Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Последствия победы Евромайдана еще не проявились во всей полноте (хотя уже ясно – мало никому не покажется), а участники и поклонники "революции достоинства" уже торопятся оформить музейную экспозицию и выбить под это дело деньги из бюджета.
В эту экспозицию, однако, помимо обгоревших касок и щитов активистов, надо бы включить и разрушенные обстрелами города Донбасса, остановленные в результате "успехов на пути евроинтеграции" заводы. Эти города и заводы возводились трудом миллионов людей в советские годы. Но это время предписано теперь просто вычеркнуть из истории и из памяти украинцев.
Музей Майдана
В Киеве объявили о создании Музея Майдана: уже собрано более двух тысяч экспонатов, для размещения временной экспозиции будут пока просить помещение в Украинском доме, а в перспективе вытребуют земельный участок на Грушевского для строительства отдельного здания.
Есть прицел и на финансированиее из госбюджета (для этого новому музею надо получить статус "национального"). Об этом сообщил директор Украинского института Национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович.
Он представил директора музея – на данный момент эту должность занимает бывший глава Музейного совета при Минкульте, экс-задиректора Музея Ивана Гончара Игорь Пошивайло. Впрочем, в будущем будет проведен конкурс, и тогда новый директор будет формировать свою команду. А пока экспозицию формируют активисты.
Пошивайло отметил, что на данный момент уже собраны более 2000 артефактов, записаны более 500 устных историй.
Музей собираются делать "открытым" и "экспериментальным", не столько хранилищем артефактов, сколько площадкой для осмысления прошлого и будущего, заявила представляющая общественность Александра Бакланова.
По ее словам, это будет "музей не только про прошлое, но и про будущее" (что ж, это постмайданное будущее уже сейчас легко себе представить – Авт.). А Пошивайло добавил, что такой музей поможет украинцам идентифицировать себя "как нацию".
Судя по высказываниям создателей музея, несмотря на всю его – в будущем – "открытость" и "экспериментальность", обществу (которое вовсе не состоит сплошь из сторонников Евромайдана) вряд ли стоит рассчитывать на объективность. Будет представлена история "победы", история будто бы борьбы за "свободу" – но не история кровавой войны с целью передела собственности олигархами, чем, собственно, и оказался по факту евромайдан. Что ж, историю пишут победители. Правда, эта история еще не дописана до конца.
"Отречемся от старого мира…"
Тем временем, в Украине продолжается планомерная работа по уничтожению символов объявленного "преступным" советского прошлого. При этом называющая себя "демократической по определению" власть не считается не просто с мнением граждан, для нее не имеет значение даже мнение явного большинства.
В качестве примера можно назвать ситуацию, сложившуюся в Кировограде. На референдуме кировоградцы высказались за возвращение городу старого (бывшего до 1924 года) названия – Елисоветград.
Казалось бы, раз большинство так решило, какие могут быть вопросы? Но депутаты горсовета предыдущего созыва передоверили решение проблемы переименования Верховной Раде. А для нынешних властей что советское, что имперское – все одинаково плохо. И в парламенте решили: какой еще Елисоветград, пусть будет Ингульск (в честь реки Ингул).
Это название многим кировоградцам не приглянулось. В городе митингуют, депутаты горсовета обратились в Раду с просьбой отстрочить переименование до проведения нового местного референдума. Депутаты заявили, что к мнению людей не прислушиваются… История эта пока не закончена.
А в Днепропетровске схитрили: хотя и выполнили закон о декоммунизации, но переименовали Днепропетровск в… Днепропетровск. Только теперь город назван не в честь революционера и советского государственного деятеля Петровского, а в честь апостола Петра.
Кто фашистов победил?
Добрались декоммунизаторы и до скульптуры "Родина-мать" в Киеве. Сразу после одобрения парламентом законов о декоммунизации появился анекдот: "теперь киевлянам, живущим на левом берегу Днепра, запретят смотреть на берег правый – потому что там "Родина-мать", а на щите у нее запрещенный отныне герб Советского Союза.
В реальности смотреть в сторону правого берега не запретили, нашли решение попроще – герб СССР убрать. Об этом сообщил на своей странице в Facebook все тот же руководитель УИНП Владимир Вятрович.
"Со щитом, но без совка на нем. Герб СССР будет убран со щита скульптуры "Родина-мать", – написал он.
В данном случае, кажется, никто и не собирается спрашивать граждан, как они к такой идее относятся. Герб-то "преступный". Ничего, что именно Советский Союз одержал победу над нацистской Германией. Пройдет время – кто об этом вспомнит? Дело техники. Уже сейчас понятие "Великая Отечественная война" в Украине фактически под запретом, его заменили на нейтральное "Вторая мировая".
В свое время и большевики рушили памятники и взрывали церкви, а прозорливые люди предупреждали: так же когда-то поступят и с новыми монументами, возведенными на обломках старых. Нынешним разрушителям тоже надо бы об этом помнить.
Кстати, в Вене на монументе советскому воину-освободителю герб СССР хорошо виден, он просто сияет золотом. И австрийцы (которые во Вторую мировую сами знаете на чьей стороне воевали) не торопятся убирать с памятника этот, по выражению Вятровича, «совок».
Десоветизация, затем дерусификация
Параллельно процессу десоветизации вполне естественным образом развивается процесс отрицания всего русского. Запад ненавидел Россию до революции, ненавидел ее после революции, ненавидит и теперь, после реставрации капитализма. В глазах "цивилизованного мира" Россия, независимо от политических режимов, сама по себе – "мировое зло".
И здесь украинское правительство шагает в ногу и с "цивилизованным миром", и с местными "активистами". В среду премьер-министр Арсений Яценюк поручил рассмотреть предложение нардепа Остапа Семерака о запрете ввоза в страну изданных в России книг (сам нардеп заявляет, что это – не борьба с русским языком, но «ответ агрессору-РФ на военное вторжение и пропаганду…").
Не все в Украине отнеслись к такой инициативе с полным пониманием.
"Что ж, если бы это была просто заградительная мера которая сочеталась бы со специальными условиями кредитования, дотаций и т.д. для украинских типографий и издательских домов, я бы еще понял. Здоровый протекционизм. Однако проблема в том, что это просто запрет, запрет и ничего более. Запрет на культуру, на мировоззрение, на язык", – написал на своей странице в Facebook политолог Михаил Павлив.
"Вчера, покупая детям книги в одном из крупнейших специализированных магазинов города, я ужаснулся, насколько меньше стало детской литературы на русском языке за последние два года. Наших детей, наши семьи, осознанно лишают права выбора, осознанно ограничивают", – отметил он.
По словам Павлива, он, разумеется, не видит никакой проблемы в поддержке украинской культуры и языка – "это абсолютно нормально". Однако, считает, что "все бесчисленные попытки дискриминации языкового большинства, коим являются русскоговорящие в Украине", нельзя назвать иначе как "наступлением на права и свободы".
Напомним, летом 2015 года Киев уже составил "черный список" книг российских писателей, историков и журналистов, которые запрещено ввозить в Украину. Под запрет, в частности, попали книги таких авторов, как Эдуард Лимонов, Николай Стариков, Сергей Глазьев, Александр Дугин, Лев Вершинин, Сергей Доренко, Максим Калашников. В Госкомтелерадио Украины отметили тогда, что этот список может быть расширен.