наверх
25.04.202417:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Авиасанкции против РФ: спешное политическое решение или борьба с конкурентами?

(обновлено: )189681
С 25 октября вступают в силу взаимные санкции России и Украины, которые приведут к прекращению прямого авиасообщения между странами. Кабмин Украины ввел санкции "за Крым" спустя 1,5 года после события и "наказал" не только российских перевозчиков, но и собственные авиакомпании.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Росавиация предложила Госавиаслужбе Украины провести консультации по возобновлению авиасообщения. Украина предложение приняла (пока),  но где и когда состоится встреча пока не известно. Тем временем, дата прекращения прямых рейсов между Украиной и Россией неотвратимо приближается. 

Начнем сначала?

В сентябре нынешнего года премьер-министр Арсений Яценюк озаботился очисткой украинского неба от триколоров "российского агрессора" в Борисполе и других аэропортах Украины. По решению Кабмина Госавиаслужбе поручили ввести запрет на полеты российских авиакомпаний в Украину с началом действия зимнего расписания, 25 октября. Запрет на полеты введен против "Аэрофлота", "Трансаэро", "Уральских авиалиний" и S7.

В ответ российское правительство поручило ввести Росавиации зеркальные санкции против украинских авиакомпаний. Под запретом оказались рейсы МАУ, "Днеправиа" и "Мотор Сич". Причем, первые два перевозчика подконтрольны украинскому олигарху Игорю Коломойскому. Кроме пассажиров, которые использовали рейсы Киев-Москва для деловых поездок и стыковки в полетах за рубеж от прекращения авиасообщения пострадали "Международные авиалинии Украины". Авиакомпания выполняла прямые рейсы по маршрутам Киев-Москва, Одесса-Москва, Киев-Санкт-Петербург и Львов-Москва. 

Юмор анекдота "А нас за шо?" претворился в жизнь довольно быстро. В ответ на обращение в Росавиацию украинской авиакомпании Россия в лице Минтранса и Росавиации предложила украинским профильным службам провести консультации о возобновлении авиасаообщения

Ранее пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая высказала недоумение, почему после санкций Украины против российских перевозчиков Росавиация запретила полеты украинских авиакомпаний. А теперь представитель Минтранса РФ Валерий Окулов (кстати, бывший глава "Аэрофлота") сообщил, что стимулом к предложению о консультациях стало обращение одной из украинских компаний к Росавиации с просьбой разрешить полеты в Россию по четырем маршрутам: Киев-Москва, Одесса-Москва, Киев-Санкт-Петербург и Львов-Москва.

В общем, если бы не было потери от запрета, которые МАУ оценило в 10 — 20 млн долларов, то стороны все равно искали бы повод для встречи. Слишком прибыльное направление Киев-Москва, чтобы от запрета полетов выиграл исключительно белорусский национальный перевозчик "Белавиа".

Переговоры ничего не изменят?

Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский уже сообщил, что Госавиаслужба Украины получила письмо от Росавиации с предложением проведения переговоров по вопросам полетов в зимний период.  

"Госавиаслужба получила письмо от Росавиации с предложениями провести переговоры. И Мининфраструктуры, и Госавиаслужба к этому готовы. Время и место их проведения и состав украинской делегации сообщим дополнительно", — написал Пивоварский в Facebook.

По его словам, Киев планирует обсудить на возможной встрече с российской стороной вопросы касательно причин запрета полетов украинских авиакомпаний в РФ. Согласно официальной позиции Украины, Росавиация ограничила полеты украинским компаниям без объяснения причины. Кстати, по версии украинского Минюста, российские перевозчики еще должны выплатить некий штраф за полеты в Крым в размере 646 миллионов гривен.

Действительно, какие могут быть причины для зеркальных действий в ответ на решение Кабмина Украины незамедлительно ввести санкции против российских перевозчиков?

Начальник отдела авиатранспорта Мининфраструктуры Андрей Ярмак подтвердил, что стратегия Украины не изменится.

"Позиция (к встрече с Росавиацией — Авт.) сейчас только формируется. Но так или иначе мы отстаиваем интересы Украины в контексте того, что полеты в Крым по нынешнему действующему законодательству запрещены. Кроме того, существуют штрафы, которые выставлены российскими авиакомпаниями, и которые до сих пор не оплачены. Исходя из этой ситуации и будет строиться стратегия ведения переговоров", - сообщил Ярмак.

Эксперт в сфере транспорта Александр Кава считает, что в воскресенье 25 октября прямое авиасообщение будет приостановлено.

