наверх
02.05.202401:28
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Foreign Policy: Украинские беженцы люди без голоса и без прав

Местные выборы 2015: итоги (469)

(обновлено: )40530
Власти Украины заявляют о приверженности демократии и неукоснительном соблюдении в стране прав человека. Однако значительная часть населения лишена одного из фундаментальных прав демократии – избирательного права, пишет Лолита Брайман.

Подготовил Сергей Веревкин

Жертвы преследований и войн — беженцы — очень уязвимая часть населения, но они, по крайней мере, защищены международным правом. А что делать тем перемещенным лицам, которые не отвечают критериям предоставления статуса беженца? В Украине вооруженный конфликт на востоке страны спровоцировал массовый исход гражданского населения, который неумолимо ведет к крупнейшему гуманитарному кризису, пишет в издании Foreign Policy американский эксперт по вопросам беженцев Лолита Брайман.

В Украине эти люди утратили не только свои дома, но и многие гражданские права — в том числе, право голоса. Это плохие новости для страны, которая встала на хрупкий путь демократических преобразований.

Эти люди — внутренне перемещенные лица, в узком смысле не являются беженцами, так как не пересекают национальных границ. Поскольку опасной признана лишь восточная часть Украины, эти люди не могут претендовать на убежище или хотя бы временную защиту в США и Европе. Те же, кто, все-таки, пытается бороться за обретение такого статуса, практически неизбежно проигрывают юридические баталии, после чего их депортируют на родину. Согласно международным стандартам, помощью и защитой внутренне перемещенных лиц должно озаботиться их собственное государство.

Логика и здравый смысл говорят о том, что государство хочет и может позаботиться об этих людях. На самом деле, это не совсем так. По данным Управления верховного комиссара ООН по правам человека, действия украинского правительства по отношению к перемещенным лицам не являются адекватными. Из-за неспособности властей обеспечить этих людей самым необходимым, они всецело зависят от волонтеров и неправительственных организаций, которые предоставляют им жилье, еду, медикаменты. А также нужную информацию.

Правительство приняло решение об оказании помощи этим людям и предоставлении им бесплатного жилья на срок до шести месяцев. Но это — в теории. На практике процесс регистрации организован плохо и создает больше проблем, чем их решает. Центры по приему перемещенных лиц переполнены, в них недостаточно персонала. Многих переселенцев вообще отказываются регистрировать. Дефицит ресурсов и необходимого опыта, безусловно, влияет на ситуацию, однако возникает вопрос: есть ли у властей политическая воля охватить демократическими реформами всех граждан?

С весны 2014 года более 1,4 миллиона человек зарегистрированы в Украине как внутренне перемещенные лица. Часть из них покинула Крым, однако большинство — это жители Донецкой и Луганской областей (многие остались на территории этих регионов, которые контролируются украинскими властями).

Внутренне перемещенные лица — ранее неизвестное явление для Украины, но за последний год это стало чуть ли не самым главным вызовом (впрочем, явно не признаваемым) для государства. Дабы не ухудшать общую картину с соблюдением прав человека, власти всячески преуменьшают серьезность проблемы. Так, украинское правительство продолжает указывать меньшее количество внутренне перемещенных лиц, чем данные ООН. Международные обязательства Украины предполагают минимизацию проблем, возникающих у граждан в связи с их вынужденным переселением, однако многие принимаемые правительством решения имеют обратный эффект. Терпящие различные лишения, украинские перемещенные лица теперь лишились еще и политических прав.

Многие пенсионеры были вынуждены покинуть свои дома, находящиеся на территории, контролируемой сепаратистами, так как решением властей, получать выплаты они могут, лишь зарегистрировавшись на подконтрольной Украине территории. Еще одним решением в рамках "антитеррористической политики", которое вынудило людей уехать, стало ограничение гуманитарной помощи для районов под контролем сепаратистов. По оценкам американского Brookings Institution, изменение этих решений могло бы сократить число внутренних перемещенных лиц на 20-30%.

В июле украинский парламент принял закон, ограничивающий право внутренне перемещенных лиц голосовать на местных выборах 25 октября. Зарегистрироваться для осуществления волеизъявления они могут только по основному месту жительства, но именно его они были вынуждены покинуть. Альтернативой было бы создание дополнительных избирательных участков в районах со значительным количеством проживающих в них перемещенных лиц, однако законодатели так и не смогли решить связанные с этим вопросом бюрократические сложности.

Избирательное право — одно из наиболее важных в демократическом обществе. Однако на этих выборах значительная часть украинского населения — при этом наиболее уязвимая его часть — оказалась лишенной возможности высказаться. В частности, по вопросу о проводимой в отношении перемещенных лиц государственной политики.

Многие внутренне перемещенные лица считаются пророссийскими, так как они прибыли из пророссийских восточных регионов. Активисты считают, что пропрезидентская партия боится наделять этих людей правом голоса на выборах, так как они, якобы проголосуют за пророссийские, а не за проевропейские силы. Власти отвергают эти обвинения, "переводя стрелки" на парламент, который не принял необходимых законов.

Читайте также: Итоги местных выборов: все только начинается

Сегодня у Украины много неотложных проблем, однако принятие законодательства, которое бы позволило интегрировать в общество внутренне перемещенных лиц, способствовало бы стабилизации и более плавному переходу к демократии. Это было бы хорошей демонстрацией стремления властей осуществлять реформы и помогло бы смягчить критику со стороны международного сообщества. Без решения проблем внутренне перемещенных лиц завоевания украинской демократической революции, среди которых, в частности, значится соблюдение прав человека, будут тщетными.

Самое читаемое
    Темы дня