наверх
16.04.202420:46
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Тупик переговоров по Донбассу и местные выборы, переходящие в парламентские

Донбасс - Минск: отвод вооружений (1413)

(обновлено: )66210
Падение рейтингов провластных партий в Киеве укрепляет позиции самопровозглашенных ДНР и ЛНР в переговорном процессе о формате выборов на Донбассе, считает политолог Александр Москалюк.

В Минске состоялся очередной раунд переговоров контактной группы по мирному урегулированию ситуации на Донбассе и ее рабочих подгрупп. Депутат Ирина Геращенко заявила, что договоренностей по формату проведения местных выборов на Донбассе достичь не удалось. По ее словам, представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР отказались предоставить свободный доступ к избирательному процессу украинским политсилам и СМИ.

В то же время, президент Петр Порошенко положительно ответил на две электронные петиции по поводу депутатов. Первая касалась досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей, вторая – вопроса лишения мандатов депутатов за прогулы.

Президент заявил, что он уже дал указание главе профильной комиссии рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Конституцию.

Важные события в политической жизни страны в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политолог, эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

Как вы прокомментируете результаты заседания контактной группы по Донбассу? Мы снова в тупике?

– Это вполне логично, учитывая формат существования двух конфликтующих сторон. Всегда процесс мирного урегулирования проходит достаточно продолжительно.

Наверное, наиболее удачный пример достижения мира на территории – это бывшая Югославия. Страна хотя и распалась на отдельные части, но конфликт в принципе был исчерпан. При этом, количество мирных соглашений, которое подписывалось, составляло более двадцати. И только после подписания 21 документа состоялось полноценное мирное урегулирование. При этом с 1996 и до 2008 года, когда был принят закон про амнистию, возникало много разного рода конфликтных ситуаций.

Кроме того, те люди, которые ассоциируют себя с ЛНР-ДНР, почувствовали кровь. Рейтинг нынешнего премьер-министра очень сильно упал – в 22 раза. Упал рейтинг и президента. И конечно, это укрепляет их позиции, дает им возможность где-то наступать.

Как связано падение рейтинга украинских властей с ДНР и ЛНР?

– Когда падает рейтинг власти, это автоматически означает, что власть становится слабее, она теряет такой важный аспект как легитимность. Другими словами, доверие.

Соответственно, у нас меньше козырей даже перед нашими западными партнерами.

Поэтому если мы хотим, чтобы наши условия выполнялись, нужно, чтобы власть подумала про достаточно высокий рейтинг. Другого варианта быть не может. В Израиле в те исторические моменты, когда рейтинг власти был максимально высок, возможность мира резко увеличивалась, это естественный процесс.

Что подразумевает Киев под децентрализацией с особым статусом отдельных районов Донецкой и Луганской областей, и чего хотят в ДНР и ЛНР?

– Децентрализация как явление – это не столько процесс внесения изменений в Конституцию, сколько процесс принятия специальных законов, например, про префектов. И именно в зависимости от того, какими будут эти законы, мы сможем говорить, удалась ли децентрализация.

Конституция – достаточно небольшой документ. И любое положение в Конституции так или иначе требует детализации в рамках специального законодательства.

Читайте также: Изменения в Конституцию, импичмент и неприкосновенность депутатов

Сейчас проблема в том, что внесение изменений уже было проголосовано в первом чтении, но до конца не понятно – а что именно будет собой представлять децентрализация. Гуляют в кулуарах эти законопроекты, но обсуждения среди широкой общественности этих законопроектов нет. Мне непонятно, почему тогда протестовали люди под ВР, по большому счету, не было причин для такого поведения. Проект, который был принят в первом чтении, может стать в зависимости от последующих законов вариантом децентрализации, вариантом большей централизации или даже вариантом фактической федерализации. При децентрализации сохраняется контроль органов государственной власти над органами местного самоуправления. При федерализации, а органы субъектов федерации формируются исключительно на уровне субъектов федерации, нет такой прямой иерархической зависимости.

Много политиков говорят, что предложенный вариант Конституции сохраняет контроль центральной власти. Они говорят, что необходимо этот контроль полностью ликвидировать, но в таком случае они говорят про федерализацию.

При этом мне кажется, что Украине будет навязываться концепция, которую в свое время пытались навязать Молдавии. Это "план Козака": предлагалось создать ассиметрическую федерацию в Молдавии, где бы Гагаузия и Приднестровье имели возможность права вето при заключении международных договоров Молдавии. Фактически, это бы ограничивало суверенитет Молдавии.

Президент положительно ответил на две электронные петиции по поводу депутатов ВР. Это что-то значит, кроме заявлений?

