Диана Михайлова, независимый военный эксперт
В частности Любомир Сабадош рассказал о том, что "Boeing видит нас своим партнером. Компанию интересует продолжение сотрудничества с Украиной в направлении "Морского старта", также интересует проект, который мы предложили по созданию нового сателлита, который бы помог Украине реализовать телекоммуникационные задачи". Меморандум о сотрудничестве между Boeing и национальным космическим агентством должен быть подписан до конца октября-начала ноября этого года, к визиту делегации НАСА в Украину. В рамках будущего соглашения американская сторона будет приобретать украинские двигатели и ракетоносители "Зенит" от КБ "Южное" и завода "Южмаш", а также продолжит закупку комплектующих для ракет Antares компании Orbital Science Corporation, замороженную из-за взрыва первой ступени украинского производства 29 октября 2014 года.
Читайте также — ГП "Антонов", "Укроборонпром" и Россия: полеты во сне и наяву
Одним из условий американской стороны, по словам Сабадоша, является отсутствие сотрудничества Украины со странами, которые находятся под американскими санкциями. Не привлекла внимание широкой общественности и реакция на выступление свежеиспеченного руководителя ракетно-космической отрасли Украины со стороны Елены Александровой, директора по связям с общественностью компании Boeing в России и СНГ, сообщившей о том, что "компания Boeing не подписывала никаких контрактов и соглашений с Украиной о сотрудничестве в области космических программ".
Гораздо больший резонанс получили предыдущие кадровые изменения, когда распоряжением Кабинета министров Украины от 21 января 2015 года на должность руководителя космического ведомства был назначен 51-летний уроженец г. Чертков Тернопольской обл Олег Уруский. По словам представлявшего его коллективу тогдашнего советника президента Украины — директора Национального института стратегических исследований Владимира Горбулина, новый председатель "был в 1992-1996 гг. среди тех, кто создавал космическое агентство и начинал реализацию первых космических проектов Украины".
Трудно понять, как это удалось выпускнику Киевского высшего военного авиационного инженерного училища, который до появления в создающемся НКАУ переносил все тяготы и лишения воинской службы в родном киевском вузе, после чего под руководством того же Горбулина продолжил карьеру украинского государственного чиновника в СНБО, госкомиссии по вопросам ОПК, целом ряде министерств, секретариате КМУ, администрации президента и т.д. Зигзаги ее четко коррелировали с должностями любимого шефа и закономерно после того, как Горбулин перестал быть советником президента, а Сабадош, напротив, занял место советника премьер-министра по космической деятельности, Уруский "был уволен с работы по собственному желанию".
Сменившего Уруского на посту руководителя украинского космического ведомства на основании распоряжения Кабинета министров Украины от 19 августа 2015 г 41-летнего уроженца г. Коломыя Ивано-Франковской обл Любомира Сабадоша также трудно отнести к профильным космическим специалистам. После окончания в 1995 г Львовской коммерческой академии он работал налоговым инспектором, а затем в структурах частных компаний, что не помешало ему в 2006-том занять должность Генерального директора Харьковского государственного научно-производственного предприятия "бъединение "Коммунар", которое с советских времен производило системы управления для космических объектов и ракет-носителей.
Ирония судьбы состоит в том, что оба достойных представителя западных областей Украины, последовательно возглавлявшие космическую отрасль Украины в последний год, сменили прошедшего за 33 года путь от помощника мастера до генерального директора "Южного машиностроительного завода" уроженца Днепропетровска Героя Украины Юрия Алексеева, который с августа 2005 года с незначительным перерывом возглавлял Национальное космическое агентство Украины до своего увольнения 16 октября 2014 г в соответствии с законом "Об очищении власти". Именно в этот период были реализованы и "Морской старт", и подготовка национального телекоммуникационного спутника связи "Лыбидь", и участие в разработке и производстве первой ступени американской космической ракеты носителя Antares (ранее Taurus-2) и многие другие серьезные проекты, которые почему-то прервались после увольнения Алексеева.
Не хотелось бы прогнозировать дальнейшие перспективы украинского космоса, однако, появление очередной "команды молодых, но эффективных менеджеров", не обремененных излишними профильными знаниями и опытом производственной деятельности, однако пользующихся поддержкой сильных мира сего, как правило, предшествует существенным провалам на международной арене, значительным финансовым потерям и скорому упадку отрасли.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.