наверх
25.04.202404:25
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина и МВФ, Украина и долг РФ, Украина и дефолт. Опрос экспертов экономики

Украина в ожидании новых траншей МВФ. (152)

(обновлено: )8172404
Миссия МВФ тихо покинула Киев без заявлений и обещаний. Накануне заседания руководства фонда это не лучший сигнал. МВФ не обещает траншей и предлагает Киеву самостоятельно договариваться с Москвой, не прячась "под юбку" Лагард, а значит интрига дефолта сохраняется?

Василиса Прыткова, РИА Новости Украина

Заседание совета директоров МВФ состоится 23 ноября. "Украинский" блок вопросов расширился после предложения Владимира Путина о рассрочке в погашении еврооблигаций на 3 миллиарда долларов. Ключевым условием рассрочки является гарантия от международной финансовой структуры или страны, причисленной к "партнерам Украины", что эти деньги будут выплачены.

Пока никто не вызвался гарантировать выплаты, да и сам Киев официально не отреагировал на предложение России, хотя ситуация — более чем критическая. Киев должен выплатить Москве эту сумму 20 декабря 2015 года, а средств на погашение займа у Украины нет. Если государство не расплатиться по обязательствам, то страна войдет в состояние дефолта. Ничего страшного, но МВФ не сможет больше кредитовать Украину. Чтобы объявление суверенного дефолта Украины не прозвучало совсем траурно, на совет директоров МВФ даже вынесен вопрос об изменении правил кредитования.

Кредитная диспозиция

На предложение России по реструктуризации долга в 3 млрд долларов Киев отреагировал показательно. Министерство финансов Украины что-то пробормотало о неполучении предложений по реструктуризации. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в ответ предложил РФ приобщиться к условиям реструктуризации гособязательств для частных кредитов. Иначе, мол, введем мораторий на выплаты.

В свою очередь, глава МВФ Кристин Лагард назвала предложение Москвы о рассрочке выплат "интересным". Однако, МВФ стоит на том, что Киев должен договариваться с Москвой напрямую, без посредничества МВФ.

Однако, пока представители российской власти аппелировали больше к МВФ, чем к Украине. По словам замглавы Минфина РФ Сергея Сторчака, МВФ и его акционеры должны определиться по предложению России в отношении долга Украины до 8 декабря, в случае положительного решения можно будет приступать к обсуждению технических деталей, таких как проценты по займу.

Очевидно, что для решения проблемы от каждой из сторон потребуются существенные уступки. Украине придется принять предложение РФ. МВФ — все-таки гарантировать выплаты. России — пойти на переговоры с украинским руководством и при этом, видимо, ограничиться только "джентльменскими договоренностями" в вопросе гарантирования выплат долга Украиной.

Однако, какие именно будут приняты решения, никто из экспертов не берется прогнозировать.

По словам руководителя проекта "Успешная страна" Андрея Блинова, такие прогнозы сродни гаданию на кофейной гуще. Тем не менее, добавил он, сразу после заседания совета директоров МВФ станут известны ответы на два очень важных для Украины вопроса.

"Первый — как МВФ трактует долг перед Россией по еврооблигациям, как межгосударственный или долг государства перед частным кредитором? Ответ на второй вопрос, изменит ли МВФ правила кредитования стран-участниц при условии наличия у них задолженности по той или иной группе кредиов. Я не исключаю, что решение (по второму вопросу) может быть отложено", — сказал Блинов.

"Мы понимаем, какие вопросы будут рассматриваться. Мы понимаем, что МВФ не нужна эскалация противостояния. Я допускаю, что в первую очередь МВФ будет искать возможность частичного или полного погашения долга Украины по еврооблигациям за счет своей же программы, чтобы снять напряженность в конфликте между сторонами", — добавил эксперт.

По словам исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко, прямые и косвенные сигналы говорят о том, что долг Украины перед Россией, скорее всего, будет признан государственным долгом. "Это означает, что Украина должна будет договориться с Россией, и найти компромисс по поводу выплат по этому долгу", — сказал Устенко.

При этом, эксперт предположил, что компромисс будет найден в ближайшие дни.

В то же время, по мнению Устенко, трудно предсказать, будут ли изменены правила кредитования МВФ.

"Россия и часть других стран активно высказывались о нежелании менять правила МВФ в вопросе кредитования. Не факт, что именно так будет сделано, хотя услышано абсолютно четко. По словам Устенко, позицию России могут поддержать страны БРИКС, но этих голосов не хватит, чтобы ветировать само решение", — пояснил эксперт.

В свою очередь, экс-министр экономики Украины Виктор Суслов считает, что МВФ не будет менять правила кредитования стран-участниц.

