наверх
29.03.202401:14
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Виктор Суслов: законы по реструктуризации евробондов - это "троянский конь"

Списание госдолга Украины кредиторами (399)

(обновлено: )2603162
Победные реляции о списании $3,6 млрд внешнего долга Украины уже умолкли. Но появились первые претензии со стороны кредиторов. Они не понимают, почему им придется ждать своих денег шесть лет, если расплатиться с ними Украина обязана в сентябре — октябре нынешнего года.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

На 23 сентября приходится выплата 500 миллионов долларов частным держателям украинских еврооблигаций. Министр финансов Украины Наталья Яресько уже заявила, что выплат не будет, так как Украина фактически начала реструктуризацию своих обязательств.

Однако, группа кредиторов Украины, владельцев облигаций, срок погашения которых истекает в этом году, хочет пересмотреть условия реструктуризации украинского долга. По их словам, ранее согласованный вариант урегулирования долгового вопроса "нечестный".

Таким образом, мы идем к прояснению вопроса, какие все-таки договоренности достигла правительственная делегация в августе в Сан-Франциско во время финального раунда переговоров с комитетом международных кредиторов. Комитет объединяет пять крупнейших держателей ее облигаций на сумму в 10 миллиардов долларов во главе с Franklin Templeton. А на переговорах была достигнута договоренность о списании 3,6 миллиарда долларов долга.

После этого премьер-министр Арсений Яценюк 27 августа заявил, что "ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится". Однако, Яресько в скором времени пояснила украинским СМИ, что государство живет в состоянии технического дефолта.

В настоящее время правительство передало в Раду законопроекты, которые необходимы для юридического оформления процедуры реструктуризации части внешних обязательств.

В интервью РИА Новости Украина экс-министр экономики Украины Виктор Суслов прокомментировал текущую ситуацию по реструктуризации внешнего долга.

Виктор Иванович, Кабмин передал в Верховную Раду проекты законов, которые нужны для юридического оформления процесса реструктуризации. Насколько эти проекты решают проблему реструктуризации долгов?

Правда о так называемой  "реструктуризации долгов" открывается постепенно. Прежде, чем говорить о законопроектах, стоит прокомментировать Распоряжение Кабинета Министров Украины №859-р. от 27 августа 2015 г., в котором, наконец, в юридической форме изложены условия реструктуризации долгов. Во-первых, там говорится о том, что это – предварительные условия реструктуризации долгов. Во-вторых, в Распоряжении отмечается, что эти условия выражают только намерения сторон. В третьих, там прямо сказано: "Эти предварительные условия не являются юридически обязательными и не создают каких-либо юридических правоотношений или последствий для какой-либо стороны". Иначе говоря, юридически достигнутого соглашения Украины с кредиторами о реструктуризации долгов не существует. Премьер-министр и министр финансов Украины сделали заявления для общественности, которые не отражают реальное положение дел. Достижение соглашения с кредиторами – еще впереди. Если оно состоится.

В приложении 2 к упомянутому Распоряжению содержится список обязательств Правительства Украины, которые подлежат реструктуризации, но в самом общем виде, только с указанием лет выпуска и погашения, даже без сумм. Видимо, Bloombtrgпишет именно о держателях украинских облигаций со сроками погашения в сентябре 2015 г. на 500 млн.долл. и в октябре 2015 г. на 600 млн.долл. Именно они выступили с протестами против реструктуризации, согласия на которую они не давали. То же самое относится и к облигациям из упомянутого списка, выпущенным в 2013 г. со сроком погашения в 2015 г. Видимо, это те самые долги на 3 млрд.долл., держателем которых является Россия и согласия на реструктуризацию которых она также не давала. Похоже, возникает скандал. Так переговоры с кредиторами не ведут. Очень вероятно, что окончательного, юридически оформленного соглашения с кредиторами не будет.

Читайте также: Верховная Рада: тяжелый выбор между дефолтом и долговой ямой

А о чем законопроекты по реструктуризации?

Три проекта законов в связи с реструктуризацией долгов уже поданы Кабинетом Министров на рассмотрение в Верховную Раду Украины и должны голосоваться в следующий четверг.

