наверх
20.04.202407:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Когда подешевеет бензин на АЗС? Никогда

(обновлено: )202552
Яценюк может сколько угодно требовать снижения цен на бензин, но реальных рычагов влияния на ситуацию у него нет кроме одного - снизить акцизы на топливо. Пока же правительство само стимулирует высокие цены на бензин.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Тема срочного понижения цен на бензин в связи с глобальной тенденцией дешевой нефти — отнюдь не новая, но высокоэффективная технология пиара. Еще Юлия Тимошенко в далеком 2005 году это поняла, а теперь политтехнологи нынешнего премьера Арсения Яценюка, стряхнув политический "нафталин", копируют наработки десятилетней давности.

Как правильно бороться с трейдерами

Больше десяти лет назад Юлия Тимошенко на посту премьера резко озаботилась темой дешевого бензина. Тогда она в ультимативной форме потребовала от нефтетрейдеров снизить цену, иначе… Бензин с АЗС пропал на несколько дней, Тимошенко встретилась с трейдерами и договорилась. О чем? Это уже не важно. Бензин ощутимо не подешевел, но "наша Юля" прочно вошла в образ единственной защитницы народных интересов. Попутно она боролась за дешевое мясо и сахар, и в итоге цены стали только выше, но украинцы могли продегустировать мясо со всех континентов мира возрастом "20+".

Теперь уже премьер Арсений Яценюк, как политический наследник сначала "Батькивщины", потребовал срочно снизить цены на бензин. Дескать, нефть дешевеет, так что пора потребителям узреть чудо свободного рынка — понижение стоимости топлива.

"Цена на нефть сейчас уже на уровне 30 долларов. Заправки пока стоят на тех самых ценовых параметрах, на которых стояли месяц назад. Прошу (министра энергетики совместно с Антимонопольным комитетом – Ред.) провести встречу с основными операторами рынка. Это не является административным давлением. Речь идет исключительно об экономических предпосылках уменьшения стоимости нефтепродуктов на автозаправках", — сказал Яценюк

Тема снижения стоимости бензина не нова. В 2014 году был отмечен первый глобальный спад стоимости нефти, после которого, логично, бензин тоже подешевел. Но не в Украине. Тогда АМКУ представил результаты исследования, согласно которому цены на АЗС могли бы быть ниже на 1-2 гривны по сравнению с действующими. Однако, кроме выводом Антимонопольный комитет не мог ничего требовать от владельцев заправок: любой штраф, предъявленный по признакам корпоративного сговора, автоматически "лег" бы на дальнейшую стоимость топлива. Поэтому можно только взывать к совести трейдеров и сетовать на отсутствие у государства реальных рычагов контроля за ценами на нефтепродукты.

Президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук остроумно прокомментировал желание правительства снизить цены на бензин: "Если министр (Владимир Демчишин) будет агитировать за снижение цены, то это все равно, что у собственной жены попросить помолодеть лет на десять. Идея хорошая, но выполнить ее невозможно".

Стоит напомнить, что Украина не имеет собственных запасов нефти и все топливо у нас импортное, а значит, закупленное за валюту. Про планомерное понижение гривны в последние полгода не в курсе разве что младенцы, а остальные имеют "счастье" любоваться ослаблением гривны, которое приближается к 26 гривнам за доллар.

Почему бензин дешевым не будет

Пока нефть на мировом рынке опустилась до 31 доллара за баррель, налоги на розничную продажу нефтепродуктов в Украине выросли с 27% до 43%, а девальвация гривны продолжается. И пока премьер-министр разглагольствует о возможности определенного уменьшения цен на бензин и дизтопливо, нефтетрейдеры напоминают, что налог на каждый литр бензина определенной марки составляет 10,43 грн.

В частности, президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук напомнил, что нефтепродукты больше не являются критическим импортом, т.е. товаром, необходимым для жизни страны. "И теперь НБУ отказывает в продаже валюты для оплаты контрактов. Вот в чем проблема. Здесь нужно говорить не о ценах на нефтепродукты, а о том, будут ли эти нефтепродукты к концу января", — заявил Косянчук.

По его словам, пока министр энергетики и угля Украины Владимир Демчишин планировал встречу с нефтетрейдерами, трейдерам было отказано в покупке валюты для предоплаты нефтепродуктов. И если так будет продолжаться дальше, то о ценах на бензин говорить не придется в связи с отсутствием такового в стране.

К сожалению, этот вопрос не нашел отражения в отчете Минэнергоугля о встрече Демчишина с трейдерами. Но министр наконец узнал, что в структуре бензина цена нефти — не единственный фактор влияния.

"Нефтетрейдеры обратили внимание на структуру цены бензина, в которой налоги и акциз занимают больше половины стоимости, поэтому снижение его цены не может полностью соответствовать ценовой тенденции на нефть", — отмечается в сообщении пресс-службы министерства.

Впервые в истории Украины сумма налогов в стоимости топлива превысила долю стоимости самой нефти, рассказал эксперт Консалтинговой группы А-95 Артем Куюн: "С одной стороны, мы имеем беспрецедентное снижение цен на нефть, но, с другой стороны, с Нового года правительство достаточно серьезно повысило налоги на нефтепродукты. В результате впервые в истории Украины сумма налогов в стоимости топлива превысила долю стоимости самой нефти".

В свою очередь замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев считает, что цены на бензин правительство Украины может снизить, если снизит налоги на розничную продажу топлива.

"Бензин подешеветь не может. Все претензии в отношении того, что бензин не дешевеет правительство должно адресовать себе. Цена на нефть — далеко не единственный фактор, который влияет на цену топлива. Помимо цены на нефть равноценное влияние на стоимость топлива на заправках оказывает курс гривны, уровень и порядок налогообложения. Если гривна девальвировала, если акцизы повышены, если порядок оформления грузов стал еще сложнее, если Укрзализныця повысила тарифы на транспортировку грузов, то о каком снижении цен на топливо может идти речь?" — заявил Рябцев.

По словам эксперта, если пересчитать цены на дизтопливо из гривны в доллары, то окажется, что в Украине они намного больше снизились, чем в странах ЕС.

"Все остальное зависит от действий правительства. Все правительства импортозависимых стран используют низкие цены на энергоносители для стимулирования развития реального сектора экономики. В Украине все происходит с точностью до наоборот, делается все, чтобы поддержать нецивилизованную конкуренцию. Чтобы конкурентные преимущества получали те компании, которые не платят налоги и сборы в полном объеме. Убираются те барьеры, которые необходимы для поддержания нормального функционирования рынка, а барьеры, которые мешают такому функционированию, становятся все выше", — подчеркнул Рябцев.

В итоге, чтобы добиться понижения цены правительству всего лишь нужно подать в Верховную Раду предложение по изменению акцизов на продажу нефтепродуктов. И только после этого, обращаться к нефтетрейдерам с предложением понизить цену, а не наоборот.

Самое читаемое
    Темы дня