Марат Пригожин, РИА Новости Украина
А теперь, оказывается, без Донбасса Украине жить трудно, почти невозможно.
Обвал экономики Украины действительно связан с войной, но не в смысле "война, что ж ты, подлая, сделала". Официальный Киев не задумывался, что потеряет экономика в случае ведения боевых действий.
Возможно, руководство верило в блицкриг и быстрое "принуждение к миру" мятежного региона. О плане "Б" традиционно никто не думал.
В итоге, АТО длится почти полтора года, сокращение ВВП выражается двузначными цифрами, экспорт падает вместе с импортом, промпроизводство стремится к нулю, а промышленность и инфраструктура региона, лидировавшего в производстве валового продукта, теперь лежит в руинах.
Если Донбасс отделить от Украины…
Экономический потенциал Донбасса до начала там боевых действий был колоссальным. В хозяйственном комплексе Донбасса сочетался промышленный потенциал, ряд отраслей сельского хозяйства и развитый транспорт.
Основными отраслями промышленности были угольная и металлургическая. Регион был основным поставщиком металла, топлива, продукции машиностроения и химической промышленности. Это был крупнейший регион угольной промышленности, а металлургия составляла около 50% объема промпроизводства Донбасса.
Кроме того, в регионе были развитые машиностроительные предприятия, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
В 2014 году, когда АТО уже шла полным ходом, в структуре экспорта Украины товаров и услуг на Донбасс приходилось 4,5 млрд долларов или 23,3%.
В структуре экспорта на Донбассе преобладают уголь, каменноугольный кокс, электроэнергия, подъёмно-транспортное оборудование, тепловозы, вагоны, минеральные удобрения, сода, соль и прочее. Доля Киева в общем экспорте, для примера, составляла 20,5%, Днепропетровской области — 15%, Запорожской — 6,6%.
Обострение ситуации осенью 2014-зимой 2015 года привело к тому, что часть металлургических заводов прекратила работу: вокруг них шли бои или же отсутствовал уголь для обеспечения выплавки металла.
Кроме металлургов пострадали и шахты. Ряд крупных объектов находились в зоне боевых действий и были повреждены, часть шахт была подтоплена и теперь непригодна к дальнейшей эксплуатации.
Без угля и металла
Потери Украины от боев на Донбассе уже нашли свое место в статистических данных. Только за первый квартал 2015 года ВВП сократился на 17,4%. Конечно, в этих цифрах — не только война в Донецкой и Луганской областях, но и реакция бизнеса на экономический кризис в Украине.
Но и умалять потерю региона для экономики страны не стоит.
Украина может остаться не только без донбасского чугуна и стали, но и оказаться в ситуации энергетического коллапса. Основные объемы угля, который используется для работы ТЭС по всей Украине, добываются в Донецкой и Луганской областях.
Эти шахты, в основном, подконтрольны непризнанным правительствам ДНР/ЛНР, и метрополия может получить уголь только в обмен на деньги, перечисленные "сепаратистам".
Однако, в отопительный период 2014-2015 Киев отказался от прямых закупок угля в ДНР и ЛНР, а уголь с подконтрольных шахт вывезти не удосужился. Закономерно образовался дефицит угля, что привело к веерным отключениям по всей Украине с угрозой коллапса энергосистемы.
Если бы не закупки электроэнергии у "страны-агрессора", украинцы имели высокие шансы просидеть всю зиму при лучинах и с буржуйками вместо центрального отопления и горячей воды.
В ожидании холодной зимы?
К сожалению, такой вариант исключать не стоит: отопительный сезон 2015-2016 гг. не за горами, а проблемы, которые Минэнергоугля не спешит решать, — те же. Более того, уголь отсутствует сейчас не как товар, а как полезное ископаемое, добытое в шахте.
По данным Минэнергоугля, за первое полугодие этого года добыча угля сократилась на 52,2%, коксующегося угля — на 64%, энергетического — на 47,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Шахты, которые входят в сферу управления Минэнергоугля, за этот период снизили добычу на больше чем 70%.
На практике это означает, что зимой на ТЭС топить будет нечем вообще, и российские поставщики полностью проблему тоже не решат.
Отсутствие региона в экономическом укладе страны также будет способствовать дальнейшему снижению показателей экспорта, промпроизводства, розничной торговли. Меньше экспорта — меньше валюты, меньше валюты — возникает дефицит.
