наверх
19.04.202423:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина-МВФ: транш или пропал

Украина, экономика, катастрофа (595)

(обновлено: )3498162
В июле Украина ожидала предоставление второго транша МВФ по новой программе сотрудничества. Однако эксперты сомневается в продолжении кредитования Украины со стороны фонда. Без "зонтика" МВФ угроза дефолта по гособязательствам вновь станет актуальной.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Кредитование Украины со стороны МВФ остается единственным надежным источником заемных средств для киевской власти. Других вариантов поступления валюты в страну у Киева нет. Экономика в кризисе, доходы от экспорта падают, поступления в бюджет тоже.

Новый спасительный транш МВФ

Руководство Украины привело экономику страны на грань краха. Непродуманные решения по девальвации национальной денежной единицы и крупная эмиссия гривны и последовавшая за ней инфляция привели реальные сектора экономики к сокращению, а население страны — к обнищанию. Потеря промышленного потенциала в связи с отказом от рынков России и стран Таможенного союза в угоду намерению любой ценой "интегрироваться" в ЕС привело к снижению объемов производства и сокращению поступлений от экспорта продукции машиностроения, пищевой промышленности и ряда других отраслей в страны СНГ.

На фоне сокращения поступлений в бюджет, в том числе и валюты, обязательные платежи Киева, в частности, по закупке газа и выплатам внешних обязательств никто не отменял.

Единственным источником средств для этого оставались золотовалютные резервы (ЗВР) НБУ. Из них стали выплачивать обязательства государства по еврооблигациям, расплачиваться с "Газпромом" и европейскими поставщиками за газ. За 2014 год ЗВР сократились почти в два с половиной раза, и в начале 2015 года угроза дефолта по внешним обязательствам впервые обрела зримые контуры.

Читайте также: Дефолт откладывается? Украина заплатит РФ $75 млн по евробондам

Сокращение ЗВР происходило в условиях замораживания кредитования со стороны МВФ. В 2014 году Украина получила от МВФ два транша по возобновленной программе stand-by общим объемом 4,6 млрд долларов, однако об условиях, на которых предоставлялись кредиты, в Киеве скоро забыли, а в совете директоров фонда — нет.

В начале 2015 года исполнительной власти Украины назвали новые, более жесткие требования МВФ для возобновления кредитования, и в отсутствие других источников заемных средств Киев вынужден был принять все условия без оговорок. В результате, тарифы на газ для населения повысились почти в 6 раз, а от них — и остальные коммунальные платежи.

Повышение социальных стандартов теперь заморожено до лучших времен, а пересмотр пенсионного возраста и сокращение выплат социально незащищенным слоям населения — это крайние меры, которые в любой момент могут быть задействованы в обмен на получение нового транша.

В марте Киев и МВФ вместо программы stand-by утвердили программу расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility, EFF), и тогда же был предоставлен первый транш в сумме 5,5 млрд долларов США. Частично транш пополнил ЗВР, частью помог рассчитаться за газ и по внешним обязательствам государства.

Однако, наученные опытом сотрудничества с Киевом, МВФ увязал предоставление следующего транша с работой Киева по реструктуризации задолженности перед частными кредиторами в объеме 10 — 15 млрд долларов США. Более того, были поставлены конкретные сроки достижения таких соглашений — не позднее июня т.г.

Минфин в марте приступил к переговорам, однако, с задачей не справился. Позиция Минфина, озвученная его руководителем, Натальей Яресько, свелась к ультиматуму частным кредиторам: "срезать" основные обязательства и выплаты процентов по ним и продлить сроки их выполнения. Кредиторы, в свою очередь, отказались от таких условий, и переговоры по реструктуризации зашли в тупик. Эксперты считают, что Яресько провалила переговоры до их начала, и, возможно, делала это сознательно.

Читайте также: Суслов: кредит от ЕС выгоден по условиям и он поможет нам избежать дефолта

Украина в 2015 году должна выплатить только МВФ 1,42 млрд долларов. За обслуживание  программы stand-by Киев должен заплатить МВФ свыше 600 млн долларов платежами 30 января, 30 апреля и 30 июля. По этой же статье Украине  необходимо заплатить по 176,1 млн долл. 27 марта, 26 июня, 25 сентября и 24 декабря, а также еще ряд платежей в сумме до 15 млн долларов каждый.

В настоящее время государственный долг Украины составляет 69,795 млрд долларов США, из которых около 40 млрд — внешние долги Украины.

Транш или дефолт?

Наступил июль. На этот месяц было намечено предоставление Украине второго транша по новой программе сотрудничества, однако, Киев не выполнил требование МВФ по реструктуризации долгов перед частными держателями украинских еврооблигаций.

