Людмила Калита, РИА Новости Украина
Уже несколько дней грузовые машины с Украины в Крым не ездят – все три автомобильные дороги закрыты для большегрузного транспорта, пишут зарубежные издания.
По мнению экспертов, результатом такой блокады может стать только полное и скорое вытеснение украинских товаров с крымского рынка. А вот "экспресс-блокада" Приднестровья, организованная одесскими активистами в понедельник, 21 сентября, оказалась не такой продолжительной и особых результатов не принесла.
Подробнее – в кратком обзоре от РИА Новости Украина.
В воскресенье, 20 сентября, на трех украинских пунктах пропуска на границе с Крымом общественные активисты заблокировали трассы для проезда грузовых машин. Какие требования к властям Украины и аннексированного Крыма выдвигают крымские татары – инициаторы блокады – в интервью Deutsche Welle рассказал их лидер Мустафа Джемилев.
Читайте также: Генсек НАТО в Украине, Кличко vs Корбан и блокада Крыма. Оценки политолога
"Крымские татары против того, чтобы украинские продукты питания и другие товары свободно ввозились на территорию Крыма. Меджлис настаивает на том, что Украина не может и дальше разрешать грузоперевозки, которые осуществляются на основании закона "О свободной экономической зоне Крым", принятого в сентябре прошлого года. Парадокс в том, что вот эти водители (на пункте пропуска Чаплинка на момент интервью скопилось около 100 грузовиков – ред.) не нарушают закон Украины", – заявил Джемилев.
"От Киева мы требуем отмены закона "О свободной экономической зоне Крым", то есть, автоматического запрета на все грузовые перевозки. Украина должна на Чонгаре, в Чаплинке, Каланчаке (три украинских пункта пропуска на границе с Крымом в Херсонской области – ред.) сделать настоящую границу, где осуществляется настоящий контроль и за грузами, и за людьми. А вообще в приграничной зоне нужно организовать продуктовые хабы, чтобы жители Крыма покупали украинские товары в Украине", – добавил политик.
"У нас есть данные, что часть украинских товаров переправляют через Керченский пролив, и они попадают во внутренние области России. Весь этот "бизнес-процесс" построен на взятках. Мы изучали всю схему: фирмы-перевозчики официально платят за каждую фуру около 90 евро, а кроме этого, еще в 3-4 раза больше платят неофициально различным украинским службам. То есть, наша блокада направлена не только на то, чтобы Украина не кормила оккупантов, но и против всех коррупционных схем, появившихся вокруг этой "грязной торговли", – отметил лидер крымских татар."Мы знаем, что содержание Крыма в таком депрессивном состоянии, как сейчас, ежегодно обходится и будет обходиться РФ в 3-4 млрд долларов. Мы хотим, чтобы еще дороже обходилось, потому что доставлять продукты и прочие товары по воздуху или по морю в Крым куда более затратно. Кроме транспортной блокады Крыма, мы собираемся еще настаивать и на отключении электроснабжения Крыма, на отмене соглашения о поставках электроэнергии в оккупированный Донбасс и Крым между Украиной и Россией", – заявил Джемилев.
Так называемая продуктовая блокада полуострова приведет к тому, что в течение двух недель украинские товары будут полностью вытеснены с крымского рынка, заявил глава Крыма Сергей Аксенов.
"При таком подходе в течение двух недель украинские товары будут полностью вытеснены с крымского рынка. Эта акция направлена прежде всего против жителей Украины, которые проживают в Херсоне, Николаеве. Крым спокойно переживет это", – сообщил Аксенов в интервью каналу "Россия 24".
Глава Крыма отметил, что доля российских и крымских товаров на полуострове составляет 95%. Также Аксенов напомнил, что в Крым давно прекращена поставка стройматериалов с Украины, полностью перекрыто железнодорожное сообщение, однако ситуация на полуострове спокойная, а успешный курортный сезон является тому доказательством.
Тем не менее, власти Крыма намерены контролировать цены на продукты питания и медикаменты на полуострове во избежание роста настроений спекулятивного характера в торговой среде.Между тем, на приграничной территории со стороны Украины назревает бунт среди водителей, сообщили РИА Новости (Крым) в пресс-службе Погрануправления ФСБ по Республике Крым.
"Со слов лиц, пересекающих государственную границу, на сопредельной территории среди водителей фур зреет бунт из-за портящейся продукции, находящейся в грузовиках", – сообщили в пресс-службе надзорного ведомства.
Российские пункты пропуска работают в обычном режиме. По данным Погрануправления, легковой транспорт и пешеходы пересекают границу с Украиной беспрепятственно.
"Обстановка в российских пунктах пропуска остается стабильной. Пропуск лиц и транспортных средств осуществляется в штатном режиме. Грузовых автомобилей со стороны Украины нет", – сообщили крымские пограничники в комментарии агентству.
Блокада Крыма продолжается. А вот участники ряда организаций Украины, запланировавших блокаду дороги, ведущей из Одесской области в Приднестровье, продержали свое оцепление все то два часа, пишет портал "Днестр".
"Они вынуждены были свернуть блокаду из-за отсутствия автотранспорта, который они собирались блокировать. В итоге, активисты решили отказаться от первоначального замысла… Анонс акции оказался более весомым информационным поводом, нежели само мероприятие", – говорится в статье.
"Руководитель Одесской области Михаил Саакашвили выступил с критикой подобных действий как в районе Приднестровья, так и на подъездах к Крыму. По мнению чиновника, такого рода самодеятельность недопустима, поскольку государство обязано иметь монопольное право на любое использование силы, а действия общественных активистов противоречат законодательству", – пишет автор публикации.
"Напомним, ранее подобную акцию анонсировали активисты Одесской области в связи с задержанием журналиста Сергея Ильченко. В итоге после просьб со стороны правоохранительных органов Одесской области вместо перекрытия дороги активисты ограничились пикетом рядом с трассой", – напоминает издание."Приднестровье имеет значительные связи с Украиной. Украинский бизнес и чиновники используют регион для осуществления серой таможенной очистки товаров, которые затем поступают на украинский рынок. Вместе с тем, сами власти Приднестровья находятся в тесных отношениях с украинскими олигархическими и управленческими кругами, а украинские таможенные структуры и спецслужбы имеют свою долю в приграничном бизнесе. Значительные прибыли от существования серого режима растаможивания извлекают и представители властных и силовых структур Приднестровья", – говорится в статье.
"На фоне столь серьезного многолетнего взаимодействия между элитами Киева и Тирасполя всевозможные патриотически настроенные активисты у границы выглядят, по мнению наблюдателей, крайне нелепо. В Тирасполе уверены, что проукраински настроенных активистов используют для фона, прикрывающего тесные связи между представителями власти и бизнеса регионов, а сама акция предназначена для формирования медийной картинки "блокады", адресованной Москве, с целью выколотить из руководства России финансы на содержание чиновников Приднестровья", – пишет автор публикации.