– После заявления должен быть законопроект. Но мне не хотелось бы, чтобы петиции стали своего рода возможностью попиариться тем или иным организациям на откровенно популистских вещах. Если мы говорим о возможности отзыва, то скажите мне, в каких цивилизованных странах существует возможность отзыва? Только в КНР, КНДР и Кубе.
В европейских странах принята концепция, которая предусматривает, что избиратель должен иметь определенную политическую память. Если тот или иной депутат не оправдал доверия, то у него есть возможность повлиять на этого депутата в следующий раз, не проголосовав за него. Но наш уровень политической культуры и политической памяти настолько низкий, что даже если депутат не оправдывает доверия, мы потом все идем за него голосовать.

Даже в КНР, КНДР и Кубе реально этого механизма не существует. Он как бы прописан, но нет прецедентов отзыва депутатов. При этом, тот же Уинстон Черчилль не единожды менял свою политическую позицию и партийную принадлежность. И в так называемых молодых демократиях очень часто депутаты меняют свою и фракционную принадлежность, и партийную принадлежность.

Эти проблемы были в свое время в Хорватии, в Испании, в Португалии, в ЮАР, в Италии – в тех странах, которые прошли определенный авторитарный режим.

А как вы прокомментируете лишение депутатов мандатов за три прогула?

– Ничего нового здесь нет, похожая норма существует в конституции Португалии, в конституции Турции. Согласно конституции Португалии, если два раза без уважительной причины отсутствует парламентарий на протяжении месяца, то он лишается своего мандата.

Но тут другая проблема. Давайте говорить объективно про нашу действительность. Я думаю, у наших депутатов не будет проблем с тем, чтобы отсутствовать при наличии уважительных причин, например, по болезни. Но опять же, мы можем на это влиять через выборы, в том числе отслеживая, кто как посещает заседания.

Вопрос в том, что мы все время стараемся переложить на кого-то свою ответственность. Общество должно взрослеть и не стараться переложить ответственность за свои ошибки на кого бы то ни было.

Зачем проводить выборы мэров крупных городов в два тура? Что это дает избирателям?

– Я вижу тут больше плюсов, чем минусов. Не единожды складывалась ситуация, когда за того или иного кандидата голосовало 20%, и этот кандидат становился мэром. За Леонида Черновецкого проголосовали 30%. И мэром стал человек, которого 70% избирателей не поддерживали. А если учитывать, что явка на выборах составляла менее 50%, то получается, что мэром Киева стало лицо, которого поддерживало всего лишь 15% электората. Поэтому двухтуровая система в этом плане является более правильной.

И, конечно, система существенно сможет повлиять на расклады выборов. Если бы выборы в свое время проходили в два тура, то Черновецкий не стал бы мэром Киева.

Не станет ли второй тур при двух сильных игроках полем для фальсификаций?

– Больше возможностей для фальсификаций – в условиях одного тура. Математические разрывы меньшие, а чем меньше разрыв, тем больше возрастает цена каждого голоса. Соответственно, это ведет к увеличению фальсификаций.

При этом, мне кажется, что вопрос изменения избирательной системы мэров не повлияет на количество фальсификаций в наших реалиях. Другой вопрос, что при нынешней пропорциональной избирательной системе с так называемыми открытыми списками поле для фальсификаций достаточно большое. Есть общая закономерность: чем сложнее избирательная система, там легче осуществлять фальсификации, и тем чаще применяются различные технологии.

Поэтому я убежден, что должна быть применена мажоритарная избирательная система. При этом, нынешняя избирательная система превратила выборы в местные органы власти в политические выборы. А этого не должно быть, такого нет в европейских странах. Повестка дня для каждой административно-территориальной единицы должна быть своя.
У нас же очень много политических сил используют универсальную повестку дня в лозунгах. Наверное, они в предвкушении выборов в ВР элементарно не хотят тратиться дважды.

Вы думаете, ВР будет скоро распущена?

– Такая вероятность есть – 50 на 50. При этом фракции, которые реально входят в коалицию – БПП и "Народный фронт" – с учетом падения их рейтинга будут делать все, чтобы новые выборы не произошли, так как их ожидает существенная потеря голосов.

А какова может быть причина роспуска ВР?

– Причина – это всегда желание получить власть теми, кто этой власти не имеет. Либо те, кто имеют, хотят еще больше. Во всех странах мира политика – это процесс борьбы за власть. Поэтому тут удивляться особо не стоит. При этом, в условиях экономического кризиса, конечно, хотелось бы, чтобы политические мотивы были второстепенными по отношению к интересам общества и страны в целом.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня