наверх
18.04.202408:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Подружатся ли Украина и Беларусь на почве газа и машиностроения

Транзит газа под угрозой: последствия ЧП в Австрии (381)

(обновлено: )180412
Украина изучает возможность транзита прибалтийского газа в Украину через территорию Беларуси. Подробнее о возможных перспективах такого сотрудничества в эфире радиостанции Голос Столицы рассказали эксперты Алексей Андрейченко и Юрий Корольчук.

Украина и Беларусь выстраивают новые мосты сотрудничества. Среди планов на ближайшую перспективу – совместная работа в сфере машиностроения. По словам главы Минрегиона Геннадия Зубко, страны намерены локализовать предприятия белорусского машиностроения на украинской территории, а также создать новые совместные предприятия.

Украина также обратилась к Беларуси с просьбой изучить возможность транзита прибалтийского газа по ее территории.

Читайте также: Российский газ из Вены

Насколько такое сотрудничество будет продуктивным, радиостанция Голос Столицы поговорила со старшим аналитиком инвестиционной компании "АРТ Капитал" Алексеем Андрейченко.

Как вам такое предложение и насколько оно может выгореть?

— Беларусь не впервые пытается попасть на украинский рынок, и у них уже получалось. Например, у нас уже локализовано производство тракторов "Беларусь", также был произведен опытный образец трамвая на одном из предприятий Украины с использованием технологий Беларуси и, по большому счету, модель была белорусская. То есть такие примеры существуют, и я бы выделил две основные подотрасли машиностроения, где такое сотрудничество наиболее перспективно. Это сельхозмашиностроение и транспорт, в частности муниципальный. Белорусам это выгодно, потому что в Украине большой рынок, большая потребность в обновлении сельхозмашиностроения, и их продукция уже давно на украинском рынке. Она пользуется спросом, она относительно дешевая, поэтому есть все шансы, что она будет востребована. Она уже используется, но локализация может еще больше удешевить эту продукцию на украинском рынке. И муниципальный транспорт имеет перспективы, потому что при закупке транспорта часто отдают предпочтение украинской продукции, по крайней мере, есть такое давление на муниципалитет, чтобы закупать украинское, если есть такая возможность. Соответственно, белорусская техника, которая произведена здесь, будет в этом плане иметь приоритет.

Смотрите также: Демчишин рассказал, как изменится добыча газа в Украине

Если охарактеризовать сферу машиностроения Беларуси и Украины, мы можем быть полезны друг другу?

— Это технологии, которые уже отработаны в Беларуси и их не нужно придумывать здесь. Кроме того, если белорусы будут открывать у нас СП, это выгодно на локальном уровне — будут создаваться рабочие места. Главное, чтобы это был долгосрочный проект, под который есть спрос.

Минрегион также рассчитывает на выход белорусских грузопотоков в украинские порты. Наши порты соседям интересны?

— Украина вообще является транзитным хабом, географическое расположение очень удачное. И плюс у нас дешевые грузоперевозки по территории Украины. Я думаю, что основным является именно географическое расположение, близость к Европе и Азии, что позволяет удобно доставлять грузы.

Напомним, Украина также обратилась к Беларуси с просьбой изучить возможность транзита прибалтийского газа по ее территории. Возможно ли это реализовать, радиостанция Голос Столицы узнала у эксперта по энергетическим вопросам Юрия Корольчука.

Украина сейчас пытается получить газ из всех возможных источников и через все возможные прилегающие территории. Беларусь в этом контексте — хороший вариант, как страна-транзитер?

— Во всех этих стараниях диверсифицировать поставки газа в Украину главное, чтобы лоб не разбили при этих стараниях. Речь идет о получении газа с литовского терминала в Клайпеде. И действительно, литовцы выразили желание, готовность сотрудничать. Более того, они обратились к транзитной компании "Газпром Беларусь" с просьбой пропустить эти потоки газа через свою сеть в Украину. Но там возникла проблема. Литовцы были готовы в течение года поставить всего лишь 200 миллионов кубов. То есть это очень минимальные объемы, это где 20 миллионов кубов в месяц. И здесь надо понять позицию "Газпром Беларусь", что они качают через свою страну — то есть через Беларусь российский газ идет в Польшу и далее на Германию в объеме более 35 миллиардов кубометров. То есть перекраивать эти газовые потоки ради поставок в Украину 200 миллионо кубов в год — это экономически нецелесообразно. Поэтому в компании "Газпром Беларусь" пока не отказали, но, я так понял, потом была принята такая позиция Литвы: подать это как политические препятствия, палки, которые вставляет в колеса "Газпром". Поэтому возникает другой вопрос — даже если мы будем получать газ оттуда, то какова будет его цена? Потому что клайпедский терминал принимает сжиженный газ, и пока там есть один контракт со Statoil, и газ выходил практически по 385 долларов. То есть это будет какая-то абсурдная ситуация, когда мы можем из стран ЕС или России брать газ по цене в среднем 250 долларов, а здесь цена на сто долларов больше. Поэтому это больше политический момент.

Напомним, вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко сообщил, что Украина и Белоруссия будут использовать для двусторонних расчетов гривну. Соответствующая договоренность была зафиксирована в протоколе по итогам 23-го заседания Межправительственной украино-белорусской группы по вопросам торгово-экономического сотрудничества.

Самое читаемое
    Темы дня