наверх
28.04.202417:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Катастрофа Boeing-777: спекулятивные пляски вокруг "Бука"

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )289151
Прошлая неделя принесла новые залпы информационной войны вокруг катастрофы малазийского Boeing-777 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Затянувшееся уже на 15 месяцев техническое расследование, проводимое под руководством нидерландского совета по безопасности, продолжает порождать массу гипотез и откровенно спекулятивных вбросов.

4 августа украинский вице-премьер-министр Геннадий Зубко объявил, что "10-12 августа украинская делегация вылетает в Нидерланды, где за три дня произойдет техническая реконструкция именно по самолету, по тем событиям, которые произошли год назад. И будет развернут и рассмотрен технический отчет, в котором будут утверждены комментарии каждой из сторон, которые принимали участие в расследовании. Украинская сторона выдвинет свои предложения по предотвращению подобных катастроф в будущем".

10 августа заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль сообщила, что "Фактически работа над отчетом международной рабочей группы заканчивается, и 10 августа Совбез Нидерландов должен представить окончательный вариант отчета для всех стран о том, что связано с самой катастрофой. Однако опубликован этот документ не будет. Виновных в крушении самолета, совершавшего рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, в отчете не назовут. На этот вопрос должна ответить международная группа криминалистов, которая проводит расследование катастрофы. Нидерландский совет по безопасности занимается так называемым техническим расследованием, которое должно выявить причины крушения. Это независимое авиационное расследование".

10 августа Совета безопасности Нидерландов опубликовал на своем сайте краткую информацию о начавшейся под руководством DSB встрече международных авиационных экспертов, призванной "обсудить прогресс в расследовании и осмотреть результаты реконструкции частей самолета на базе ВВС Gilze-Rijen". Очередная встреча, которая продлится "несколько дней", является "частью процедуры международного авиационного расследования, определяемой Конвенцией ICAO". Никаких подтверждений появления "окончательной версии доклада" не последовало.

11 августа в совместном пресс-релизе Международной следственной группы (JIT) и Совета безопасности Нидерландов (DSB), ведущих параллельные расследования, было официально сообщено, что они совместно "исследуют несколько осколков, возможно, относящихся к системе "Бук". Эти части были получены во время предыдущей миссии сбора обломков на востоке Украины и находятся в распоряжении уголовной следственной группы MH17 и Совета безопасности Нидерландов. В настоящее время не может быть сделан вывод о том, что существует причинно-следственная связь между обнаруженными частями и крушением рейса MH17". Несмотря на то, что осенью прошлого года говорилось о "25 поражающих элементах, не относящихся к конструкции самолета, найденных в телах пассажиров и членов экипажа", на этот раз было сообщено об "исследовании семи осколков".

На другой день возмутителем спокойствия стал главный редактор одного из украинских интернет-изданий Юрий Бутусов, который на своей странице в социальной сети, написал: "Супер интересная новость в деле о расследовании гибели авиалайнера "Боинг" MH17 прозвучала на заседании комиссии международных экспертов при прокуратуре Нидерландов. Россия де-факто признала, что на Донбассе будет вести огонь по всем авиалайнерам из зенитного-ракетных комплексов "Бук". Оказывается, с 0 часов 14 июля, накануне уничтожения "Боинга", Россия официально объявила об опасности полетов над Донбассом, и определила безопасную высоту полетов над Донбассом выше 13 тысяч метров! Об этом сообщают источники, близкие к следствию в Нидерландах".

Из этого, основываясь на безукоризненной, по мнению автора, логике, был сделан следующий вывод: "Таким образом, руководство РФ знало, что с 14 июля они будут сбивать самолеты. Но руководство Украины кремлевские власти не уведомили. Они пытались обеспечить себе алиби, планируя террористические акции против гражданской и военной авиации, и официально это зафиксировали. таким образом, кремлевское руководство знало, что будет уничтожать самолеты 14 июля".

Наводящие вопросы о том, каким образом Российской Федерации удалось закрыть воздушное пространство над Украиной, почему, несмотря на "закрытие от Бутусова", российские пассажирские лайнеры продолжали выполнять полеты в воздушном пространстве над Донбассом до 17 июля 2014 г. включительно, и возможен ли обратный процесс "закрыть из Киева воздушное пространство над Москвой", автор проигнорировал.

Не ответил он и на вопрос о том, какие пассажирские самолеты обладают способностью подниматься на высоты свыше 13000 м, так как по имеющейся на сегодняшний день информации, таковых просто не существует. Во всех прочих случаях Бутусов ссылался на "источник, близкий к следствию в Нидерландах".

