наверх
19.04.202402:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

План мобилизации и репрессивное применение закона

Мобилизация в Украине. Господа офицеры, в строй! (484)

(обновлено: )577153
Служащих сельсоветов ряда областей обвиняют в том, что они не оповестили граждан должным образом о призыве по мобилизации. В результате, этим чиновникам грозит тюрьма.

Уклонение от мобилизации наказуемо не только для призывников. В Военной прокуратуре западного региона сообщили о том, что местные чиновники не выполнили мобилизационные мероприятия, из-за чего и будут привлечены к уголовной ответственности. Речь идет о сотрудниках сельсоветов Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской областей. Суть обвинения состоит в том, что они не оповестили должным образом граждан, подлежавших призыву по мобилизации.

Читайте также: Мобильный номер – только по паспорту: государство нарушает закон – эксперт

Подробнее о том, кто должен нести ответственность в таких случаях, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал адвокат Иван Либерман.

Есть ли законные основания обвинять сотрудников сельсоветов в том, что не выполнен план по мобилизации? Грозит ли им уголовная ответственность?

— Нет закона, который обязывал бы глав сельсоветов и других чиновников сообщать о том, что проходит мобилизация и т.д., для этого есть СМИ. Что касается ответственности, то поскольку нет самого механизма — как это делать и кто конкретно должен это делать — нет за это и ответственности. Безусловно, всегда можно подвести статью под любого человека, поэтому им могут инкриминировать "служебную халатность", это статья 367 УК Украины, то есть ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.

Если говорить о законах, то в прямых функциональных обязанностях председателя сельсовета нет такой функции. Более того, детально не выписано, как эту функцию выполнить. Поэтому чиновник выбирает между статьей 367: "служебная халатность", и, например, статьей 364: "злоупотребление властью или служебным положением". Что для него лучше? Если он что-то сделает не так, то предусматривается десять лет за злоупотребление властью. А если он ничего не сделает, то пять лет тюрьмы. Поэтому люди просто математически думают — по какой статье легче нести ответственность. И возникает вопрос: как можно людей привлекать к уголовной ответственности, если законодатель не создал необходимых условий.

У этих дел нет будущего, даже если они дойдут до суда?

— Безусловно, и не нужно бояться. Я вообще считаю, что государство почему-то дистанцировалась от чиновников низшего уровня, все возлагается на их плечи. Если они что-то сделают не так, наступает ответственность. Так нельзя поступать с людьми, дайте им указания, инструкции, а потом требуйте.

У нас законодатель четко установил — есть два правила, которые в Украине касаются всех граждан государства. Если органы публичной власти оказывают какие-то услуги или выполняют определенные действия, они пользуются правилом "разрешено все, что разрешено", то есть прописано. Все остальные граждане Украины, то есть частные лица, пользуются правилом "разрешено все, что не запрещено". Поэтому люди фактически поставлены в такие невозможные рамки, что легче всего привлечь человека к ответственности. Но это абсурд, это неправильно и неконструктивно.

Как сообщалось ранее, суды вынесли уже около 400 решений за уклонение от мобилизации для службы в районе проведения спецоперации в Донбассе, однако реальное наказание отбывают лишь не более пяти человек.

Самое читаемое
    Темы дня