наверх
05.05.202416:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Обзор мировых СМИ: радикалы – главные враги общества

Военная кампания против "Исламского государства" (655)

(обновлено: )44321
Мировые эксперты продолжают исследовать суть явления "радикализации", подробно остановившись на радикальном исламе, где агрессивные действия сочетаются с экстремистской идеологией. Что именно играет решающую роль в новых формах радикализма?

Людмила Калита, РИА Новости Украина

Зарубежные издания уделили особое внимание новой книге социолога и литератора Фархада Хосрохавара, в которой автор предлагает свою интерпретацию подъема радикального исламизма в Европе и арабском мире, а также рассматривает новый тип радикализма, который проявляется в притоке молодых европейцев в Сирию. Подробнее — в кратком обзоре от РИА Новости Украина.

"В новых формах радикализма решающую роль играет ощущение принадлежности к некоему воображаемому сообществу: идентифицируя себя с "нео-уммой" (радушная и однородная мусульманская община, существования которой он так жаждет), радикал пытается отмежеваться от холодного общества, где он живет, и где аномия (пребывание вне формирующей самосознание группы) идет рука об руку с клеймлением и полной незначительностью в общественном плане", – пишет социолог, специалист по современному Ирану Фархад Хосрохавар в книге "Радикализация", отрывки из которой приводит на своих страницах французское издание Atlantico.

"Книга пытается распутать клубок радикализации и подробно останавливается на радикальном исламе, подчеркивая, что это не единственная область, где агрессивные действия сочетаются с экстремистской идеологией. Фархад Хосрохавар предлагает свою интерпретацию подъема радикального исламизма в Европе и арабском мире, а также рассматривает новый тип радикализма, который проявляется в притоке молодых европейцев в Сирию", – говорится в комментариях газеты.

"Моя точка зрения близка к социологии действующих лиц в рамках глобализации, когда поведение вступающего на радикальный путь человека нацелено на его представление с трех следующих сторон:

Как униженного человека: это относится к молодежи из французских пригородов и британских гетто, униженным Израилем молодым палестинцам, а также образованным молодым людям на Ближнем Востоке, которые не могут найти работу и ощущают, что авторитарные режимы задвигают их в сторону…

Будь-то представители малообеспеченного или среднего класса, эти люди обвиняют систему в невнимании, унижениях, политической и экономической маргинализации", – полагает Хосрохавар.

"Как жертву: унижение, фрустрация, социальная и экономическая изоляция, расизм — все это переживается в рамках воображаемой структуры, которая вызывает у человека полуреальное, полувоображаемое ощущение отсутствия будущего, закрытых дверей, некоего внутреннего гетто.

Оказавшиеся в таком положении люди могут скатиться в преступность и агрессию, однако те, кто бунтует и собирается действовать, накладывают идеологию на личный опыт и расширяют ненависть на всех "неверных" путем принятия экстремистского ислама.

Религия становится для них активной альтернативой ультралевой идеологии, которая уже мало что может им дать", – продолжил литератор.

"Как члена группы, ставшей жертвой агрессии, "нео-уммы", у которой нет эквивалента в исторически сложившихся мусульманских сообществах (мусульманская умма).

Это чувство принадлежности толкает человека к тому, чтобы преодолевать клеймление и предлагает ему новое самосознание. Он словно рождается заново, а его позиция по отношению к обществу кардинально меняется, и он становится его заклятым врагом.

Если раньше у него был приниженный общественный статус (иммигрант или сын иммигранта, палестинец из душных поселений Газы, египтянин из неблагополучных районов), теперь он становится героем ислама, который называет себя "религией угнетенных", – отмечает социолог.

"Все три этих момента являются частью сформированного глобализацией контекста, а радикалы интегрировали их в свое самосознание. Их действия отныне неотделимы от их освещения в мировых СМИ, а символическая сторона информирования, запугивания и восхищения, а также шокирование противника зрительными образами (все это вызывает ощущение всемогущества активиста) идут рука об руку с жестокостью происходящего: новоиспеченный радикал стремится не только нанести ущерб врагу, но и наделать как можно больше шума", – пишет Хосрохавар.

Смотрите также: Марш протеста против исламизации в Манчестере

"По отношению к внешнему миру, с которым он (человек) намеревается бороться, он получает статус "отрицательного героя": чем сильнее его будут бояться и ненавидеть в этом расписанном черной краской мире, тем больше его слава. Отныне он – герой для тех, кто разделяет его кредо, и враг номер один для всех остальных. Нарциссическая сторона накладывается на "рациональную" посредством СМИ и его личного опыта "медиа-героя": о нем узнает весь мир, его возвеличат те же самые СМИ, что стоят на стороне врага", – полагает автор книги "Радикализация".

Подготовлено по материалам ИноСМИ.

Самое читаемое
    Темы дня