Антон Степанов, РИА Новости Украина
Местные выборы в Украине, несмотря на свою гораздо меньшую значимость, чем парламентские или президентские, продолжают бить все мыслимые и немыслимые рекорды. Причем касается это не сколько колоссального наплыва кандидатов в мэры и депутаты, столько баснословных сумм, потраченных политиками на рекламную агитацию.
Примитивно, но агрессивно
Число бигбордов, которые по всей стране сообщают избирателю о новых кандидатах и старых политических партиях, увеличивается чуть ли не ежедневно.
О чем говорить, если за две недели до местных выборов в стране практически не осталось рекламных площадок, которые не сообщали бы прохожим о походе во власть очередного политического авантюриста.
Несмотря на то, что обсуждая новый закон о выборах, Верховная Рада собиралась и вовсе запретить политическую рекламу, именно ее агрессивность стала визитной карточкой нынешней избирательной кампании.
"Яркая обертка, порой, абсолютно пустой рекламы призвана заместить содержание и суть того, что действительно необходимо обществу на местах, – говорит директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. – Нынешняя кампания, несмотря на свою примитивность, крайне агрессивна и насыщенна. Ситилайты и бигборды апеллируют даже не к эмоциям, а, скорее, к инстинктам – о разуме и рациональном подходе в нынешней политической рекламе даже нет речи. Но это понятно – политики, которые идут на местные выборы просто не способны предложить реальные программы, у многих нет ни опыта, ни желания. По большому счету, отечественный избиратель словно оказался перед афишей в кинотеатре. Правда, эти выборы станут скорее дешевым низкосортным боевиком, который после своего окончания не оставит никакого следа".
Читайте также: Местные выборы. Как будут голосовать переселенцы
С экспертом невозможно не согласиться. Несмотря на то, что после Революции достоинства общество и его восприятие политических реалий, по идее, должно было стать совсем другим, людям и дальше пытаются "впарить" суррогат реальных изменений.
Особенно преуспели на поприще рекламного одурачивания сограждан политические силы, имеющие непосредственное отношение ко власти.
Выигрышные технологии – не меняют?
Так, к примеру, в "Батькивщине" решили особенно не напрягаться и вместо обещаний, характерных сугубо для местной кампании предложили избирателю привычный набор многозначительных фраз и лозунгов.
Сложно понять, какое отношение к благоустройству города, деревни или района имеют "контрактная армия" или "справедливые зарплаты и пенсии". Похоже, что в лагере политсилы Юлии Тимошенко на всех выборах работают по примерно одинаковому шаблону.
Ведь, помнится, в 2007-м году именно контрактная армия была одним из пунктов, позволивших Леди Ю провести в Верховную Раду большое количество соратников.
О том, что в "Батькивщине" к избирателю относятся по принципу "проголосуют и так" свидетельствуют и выборы мэра в Киеве. В политической силе не нашли ничего лучшего, как выставить в качестве кандидата в градоначальники Владимира Бондаренко, который в свое время был замечен в ряде серьезных скандалов.
"Старые обещания о главном"
Не отстали от конкурентов в своем наплевательском отношении к избирателю и в пропрезидентской "Солидарности". Вместо намерений отремонтировать дороги и построить новые детские площадки, политсила Петра Порошенко предлагает городам то же самое, что ее патрон на последних выборах президента.
Привычная риторика мира, реформ и победы над "агрессором" трансформировалась во время нынешней кампании в далекий от местных проблем лозунг "Зберегти країну".
Спекулируют на общенациональных темах во время выборов в местные советы и другие участники предвыборной гонки. Проект "Укроп" с Геннадием Корбаном во главе, тесно связанный с Игорем Коломойским, с огромного числа ситилайтов выдвигает десять требований к власти, вроде "победы, а не парадов" и "контракта, а не мобилизации".
На военной тематике на бигбордах в крупных городах спекулирует "Свобода", основной целью которой, по словам ее лидера Олега Тягнибока будет "остановка реванша олигархической диктатуры и антиукраинских сил". Какое отношение эта, несомненно благородная, цель имеет к решению насущных муниципальных проблем, похоже, останется загадкой.
Миллиарды на рекламу
На то, что используя навязчивую рекламу и обтекаемые лозунги, политики потеряли к своему избирателю остатки уважения, намекает и Руслан Бортник. По мнению эксперта, отсутствие в числе участников предвыборной кампании проекта, ориентированного на "думающих" людей, станет причиной рекордно низкой явки 25 октября.
"Безусловно, уровень общего развития избирателя за последнее время несколько упал. Не секрет, что в условиях политического и экономического кризиса люди больше думают о более приземленных вещах – меньше читают, меньше думают о самообразовании. Тем не менее, это не повод скатываться в банальный примитивизм. В Украине есть интеллектуальный избиратель, но, к сожалению, ему не за кого голосовать. К слову, именно с этим и будет связана низкая явка на предстоящих выборах – образованные люди, которых сложно "купить" рекламными инстинктами, просто не пойдут голосовать", – говорит политолог.
Причиной полного игнора местных выборов со стороны простого народа могут стать и суммы, которые жаждущие власти кандидаты уже потратили и еще потратят на саморекламу. Ведь в условиях жесткого кризиса мало кто понимает, почему паралельно с жалостливыми рассказами о катастрофической нехватке средств на социальные нужды, политики тратят баснословные суммы на пиар.
"Согласно нашим подсчетам, стоимость частных кампаний обойдется субъектам избирательного процесса в порядка десяти миллиардов гривен. Приблизительно шесть миллиардов гривен выделено на наружную рекламу и другие виды визуализации. Сейчас каждый бигборд обходится кандидату примерно в 800-1000 долларов в месяц, в зависимости от места его размещения. Учитывая, что кампании многих политических сил начались еще задолго до выборов, суммы на рекламу – просто-таки колоссальные", – резюмирует Бортник.