"Вероятность принятия такого решения сомнительна, и не выше 50%, а может быть, и ниже. Может быть создан прецедент, который при других обстоятельствах будет иметь разрушительные последствия", — подчеркнул Суслов.

Он напомнил, что изменения процедуры были заранее анонсированы, чтобы продолжить кредитование Украины.

"Но если такое решение будет принято, то оно будет распространяться не только на Украину, но и на всех должников. Тогда для всех должников невозврат межгосударственных кредитов и кредитов международным организациям перестанет быть обязательным условием дальнейшего выделения кредитов МВФ", — отметил экономист.

Окончательные гарантии

Украина может договориться с Россией о пролонгации в погашении еврооблигаций. В свою очередь, РФ вряд ли может рассчитывать на гарантии этих выплат со стороны западных стран или международных структур, считает Олег Устенко.

"Вряд ли эти гарантии можно получить от МВФ. Такой практики не существует. Гарантии, о  которых говорил Путин, например, если предоставят их правительство США или других стран, это тоже маловероятный сценарий, так как идет речь о выдаче гарантий третьим лицам. Я не знаю, была ли такой прецедент в экономической истории. Это маловероятный сценарий", — подчеркнул Устенко.

В то же время, эксперт считает, возможным достижение соглашения о рассрочке выплаты 3 млрд долл.

"Точно невозможно списание части долга, это не будет рассматриваться. А пролонгация выплат на дополнительный срок — в течение трех-пяти лет — возможно. Плюс увеличение процентной ставки. Сейчас под 5%, теоретически они могут говорить об увеличении купонного платежа до 7,85%, как минимум, которые предлагаются частным кредиторам", — добавил экономист. Однако, по его словам, не все решает экономика.

Будет ли транш?

В конечно итоге, пролонгация выплат или изменение условий кредитования необходимы Киеву для получения очередного транша МВФ.

Есть несколько обстоятельств, которые не дают МВФ принять решение о выделении очередного транша, или даже двух траншей, как хотела Украина, считает экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов.

"Во-первых, миссия, которая закончила работу в Украине, уехала, не сделав заявления. Отмечено только, что переговоры с Украиной должны быть продолжены. Если бы все было нормально, параметры согласованы, то заявление было бы другим. Во-вторых, на пути этого решения есть ряд препятствий. Правительство Украины до сих пор не внесло на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закон о госбюджете на 2016 г., и мотивирует это тем, что не завершена налоговая реформа. А налоговая реформа не завершена, потому что окончательно не готов даже проект этой реформы и тоже не подан в Верховную Раду. К тому же, МВФ опасается, что может быть проведен вариант реформы, который приведет к большим потерям доходов бюджета и, соответственно, проблемам с выполнением ранее согласованных параметров программы сотрудничества с МВФ", — подчеркнул Сулов.

Он также отметил, что не понятна и официально не озвучена позиция Украины по вопросу российского кредита на 3 млрд долларов, обязательства по которому истекают 20 декабря. "Россия сделала Украине предложение о реструктуризации долга путем рассрочки его выплат на три года, причем, согласованное с МВФ. Премьер Яценюк уже сделал заявление, что Украина не согласится на предложения, и это, скорее всего сработает негативно. В этих условиях, когда МВФ не может оценить, будет ли выполняться Украиной программа сотрудничества с фондом, решение о выделении очередных траншей финансирования, скорее всего, принято не будет. Если не произойдет чего-то экстраординарного, политического давления на МВФ со стороны основных акционеров, прежде всего США", — сказал эксперт.

"Думаю, что политического давления на МВФ не будет, потому что в Украине продолжается дестабилизация ситуации. Провокации с подрывом электроопор, разрушением  внутренней инфраструктуры не могут быть поддержаны ни МВФ, ни западными странами", — добавил экономист.

Суслов напомнил, что кроме ЛЭП есть газопровод в Европу, поэтому неприкосновенность внутренней инфраструктуры должна быть гарантирована.

"Тем не менее, государство не принимает пока никаких мер по наказанию виновных и обеспечению неприкосновенности инфраструктуры. И это дополнительный фактор, который будет влиять на решение МВФ. Надо понимать, что подрывы ЛЭП — это подрыв будущего экономики Украины. Ни один инвестор не согласится вкладывать свои деньги в страну, где власть не может гарантировать безопасность инфраструктуры, где активисты могут просто прийти и взорвать объект, который им не нравится", — отметил Суслов.

Читайте также: Подрыв ЛЭП в Украине: не первые и не последние

В предстоящем решении МВФ переплелись причудливым узором отсутствие бюджета и российский займ, возможный дефолт и терроризм в отношении украинской инфраструктуры. Интрига сохранится, пока мы не узнаем, что же решил совет директоров МВФ.

Самое читаемое
    Темы дня