Несколькими часами позже он же продолжил делиться новыми подробностями "сенсации":

Комментарий Юрия Бутусова в Facebook

"В Гааге сегодня завершается работа международных экспертов гражданской авиации, баллистики и взрывотехников по определению причин гибели авиалайнера. Россия представила свой доклад. Вопреки всему вранью российской пропаганды… российские эксперты признали, что лайнер был сбит зенитной ракетой "Бук"….Кроме того, в "Боинге" и на земле у места его падения обнаружены остатки новейшей зенитной ракеты "Бук-М1-2" российского производства, которой нет и не может быть на вооружении ПВО Украины. Россияне узнали об этом только две недели назад, накануне Гааги. Теперь жалуются на следствие, что им эту информацию не дали. А им никто не обязан был давать эти данные. Это территория Украины… украинские эксперты выступили с результатами химического анализа поражающих элементов ракеты, фрагментов ее корпуса, и убедительно доказали, что состав металла идентичен металлу российской ракеты "Бук-М1-2". Важную роль в экспертизе для следствия сыграли украинские специалисты. Они сделали важную часть исследований характера взрыва, баллистики зенитной ракеты, и они представляют доклад экспертной группы. Интересы Украины в этом деле представляет Киевский институт судебных экспертиз. Его директор Александр Рувин. Рувин — ветеран Афганистана, профессиональный минер, сертифицированный специалист по взрывотехнике, делает доклад о причинах взрыва, о траектории полета ракеты, о химическом анализе металла".

Откровения Бутусова в очередной раз удивительным образом совпали с заявлением заместителя официального представителя Государственного департамента США Марка Тонера, который в тот же день, 12 августа, повторил мнение, что "Мы считаем, что МН17 был сбит ракетой "земля-воздух", запущенной с территорий, контролируемых сепаратистами на востоке Украины. Мы поддерживаем расследование голландцев, Национальный совет по безопасности на транспорте США принимает в нем участие. Но наше предположение не изменилось: мы до сих пор считаем, что это было сделано поддерживаемыми Россией сепаратистами". Как и в случае с Бутусовым каких-либо доказательств, подтверждающих высказанное мнение, представлено не было.

В связи с вновь появившимися "сенсациями" можно лишь напомнить, что процедура расследования авиационного происшествия регламентирована Приложением 13 к Чикагской конвенции "Расследование авиационных происшествий и инцидентов", одно из положений которого гласит:

"6.2 Государства не распространяют, не публикуют и не допускают использования проекта отчета или любых его частей, или любых других документов, полученных во время проведения расследования авиационного происшествия или инцидента, без официального согласия государства, проводившего данное расследование, за исключением случаев, когда такие отчеты или документы уже были опубликованы или преданы гласности этим последним государством".

Собственно, на этом можно было бы поставить точку в комментариях бездоказательных и юридически сомнительных заявлениях. Тем более что в тот же день 12 августа 2015 г. нидерландский прокурор Фред Вестербеке в самых сдержанных выражениях прокомментировал ход следствия следующим образом: "Шаг за шагом мы приближаемся к людям, и, если прогресс расследования будет таким, как в предыдущий период, я надеюсь, что мы продвинемся и с этим. Есть, как мы это называем, "заинтересованные лица", к которым у нас есть больше, чем среднего уровня, интерес, учитывая их роль, о которой мы на сегодняшний день знаем, но официально мы еще не определяли их как подозреваемых. Следственная группа упорно работает. Я думаю, что до конца года мы сможем обнародовать новую информацию. Конечно, есть несколько способов, чтобы определить, откуда "Бук" был привезен, где он был произведен… Именно это исследование в настоящее время мы и продолжаем проводить".

"Бук-М1-2" является не ракетой, как написал Бутусов, а зенитно-ракетным комплексом, который, в отличие от имеющегося у украинцев "Бук-М1", способен применять ракеты обоих типов — 9М38M1 и 9М317, что делает его утверждение бессмысленным. Взрывотехническую экспертизу выполняет не КНИИСЭ, а экспертная служба СБУ. Материаловедческая экспертиза химического состава металлов проводится в Харькове. Выполнить сравнительный физико-химический анализ составных частей ракеты без доступа к реальной 9М317, которой у Украины нет, невозможно, тем более что в генпрокуратуре самопровозглашенной ДНР в тот же день подтвердили, что "С момента катастрофы малазийского Boeing 777 над Торезом наше ведомство принимало активное участие в поисковых работах. В числе огромного количества обломков не было найдено вообще никаких поражающих элементов, не говоря уж о каких-то конкретных видах вооружения".

Основываясь на официально озвученном фактическом материале, полученном в ходе объективного расследования по Правилам ИКАО, а не периодически возникающих малоубедительных, но претендующих на сенсационность, обрывках информации, можно лишь заметить, что никаких убедительных доказательств версии Бутусова нет. Заявления о причастности России к инциденту базируются на поспешных суждениях, необоснованных утверждениях и не имеющих отношения к расследованию фото- и видеоматериалах, появившихся сразу после катастрофы. Никаких новых фактов, подтвержденных следствием, до сих пор не обнародовано, что совершенно естественно до появления итогового отчета, и не нарушает, в отличие от безответственных ссылок на источники, близкие к расследованию, порядок расследования.

Самое читаемое
    Темы дня