Тем не менее, на прошлой неделе МВФ сообщил, что с Украиной достигнуто соглашение на уровне экспертов о выделении Киеву займа в 1,7 миллиарда долларов.

Однако, это решение еще предстоит одобрить руководству фонда.

Тем временем, у Яресько появился шанс снять с себя вину в провале переговоров с кредиторами и вероятным отказом МВФ в очередном транше на основании невыполненных требований. Министр финансов считает, что Верховная Рада не сделала необходимую работу, а именно — не приняла четыре законопроекта, которые необходимы для получения кредитов от МВФ и Всемирного банка объемом 3 миллиарда долларов.

Таким образом, если Минфин спросят, где очередной транш кредита, Яресько переведет всю ответственность на Верховную Раду, и уже депутаты будут виноваты в срыве очередной программы с МВФ.

Читайте также: Подвиг Яресько, или Дефолт любой ценой

По мнению Андрея Блинова, руководителя проекта "Успешная страна", нынешняя неделя и результаты голосования в Верховной Раде по законопроектам, необходимым для продолжения программы с МВФ, будет определяющей в вопросе предоставления следующего транша.

"На этой неделе должны быть проголосованы законопроекты (необходимые для продолжения сотрудничества с МВФ — Ред.), мы ждем этого голосования. По итогам этой недели мы увидим результат. Если депутаты проголосуют, это откроет путь для заседания совета директоров МВФ. Учитывая сезон отпусков, непонятно, на какую дату он будет назначен, поэтому Минфин и Яресько уже допустили, что это может быть август. Законопроекты — это "маяки" для программы МВФ, без их утверждения совет директоров фонда даже не будет рассматривать вопрос", — пояснил Андрей Блинов.

Экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов отмечает, что обострение политической и экономической ситуации в стране, принятие Верховной Радой откровенно популистских законов и невыполнение условий соглашения с МВФ может привести к отказу от продолжения кредитования Украины.

"Известно, что ситуация хуже, чем ожидало украинское правительство. Украинское правительство делало акцент на политические факторы, которые должны заставить МВФ, может быть, под влиянием руководства США и других стран, принять решение о предоставлении Украине новых траншей без достижения соглашения о реструктуризации долгов. Месяц назад МВФ уже заявлял, что даже если не будет такого соглашения, транши, скорее всего, будут. Но сейчас на первый план вышли другие обстоятельства", — сказал Суслов.

"И в западной прессе, и в заявлениях МВФ отмечается, что политика правительства и Верховной Рады неприемлема. Законопроекты, которые нужно было бы принять для сбалансирования экономики и бюджета, не принимаются, а вместо них приняты ряд законопроектов, которые резко подрывают украинскую экономику. Например, тот же закон о реструктуризации валютных кредитов, чисто популистский", — пояснил экономист.

По словам Суслова, для более точного заключения о возможном предоставлении транша МВФ необходима более обстоятельной информацией об итогах визита премьер-министра Яценюка в США. "В прессе мелькнули сообщения о его встрече с президентом США, с потенциальными инвесторами, было обращение Яценюка к кредиторам с предложениями о реструктуризации, но этого недостаточно, чтобы точно оценить реальное положение вещей", — считает экономист.

"С другой стороны, сообщения, что в июле, скорее всего, очередного транша не будет, а если он будет, то в августе, говорят, что положение сложное. Нужно понимать, что МВФ дает время для принятия законопроектов, которые соответствуют положениям меморандума. К тому же, пошло общее обострение политической ситуации в стране", — подчеркнул Суслов.

Смотрите также инфографику: Государственный и гарантированный долг Украины

По мнению эксперта, ситуация ухудшается, и в плане получения дальнейших траншев МВФ, и в политике и в экономике. Поэтому, предполагать, что очередной транш будет в августе, сложно.

"Сначала предполагалось, что он будет в июне, потом долго говорили, что будет в июле, теперь — в августе. Мне кажется, что при всем желании МВФ идти навстречу Украине, есть определенный предел, и этот перенос может оказаться последним. Если не будут выполнены все пункты  подписанного Украиной соглашения, я думаю, что последует отказ в дальнейшем кредитовании", — уверен экономист.

Судя по предложению Яценюка американским компаниям принять участие в приватизации ряда предприятий ключевых отраслей экономики, премьер давно не надеется исправить ситуацию в экономике самостоятельно. Внешние долги проще "поменять" на государственные активы, и таким образом снять с себя любую ответственность за происходящее в экономике. К этому и сводится особенность работы правительства страны, находящейся под внешним управлением.

Самое читаемое
    Темы дня