Донбасс отдельно от Украины также приобретает немного, но мир или хотя бы устойчивое перемирие стоят дорого.
Особый статус Донбасса в составе Украины
Расширение полномочий региона по управлению в том числе и экономикой, может нормализовать положение дел в энергетике Украины.
В настоящее время часть ТЭС, которые находятся на территориях самопровозглашенных республик, поставляют электроэнергию на территории, подконтрольные Киеву.
Однако, расчеты за это с поставщиками не проводятся, так как работа украинских банков в Донбассе прекращена с осени 2014 года. В то же время, ТЭС не смогут вечно работать бесплатно — нужны деньги на закупку угля, поддержание рабочего состояния оборудования, оплату труда работников.
Для этого требуется политическое решение со стороны Украины, которое будет проще принять в случае предоставления Донбассу особого статуса.
По словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, в настоящее время для решения этого вопроса политическое решение просто необходимо.
"Нужно принимать политическое решение на уровне украинского правительства и властей этих самопровозглашенных республик — иного варианта я просто не вижу. Наверное, было бы рационально наладить какие-то взаимоотношения, потому что крупные энергообъекты находятся там. Я не говорю, что это безальтернативно, но сейчас Украина вынуждена принимать сложные решения", - считает Марунич.
Власть боится финансировать регион
Особый статус Донбасса предусматривает также реализацию проектов по восстановлению региона. Общей картины разрушений в ходе войны нет. Тем не менее, правительство Украины уже поручает осваивать средства, выделенные на восстановление инфраструктуры.
По словам премьер-министра Арсения Яценюка, правительство предоставляет финансирование, а местное самоуправление не использует выделенные деньги.
В частности, Мариуполю выделено 10 млн грн, из них освоено 60%, Краматорску — 5 млн грн, освоено 10%, Луганской области — 150 млн грн, освоено 10%, Донецкой области — 150 млн грн, освоено 0%, Славянску — 6,6 млн грн, освоено 0%.
В то же время, эксперты сомневаются в самом факте поступления средств на Донбасс.
"Яценюк сказал, что деньги выделили, но интересно бы спросить у местных властей — получали ли они деньги на свои расчетные счета? Заявлять, что деньги выделены в полном объеме и их нужно срочно освоить, это хорошо. Но есть ли что осваивать местным властям? Часто так бывает, что на места деньги доходят или постепенно, или вовсе теряются по пути, в буферных зонах. Но обратите внимание на географию — чем ближе к горячим точкам, тем меньше денег освоено", — говорит экономический эксперт Александр Дудчак.
По его мнению, власть не спешит вкладывать деньги в регион, так как просто не знает, что будет дальше с Донбассом.
"Практика показывает, что территории, которые центральная власть считает своей, но не уверена в том, что в они ближайшее время будут находиться под контролем, финансируют очень плохо. Такое происходит и со странами, которые очень далеки от каких-то гражданских или международных конфликтов. Например, это южные территории Болгарии, приграничные с Турцией, там ситуация не очень хорошая с финансированием районов", — добавил Дудчак.
Лозунги — в жизнь?
Если непонятно, как будет развиваться ситуация, денег точно никто не выделит. И наоборот.
"То же Косово центральная власть продолжала финансировать, даже платила по внешним долгам, обеспечивала электроэнергией. То есть, если власть заявляет о том, что это наша территория, наш народ, то делает все возможное, чтобы подтвердить это фактами и реальной помощью", — отметил эксперт.
Киев не уверен в будущем региона, и этого не скрывает. С другой стороны, ломать — не строить. Восстановить порушенное все-таки можно, но для этого нужно желание.
Плюс, конечно, умение что-то делать, выполнять на практике щедрые и не очень обещания, или, например, следовать собственным лозунгам о единой стране. Способна ли на это центральная власть?
Читайте также: Эксперт: власть не знает, что будет с Донбассом
Пока Донбасс разрушен не до конца и не до конца вышел из состава Украины, руководству нужно искать компромисс. Это делается не только во благо экономики или политики.
Нормализация отношений между Киевом с одной стороны и Донецком и Луганском с другой позволит разрешить ряд проблем социально-гуманитарного характера, начиная от бесперебойного водоснабжения городов и заканчивая нормализацией поставок продовольствия, лекарств.
Так государство может действительно продемонстрировать заботу о собственных гражданах.