Вопреки публичным утверждениям Премьер-министра Украины о том, что эти законы необходимы для проводимой операции по списанию и реструктуризации долгов, это не совсем так. Проекты относятся не к упомянутой операции, а имеют общий характер: их цель – ввести в оборот на международных фондовых рынках государственные деривативы Украины как универсальный инструмент.

Эти законы могут иметь для Украины негативные последствия, даже если соглашения с кредиторами не будет.

Деривативы – это производные ценные бумаги, в основе которых лежит определенный базовый актив. Могут выпускаться десятки видов разных деривативов с разными базовыми активами. Любые из них правительство Украины сможет выпускать на международные финансовые рынки после принятия рассматриваемых законов уже без одобрения Верховной Рады Украины.

В случае выпуска, например, деривативов типа VRI (Механизм восстановления стоимости), которые предполагается выпустить по обсуждаемому проекту соглашения с кредиторами, базовым активом является статистическая информация – темпы роста валового внутреннего продукта страны на протяжении 20 лет. По условиям выпуска у Украины могут возникнуть обязательства выплатить по этим деривативам  десятки миллиардов долларов, если в Украине начнется экономический рост более 4% годовых на протяжении нескольких лет после 2025 года.

Строго говоря, с экономической точки зрения никакого списания долгов Украине на 3,6 млрд.долл. соглашение не предполагает: кредиторам просто предлагается купить деривативы VRIза 3,6 млрд.долл., а потом, возможно, получить по ним доход, превышающий цену покупки. Но политически правительству, конечно, необходимо демонстрировать эффективность в переговорах, иначе придется говорить об их полном провале. Поэтому есть стремление оформить эту часть долга как списание, а деривативы потом будут просто бесплатно переданы, так сказать “подарены" кредиторам.

Уместно напомнить, что одной из причин мирового финансового кризиса 2008 года явился огромный, на десятки триллионов долларов, выпуск деривативов. Общеизвестно, что операции с деривативами имеют высокорисковый характер, поскольку доход по деривативам зависит от вероятностных событий, которые могут произойти или не произойти. Соответственно эти операции всегда имеют спекулятивный характер.

Будет ли удачным этот путь?

Совершенно недопустимо переводить операции с внешним государственным долгом Украины в сферу высокорисковых спекулятивных операций. Пытаясь выйти на мировой рынок государственных долговых обязательств с таким сложным и противоречивым инструментом, как деривативы, Минфин Украины напоминает начинающего игрока в рулетку, который кидается в игру в стремлении "наказать казино".

Когда я ищу причины такой отчаянной готовности правительственных чиновников поиграться с деривативами, поневоле вспоминаю, что и министр финансов Н.Яресько, и министр экономики А.Абромавичус, и Председатель Нацбанка В.Гонтарева и многие их заместители и сотрудники являются выходцами из бизнеса, как раз связанного с торговлей ценными бумагами, спекулятивными операциями на фондовых биржах, деятельностью иностранных инвестиционных фондов. Они чувствуют себя брокерами, клиентом которых оказалась Украина. И это крайне опасно для Украины. Потому что выход из кризиса для Украины лежит вовсе не в сфере спекулятивных финансовых операций.

В тумане предложенной реструктуризации скрыта еще одна очень важная новая норма законодательства: правительство предлагает разрешить выплату доходов и погашение государственных облигаций Украины "деньгами или в другой форме по соглашению сторон". До сих пор облигации можно было гасить только деньгами или обменивать на новые облигации. Теперь можно будет оплачивать долги, отдавая за них высоколиквидные государственные предприятия, со временем – землю, объекты права интеллектуальной собственности да и вообще что угодно. При этом поле для чиновничьей коррупции разрастается невероятно!

Приведенных аргументов должно быть достаточно, чтобы понять, что предложенный правительством план так называемого "списания" и реструктуризации внешних долгов неприемлем для страны, а поданные в Верховную Раду Украины законопроекты – это в полном смысле "Троянский конь". 

Самое читаемое
    Темы дня