Отныне малые судна не будут выходить в море без предварительной проверки. Причиной такого нововведения стала трагедия в Затоке. Напомним, ранее в Черном море затонул прогулочный катер "Иволга" (23 человека удалось спасти, 14 найдены погибшими). По предварительным данным, причиной трагедии стал перегруз судна. Всего вместе с экипажем на борту находились 36 человек, хотя положено максимум 15.
В связи с этим, председатель Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили заявил, что теперь на судах такого типа в Одесской области будет проводиться тотальная проверка, и только после этого будет даваться разрешение на перевозку пассажиров.
Смотрите также: Саакашвили о причинах и деталях крушения катера в Затоке
Специальный корреспондент Александр Полуев рассказал в эфире радиостанции Голос Столицы, что уже запланирован подъем судна.
Какие последние данные по трагедии? Подтвердилась ли информация, что на борту судна могли находиться сорок человек?
– В МВД говорят, что точные цифры – это пока что 36 человек, но вполне возможно, что на борту был еще кто-то. Пока что не говорят о каких-то конкретных цифрах. В связи с этим, сегодня будет совершаться подъем судна.Помимо того, что там теоретически могут находиться люди, это судно еще и мешает судоходству в данной части Черного моря.
Представители правительственной комиссии также говорили о том, что судно было вообще не приспособлено для хождения по морю, это было больше речное судно. Известно ли, сколько еще есть таких кораблей?
– Продолжается проверка, которую инициировали после трагедии официальные структуры, и пока таких данных нет. Но, как заявляли непосредственно на месте, в том числе и Саакашвили, таких случаев очень много.
Саакашвили также сказал, что отныне малые судна не будут выходить в море без предварительной проверки. Известно ли, насколько ужесточатся эти проверки и были ли они уже?
– Говорилось о том, что у нас в недостаточной степени проводились эти проверки, что якобы существовала коррупционная составляющая, и сейчас все будет гораздо более жестко. Также на фоне этих проверок Саакашвили говорил, что не были скоординированы работы различных государственных служб и структур.
Что говорят в ОГА и правоохранительных органах относительно того, на ком может лежать вина за трагедию?
– Саакашвили говорил, что вина комплексная – помимо капитана судна и владельца корабля, также определенную долю вины несут те люди, которые не проверили корабль перед выходом в море, которые не скоординировались после появления информации о том, что судно с таким перегрузом вышло в море.Какие службы должны были за это отвечать?
– Саакашвили заявлял, что Госпогранслужба имела данные о том, сколько человек выходило в море, но не передала эту информацию в другие структуры. То есть он говорит, что была нескоординированность.
Подробнее о возможных причинах трагедии радиостанция Голос Столицы поговорила с директором консалтинговой компании "Инвест-Эксперт" Виктором Медвидем.
Предусмотрена ли сейчас проверка кораблей перед их выходом в море? И как их вообще должны проверять?
– На самом деле, правила контроля какие были, такие и есть на сегодня. Ответственность в полном объеме ложится на оператора, и неважно – это воздушное судно, или водное судно – есть протоколы, по которым контролируют, проверяют и так далее, с оповещением соответствующих государственных структур по радио или телефону. Это нормальная международная практика.
Создают штаб гражданской защиты для координации действий по проверке судов в Одесской области…
– Просто взяли информационный повод и решили на нем попиариться. Никаких изменений реально не будет и не может быть по структуре. У нас такая же система проверки, как во всем мире, во всех развитых странах. Никаких изменений не будет, кроме того что кто-то хочет немного попиариться на горе людей.
То есть никакого общественного контроля в данном случае не получится?
– Что контролировать? Вы являетесь владельцем транспорта, вы сами беспокоитесь о безопасности данного транспорта. Если вы злоупотребляете, будет авария и будут проблемы. Каким образом можно физически вас проверить? Никаким. Ресурсов, чтобы всех проверять, нет ни в одном государстве мира.Поэтому везде поставлен вопрос страхования, страхования личной ответственности, страхования интересов пассажиров. Все инструменты есть, нормативы у нас очень жесткие, даже более жесткие, чем в других странах. Другое дело, что любые нормативы и проверки не защищают от персональной халатности должностных лиц. Поэтому должностное лицо, причастное к данной аварии, должно быть наказано согласно УК.
Что грозит владельцу затонувшего судна?
– Ничего. Владелец не несет ответственности.
А кто несет ответственность в данном случае? Капитан?
– Капитан и инженерный состав, который отвечает за техническое состояние данного судна. Если был подписан контракт на обслуживание, то обслуживающая организация, потому что эти функции часто делегируются компетентным органам сертифицированных организаций, у которых есть соответствующее оборудование для проверки техсостояния.Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов заявил, что в Госавиаслужбе прижилась когорта чиновников, которые считают, что все правила "написаны кровью", и любую бумажку выдают после "тщательного согласования".
"В Госавиаслужбе окопалась целая когорта чиновников, которые, прикрываясь волшебной мантрой, что все правила в авиации написаны кровью, любой документ, любое разрешение выдают после, так сказать, тщательного анализа", – сказал эксперт.
Также Вячеслав Коновалов заявил, что действия руководства Госавиаслужбы привели к тому, что в Украине нет конкуренции на рынке авиаперевозок, поэтому и был уволен глава службы Денис Антонюк.