Но на работу с образом у нас выделяют время только во время выборов, поэтому, возможно, этот отчет и не состоится, если не будет осуществлено давления парламента на уровне процедурных моментов, а не на уровне заявлений отдельных депутатов. Работа с образом – это постоянная работа. И было бы логично представить отчет с точки зрения коммуникаций, с точки зрения завершения видимого конфликта между Петром Порошенко и Яценюком. При этом стоит понимать, что Яценюк никуда не денется, не может быть премьер-министра по линии президента. Тогда не останется никаких противовесов, и западные партнеры это понимают. Поэтому замены Яценюка на Гройсмана, Ложкина, Кононенко и даже Яресько не будет. При этом нужно говорить не только об Арсении Петровиче, но и об отчете каждого министерства. Это было бы нормально. Но у нас же постоянно нарушается регламент, здесь я говорю об определенной культуре. Не может быть отчет исключительно поводом для отставки Кабмина. При  этом в правительстве есть представители многих политических сил, среди них много людей от БПП. И если говорить об отставке премьера, то придется говорить и об отставке многих министров. А это сейчас невыгодно БПП.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня