В комитет по налоговой политике Верховной Рады поступило предложение о вводе акцизной накладной при импорте нефтепродуктов и нефтехимии, которая применяется для создания смесевых бензинов. Предполагается, что это поможет снизить количество контрафактного и контрабандного топлива на рынке.
Как нововведение может отразиться на конечных потребителях, радиостанция Голос Столицы узнала у директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна.
Как вы считает, поможет ли это решение улучшить качество бензина?
– Если сейчас ничего не предпринимать, то в этом году около 50% бензина будет фальсифицировано. Тут проблема даже не столько в качестве, хотя это тоже важно, но и в том, что государство не доберет, по нашим оценкам, порядка шести миллиардов гривен.
Поэтому очень хорошо, что появляются подобные инициативы. В целом, там нет ничего революционного. Просто акцизный сбор будет учитываться так же, как сегодня учитывается НДС.
То есть он будет прослеживаться по всей цепочке – от производителя или от пересечения границы до автозаправочного пистолета.
С чем связано увеличение количества фальсификата на рынке?
– Это связано с тем, что растет налоговая нагрузка на бензин, сегодня она составляет порядка 45%. То есть при цене топлива в 20 гривен за литр порядка 9 гривен должно приходиться на налог – это продиктовано законодательством.
Читайте также: Заправки в тени. Бензин дешевеет за счет неуплаты налогов – эксперт
А с другой стороны, нет никакого контроля за реализацией и качеством этих нефтепродуктов, что создает условия для расцвета теневого рынка.
Какие риски могут быть при реализации предложенной инициативы?
– Абсолютно никаких рисков нет, просто налоги, которые должны идти в казну государства, сегодня идут в карманы дельцов, которые занимаются нелегальным производством.
И это приводит уже не только к потерям в бюджете – мы помним недавнюю аварию на нефтебазе в Василькове. То есть вопрос уже не только в деньгах, а и в человеческих жизнях.
Повлияет ли это решение на стоимость бензина?
– Я думаю, что абсолютная стоимость не изменится, а изменится диапазон цены. То есть сегодня фальсифицированный бензин видно по низкой цене.
И этот диапазон, который сегодня составляет 3-3,5 гривны на литр между самым дорогим и самым дешевым продуктом, просто сузится приблизительно до одной гривны на литр.
Такой диапазон объективно возможен, учитывая логистические особенности и так далее. Но больший диапазон невозможен, потому что все должны, по идее, покупать нефтепродукты у одних и тех же продавцов, которые держат одни и те же цены – я имею в виду зарубежных производителей, которые торгуют по мировым ценам.
Ранее Куюн заявлял, что бензин по 20 гривен не по карману украинцам. Цену взвинтила инфляция, а также рост налоговой нагрузки, особенно на дизельное топливо.