наверх
26.04.202416:14
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Опыт для Украины. США как пример децентрализации

(обновлено: )22212182
Несмотря на соответствие децентрализации Украины Минским соглашениям, опыту США и ряду стран дефрагментирующейся Европы, Киев продолжает препятствовать определению статуса ДНР и ЛНР, лидеры которых идут на компромиссы.

Владимир Матвеев

Госсекретарь США Джон Керри, находящийся с визитом в Астане, призвал предоставить Донбассу особый статус.

"Все это должно произойти, и тогда санкции будут сняты, тогда мы сможем вернуться к отношениям, которые, я надеюсь, пойдут на пользу людям Украины и снизят напряжение, существующее в течение последних пары лет", — сказал Керри, который с 1 ноября находится в турне по республикам Средней Азии и Казахстана.

Ранее помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд отметила, что изменения в Конституцию Украины в части децентрализации власти отвечают Минским соглашениям по урегулированию ситуации на Донбассе.

Нуланд сказала, что соответствующие изменения в Конституцию Украины предусматривают европейские стандарты децентрализации власти и рассказала, что США являются очень децентрализованной страной. "Мы считаем, что люди на уровне общин лучше понимают свои потребности, когда система управления более приближена к гражданам", — сказала Нуланд.

Так, федеративное устройство США исторически характеризуется наличием наряду с федеральной Конституцией собственной конституции у каждого штата, ни одна из которых не имеет значительных черт сходства с федеральной Конституцией.

Многие сегодня говорят об унитарности многонациональной Украины, с очень сложной историей ее формирования, однако разделенные на штаты США — являются одной из наиболее мощных экономик и демократий мира.

Штаты внутри страны — государственные образования, они принимают свои конституции, вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством.

Особый статус имеет федеральный округ Колумбия, но еще более уникальная ситуация сложилась с Техасом, который по экономическим показателям является 15-й по величине экономикой мира и вторым в рейтинге штатов США по численности населения.

Во время вхождения в состав США, Техас был республикой, признанной в качестве независимого государства другими членами мирового сообщества. После вступления в состав США, Техас сохранил за собой право выйти из состава США и оставил за собой права на земли и недра, которые принадлежат техасцам.

По словам одного из лидеров "Техасского националистического движения" Нейтана Смита во время посещения форума в июне в Санкт-Петербурге, 250 тыс. сторонников движения "идентифицируют себя как в первую очередь и по большей части техасцы", а не американцы, а также считают США "не демократией, а диктатурой", пишет издание Politico.

Как известно, исторически территория Техаса, так же как и Калифорнии, Нью-Мексико и в целом всего Юго-Запада нынешних США, входила сначала в состав испанских владений, а впоследствии — в состав Мексики. В начале XIX века территория Техаса начала активно заселяться колонистами из соседних США, чье количество быстро превысило численность мексиканских поселенцев.

После того как Мексика потерпела поражение уже в войне с Соединенными Штатами (и США присоединили к себе территорию современных Калифорнии, Нью-Мексико, Аризоны, Невады и Юты), суверенная Техасская республика вошла в состав США — и сразу на правах штата, а не территории.

В этом контексте глава парламента Чеченской республики Дукувахи Абдурахманов весной призвал начать поставки оружия Мексике, если США обеспечат Украину летальным оружием.

"Мы начнем поставки новейших вооружений Мексике для возобновления споров о правовом статусе аннексированных США территорий, где сейчас находятся американские штаты Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада, Юта, Колорадо и часть Вайоминга", — сказал Абдурахманов.

Показательна проведенная изданием параллель с событиями Первой мировой войны, когда глава германского МИД Артур Циммерман сообщил мексиканскому правительству, что если США вступят в войну, то Германия выделит Мексике деньги на "отвоевывание потерянных территорий" — штатов Нью-Мексико, Техас и Аризона. Это событие отсрочило вступление США в войну, пишет Politico.

