наверх
26.04.202423:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Легализация пороков. Проституция и казино будут спасать бюджет Украины

(обновлено: )141572018
Минфин предлагает легализовать игорный бизнес, чтобы расширить источник поступлений доходов госбюджета. На деле это приведет к легализации теневых потоков. Кроме официальной "прачечной" в виде казино общество получает "демотиватор": зачем работать, если можно сорвать куш?

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Игорный бизнес был запрещен в Украине с 2009 года. С подачи премьер-министра Юлии Тимошенко депутаты приняли соответствующий законопроект, и с тех пор казино, игровые автоматы и прочие инструменты азарта запрещены "к применению". В 2014 году предшественник Наталии Яресько на посту министра финансов, Александр Шлапак, высказался за легализацию игорного бизнеса, но до законодательной инициативы дело не дошло. 

В ноябре нынешнего года Минфин подал в Раду законопроект о легализации индустрии азарта.

Навстречу шальным деньгам

Министерство финансов Украины предлагает законодательно урегулировать игорный бизнес как один из видов хозяйственной деятельности. "На территории Украины разрешается организовывать и проводить исключительно такие виды деятельности в сфере организации и проведения азартных игр: организация и проведение букмекерской деятельности, организация и проведение азартных игр казино, выпуск и проведение лотерей", — говорится в тексте законопроекта, который был обнародован на сайте Минфина.

Бывшие участники рынка оценивали ежегодный объем поступлений в бюджет от азартной индустрии на уровне миллиарда гривен. До запрета деятельности в Украине работало около 30 операторов, но их деятельность прекратилась в основном из-за нежелания платить повышенную плату за разрешительные документы. В частности, предлагалось повысить стоимость лицензии до 400 тыс. евро, что на тот момент составляло свыше 3 миллиона гривен. Операторы с предложением Тимошенко не согласились, и в результате азартный бизнес был запрещен, и с того момента находится в тени. 

Теперь "ставки" в виде лицензий значительно выше, и мало кто из операторов сможет внести больше миллиона евро за открытие казино с игровыми столами и автоматами, чтобы потом "отбивать" стоимость лицензии и сопутствующие затраты, пользуясь игровым азартом посетителей. Если рассматривать вопрос с точки зрения экономической конъюнктуры, то сейчас не лучшее время для открытия казино. Экономика Украины сокращается, по результатам года ожидается падение ВВП в двузначной величине, а значит и доходы, которые можно будет потратить на игру будут значительно меньше чем пять лет назад.

С другой стороны, игровой бизнес на то и эксплуатирует порочную страсть к игре отдельных людей, чтобы действовать в пограничной "зоне" закона.

Государственный бизнес на пороке

Игорный бизнес призван не столько наполнять экономику Украины сколько помочь в отмывании "грязных" денег и дальнейшему разорению граждан, страдающих страстью к игре. 

По оценке экспертов, законопроект Минфина выписан под одного "игрока". Доктор юридических наук, президент юридической компании Jurimex Даниил Гетманцев убежден, что легализация игрального бизнеса не поможет залатать дырки в бюджете.

"Если изучить этот проект, то становится понятно, что рынок освобождается под определенного игрока, который должен получить, по расчетам Минфина, единую лицензию на проведение лотерей, то есть массовых азартных игр. Мало того, эта частная компания будет впоследствии раздавать так называемые сублицензии. Это нововведение Минфина лично меня повергло в шок, мы такого еще не видели", — отмечает эксперт.

Вывод Гетманцева: "Это даже не коррупция, это уже какой-то государственный бизнес, причем бизнес не государства, а чиновников. Такая законодательная инициатива является крайне коррупционной, это преступление против украинского общества".

Экономический эксперт Всеволод Степанюк считает легализацию игорного бизнеса негативной инициативой.

"Если вначале она (легализация) и даст какие-то поступления от продажи лицензий, то в средней и долгосрочной перспективе это негативно скажется как на развитии экономики Украины, так и на наполнее бюджета. Игорный бизнес является идеальным способом отмывки "грязных" денег и вывода их за границу. Мы уже наблюдали картину, когда через аренду, роялти, покупку оборудования выводилось достаточно серьезные суммы через игорный бизнес", — подчеркнул Степанюк.

"Сильно сомневаюсь, что из России, Беларуси, других стран сюда поедут люди, чтобы здесь оставить свои деньги в казино. В страну с нестабильной ситуацией, где идет война ни один солидный человек не поедет. И надеяться на приток денег, как минимум, глупо. Деньги, в основном, будут тратить наши граждане, надеясь на какой-то выигрыш, и проигрывая то, что у них еще осталось", — добавил эксперт.

По его словам, среди последствий легализации игорного бизнеса есть негативный морально-этический аспект. "В обществе опять будет насаживаться мысль, что можно легко выиграть деньги, а не заработать их. Игровой бизнес традиционно увеличивает криминогенную ситуацию. Для нас — это со всех сторон негатив", — сказал Степанюк. 

Проституция — не грех, а доход

Вслед за легализацией игорного бизнеса, возможно, власти займутся выведением из тени еще одного порока — проституции. Один из неприятных, но правдивых, образов Украины в глазах иностранных туристов — чрезвычайно выгодная страна для секс-туризма. И если уж иностранцы ездят сюда за "этим", то почему бы секс-индустрию не обложить налогом?

Например, международная правозащитная организация Amnesty International давно призывала легализовать проституцию. Призыв иностранных правозащитников бороться за декриминализацию продажной любви в Украине подхватил народный депутат Украины VIII созыва, член группы "Депутатский контроль" Михаил Гаврилюк. В мае этого года он заявил, что нужно легализовать проституцию.

"У нас не только это (проституцию — Ред.) милиция крышует, но и все остальное. Они и прокуроры. И все средства, которые поступают — лучше, чтобы они пополняли казну государства, а не чьи-то личные кошельки. Я понимаю, что они (деньги от проституции — Ред.) бюджет могут поднять", — подчеркнул он. 

"Я не знаю, может, господин Гаврилюк лично для себя пробивает этот закон. Но ни один нормальный человек это не легализует. Упреки, что от этого страдают работники секс-индустрии страдают от "крышевания" со стороны бандитов, милиции и так далее не выдерживают критики. Никото насильно не заставляет этим заниматься", — сказал Степанюк.

"Есть статья, которая предусматривает длительные сроки заключения за торговлю людьми. А секс-индустрия — это смежная область торговли людьми. Если будет разделение на легальную и нелегальную сферы, попробуй потом докажи, что человек добровольно этим занимается", — добавил эксперт. 

Кроме того, возможная попытка со стороны государства получить доход от порочного бизнеса может стать окончательным причислением страны к списку беднейших стран мира.

"С морально-этический точки зрения — это свидетельство того, что Украина становится в один ряд с африканскими странами, где по-другому нельзя зарабатывать деньги", — подчеркнул Степанюк. 

Все налоговые инициативы Министерства финансов, начиная от предложений по реформе налогообложения и заканчивая спорными предложениями по легализации сфер деятельности, которые живут за счет спекуляции на неблаговидных желаниях отдельных людей, говорят о планах "постричь овцу" — каждого налогоплательщика — несколько раз подряд. Сначала — за счет налогов с официальных доходов, а затем — от спекуляции на низменных инстинктах. А кто у нас не без греха?

Самое читаемое
    Темы дня