"Я думаю, учитывая политизацию этого вопроса, скорее всего санкции будут введены и авиасообщение между странами будет приостановлено", - отметил Кава.

По его словам, позиция Украины на предстоящей встрече также не приведет к отмене запрета.

"С такой постановкой вопроса (санкции за Крым) переговоры результат не дадут. И причины введения санкций понятны для обоих сторон, и пути выхода из этой ситуации тоже понятны. Необходимо, чтобы одна из сторон признала, что поторопилась с принятием решения", - добавил эксперт. 

Получается, что встреча представителей Росавиации и Госавиаслужбы может принести результат только если Украина признает, что несколько погорячилась с санкциями против перевозчиков. Однако, вряд ли стоит уповать на экономический прагматизм Киева, который уже привык лечить политическими лозунгами любую социально-экономическую проблему. Однако, все может оказаться не столь однозначно, и патриотизм пилящего под собой сук  - это всего лишь прикрытие собственных вполне материальных интересов.

Кому сие выгодно?

Если Киев изгнал с рынка "Аэрофлот" за полеты в Крым, то его дочернюю авиакомпанию "Победа" в список объектов экономических санкций так и не включил. Хотя именно "Победа" была первой авиакомпанией, которая стала выполнять рейсы из РФ на полуостров после перехода Крыма под российскую юрисдикцию. Весной 2014 года угроза ICAO запретить международные рейсы авиакомпаниям, которые летали в Крым, была воспринята достаточно серьезно, поэтому ни российские, ни иностранные перевозчики не рискнули открыто идти против предупреждения международной организации. Тогда и появилась "Победа" — авиакомпания для внутренних перелетов в Крым.

Сейчас ситуация изменилась. Аэропорт Симферополя реконструирован и расширен, экономической эмбарго ЕС встретило ответные меры со стороны РФ, и желание "воспитывать" сменилось подсчетами убытков. Помимо "Победы" авиакомпании РФ стали выполнять рейсы в Крым. 

В свою очередь лоукостер "Победа" готовится подать заявку на выполнение полетов между Москвой, Киевом и Одессой с зимнего расписания этого года. Как сообщают российские СМИ со ссылкой на источник в отрасли, "Победа" обратится с заявкой в комиссию по распределению международных частот при Минтрансе РФ.

"Сейчас авиационные власти двух стран будут вести переговоры, результатами которых может стать компромисс к допуску на выполнение полетов между двумя странами не менее одного перевозчика со стороны Украины и России", — сообщил источник.

По словам Кавы, с учетом санкций, которые вводятся, "Победа" получит назначения от российской стороны, а украинская, скорее всего, будет оттягивать признание этого права. "Аналогичная процедура была с авиакомпанией "WizzAir Украина", которая планировала начать полеты между Киевом и Москвой и довольно быстро получила одобрение украинской стороны, а российская несколько месяцев затягивала с признанием этого права для авиакомпании. Это не быстрый процесс. К тому же, "Победа" летает в Крым, а одной из причин санкций против российских авиакомпаний было названо выполнение полетов в Симферополь", - сказал эксперт.

В то же время, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко прогнозирует появление "интересных людей" в качестве собственников авиакомпаний, который будут летать между Москвой и Киевом. Охрименко также призывает всех учиться, как надо превращать бредовую национальную идею в звонкую монету.  

"Не столько русские но и наши предложили компромиссное решение, давайте запустим "дочку" ("Победа", дочерняя компания "Аэрофлота") —  и не "Аэрофлот", и не Трансаэро, а совершенно новая компания. Очень хорошее, шикарное решение", - отметил Охрименко. 

"Собственниками компаний, которые сейчас будут летать между Украиной и Россией, окажутся очень интересные люди. С Украины — те, которые стоят близко к власти, и из России — тоже вхожие во власть. И ребята немножко заработают на этом деле. Все понимают, что трафик Украина — Россия был, есть и будет", — добавил эксперт. 

"Я думаю, что появится еще ряд интересных компаний, которые будут совершенно случайно летать между Украиной и Россией и некоторые люди, которые сейчас рвут тельняшки, в вышиванках ходят, истерикой исходят, будут на этом зарабатывать", — прогнозирует Охрименко.

Сейчас запрет на полеты в Украину российских авиакомпаний и зеркальные санкции в отношении украинских перевозчиков выглядят скоропалительным и эмоциональным решением. Что можно будет сказать о нем спустя несколько месяцев? Может, это просто зачистка рынка?

Самое читаемое
    Темы дня