Наряду с этим, сегодня, Европа "уже находится там, куда мы (США) движемся. На юге Старого Света — в Испании, Италии и Греции — политика экономии начинает угрожать общественному порядку. Страны севера Европы, в свою очередь, больше не хотят платить за чужие социальные гарантии", пишет автор книги The Greatest Comeback: How Richard Nixon Rose From Defeat to Create the New Majority Патрик Бьюкенен.

В середине 2015 года чистый долг федерального правительства составил 11,25 трлн. долл. против 7,84 трлн. долл. в конце 2010 г. С точки зрения критериев оценки финансового положения обычной компании федеральное правительство США, по сути, является банкротом.

Американское издание напоминает, что власти разного уровня в США тратят 40% от ВВП, в то время как на долю налогов приходится всего 30%. Это означает, что необходимо поднимать налоги и сокращать госрасходы. Альтернатива этому — уничтожить долг, обесценив доллары, в которых он номинирован, с помощью организованной ФРС инфляции, либо развязать новую войну.

Напомним в контексте федерализации или децентрализации, что в ряде европейских стран стремление к отделению от центрального государства региона с исторически сложившимися этнокультурными особенностями и достойным уровнем экономики стараются решать путем плебисцитов, но подобное желание жителей Донбасса вызвало проведение киевскими властями АТО, введение экономических санкций запада против России и нежелание предоставить особый статус образованиям на территориях Донецкой и Луганской областей.

Вместе с тем, в результате сложной ситуации в финансово-экономической сфере Евросоюза, ряд регионов в Европе, прежде всего, Каталония в Испании, Шотландия в Великобритании и др., посчитали отделение от центральных государств способом преодолеть тяжелую экономическую ситуацию.

Например, автономная область Каталония — один из наиболее развитых в промышленном отношении регионов Испании, на долю которого приходится пятая часть ВВП Испании. Этот регион обладает самобытной культурой и в нем сильны позиции националистов, которые длительное время боролись и продолжают бороться за автономию.

В Европе национальные, конфессиональные и культурные отличия народов регионов, ранее не входивших в состав центрального государства, сочетаются со стремлением к большей экономической независимости экономически развитых регионов.

Донбасс вошел в состав многонациональной и поликонфессиональной Украинской ССР сравнительно недавно. Это — преимущественно русскоязычные промышленно развитые регионы Юго-Востока современной Украины, исторически входившие в состав Российской Империи и Советского Союза.

Исследование CASE —Украина за 2013 год также подтверждает, что Донбасс был в числе крупнейших налогоплательщиков страны. В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимал и занимает особое место. Особо важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играет доминирование и признание статуса русского языка.

Учет указанных тенденций и проблем центральным правительством Украины позволит способствовать разрешению проблемы независимости Донбасса, предоставлению особого статуса для региональных образований, с учетом требований местного населения с самобытной ментальностью, историей, языком и культурой.

Децентрализация власти в Украине и передача полномочий на места является одним из пунктов, как минского соглашения, так и обязательств Украины перед ЕС. Парламент Украины, согласно требованиям "нормандской четвёрки", должен до конца текущего года принять закон о местных выборах на Донбассе.

Наряду с этим, в Украине не сформирована нормативно-правовая база, в соответствии с которой, согласно минским договоренностям, должны проводиться местные выборы в Донбассе. Киевом чинятся препятствия лидерам самопровозглашенных республик участвовать в разработке закона об особом статусе Донбасса.

Невзирая на то, что местные власти уже пошли на ряд компромиссов, включая перенесение выборов с осени 2015 года на весну 2016, проблема статуса, признания ЛНР и ДНР по-прежнему остается нерешенной и образования с трудом представляют себе возвращения в состав Украины.

Читайте также: Донецкое обострение: миру угрожают "герои"-партизаны

Напомним, 6 октября власти ДНР и ЛНР согласились перенести местные выборы в Донбассе на 2016 год. Это время отводится также киевским властям для того, чтобы выполнить все взятые на себя обязательства по минским соглашениям: предоставить Донбассу особый статус, не допустить уголовного преследования и наказания участников боевых действий в Донбассе, а также переголосовать поправки в Конституцию в новой, согласованной с Донецком и Луганском редакции.

Самое читаемое
    Темы дня