наверх
25.04.202417:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Зона АТО: капает кровь, капают деньги

(обновлено: )4042213
Бизнес-арифметика зоны АТО: сотни и тысячи гривен на пропусках и перевозках, миллионы на блокпостах, миллиарды на контрабанде... В камуфляже на Донбассе можно спрятать гораздо больше денег, чем в судейских мантиях.
Блокпост в Запорожской области. Архивное фото

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Специалисты говорят, что бизнес — это нахождение, решение проблем и удовлетворение потребностей людей, когда те готовы заплатить. Исходя из этого определения, в Донбассе, даже несмотря на его фактическую блокаду, процветают сразу несколько бизнес-схем, способные сделать их авторов миллионерами буквально за считанные дни.

Что же касается моральной стороны вопроса… Те же специалисты не устают твердить, что бизнес должен быть направлен только на получение прибыли, а мораль и совесть — это из других сфер.

Корреспондент РИА Новости Украина собрал несколько историй, показывающих, как горе и беды людей в Донбассе приносят солидные барыши предприимчивым соотечественникам.

"Собрал" на квартиру в Киеве

Конфликт на Донбассе значительно добавил работы риелторам по всей Украине. Сотни тысяч переселенцев устремились на поиски жилья, цены купли-аренды квартир выросли, следом подросла и прибыль квартирных брокеров.

В то же время, почти у каждого риелтора есть примечательная история, связанная с АТО. 

"Есть такая работа — на блокпосту стоять", — иронизирует один из столичных риелторов, вспоминая свой недавний опыт. - "Ко мне обратилась женщина, на вид — совершенно не богатая, лет 40. Попросила найти ей хорошую квартиру в центре Киева, двухкомнатную, для дочери — дочь, объяснила женщина, собирается в этом году поступать в университет в Киеве. Сами они из Сумской области. Бюджет на квартиру — 10-12 тысяч гривен в месяц. Но это не самое интересное: параллельно она искала квартиру на покупку в столице. Я поначалу не спрашивал — откуда деньги?— а потом, когда они уже от четвертой предложенной квартиры отказались, разговорились: муж служит в АТО, стоит на блокпосту. Фуры ездят ежедневно, с "большой" (от 20 тонн груза и выше — ред.) можно взять до 70-80 тысяч гривен… Да, везут грузы в ЛНР и ДНР из Украины. Официально — запрещено, но подходы же можно найти… Так за несколько месяцев муж собрал на квартиру в Киеве, поступление для дочери, аренду ей квартиры…".

Силовики — в теме?

Коррупция на блокпостах при въезде в АТО — не новость для украинцев: об этом говорили еще с самого начала конфликта на Донбассе.

Поражают суммы: заместитель начальника главного управления МВД в Донецкой области Илья Кива заявлял, что на блокпостах коррупционеры берут от 50 до 150 тысяч гривен за прохождение одной фуры с нелегальным грузом.

"Когда идет 20-тонная фура, на которой предприниматель или контрабандист зарабатывает в пять раз больше, чем вкладывает, то он может отдать часть заработка", — сообщал Кива, добавляя, что проблема не решится без четкого законодательного урегулирования.

По информации источников РИА Новости Украина, в день один стоящий на блокпосту боец АТО, включенный в коррупционный схему, зарабатывает около 30 тысяч гривен. 

О соблазнах силовиков упоминал и народный депутат Борис Филатов, называвший похожие суммы.

"Конечно, люди — слабы. Когда с каждой фуры берут по 100 тысяч гривен, как мне рассказывали волонтеры, часто бывающие на передовой… Мало кто сможет устоять, в том числе и командиры подразделений, чтобы не принять участие в разделе этого пирога", — отметил он, сообщив, что милиция, контрразведка, СБУ и прочие силовые ведомства зарабатывают на теневых потоках в АТО.

Пропуск под заказ

Еще один вид бизнеса, связанный с КПП и блокпостами — торговля пропусками и просто взятки за проезд здесь и сейчас. Система пропусков, введенная еще в январе 2015 года, для многих украинцев стала непреодолимой преградой.

Причин сразу несколько: во-первых, пропусков вместо анонсированных 15-30 дней приходилось ждать по нескольку месяцев.

Во-вторых, даже наличие заветной справки не гарантировало проезда — человека могли запросто "завернуть" без объяснения причин.

В-третьих, срабатывал психологический фактор: сотни и тысячи жителей неподконтрольных Украине территорий очень опасались, что могли — даже по ошибке — попасть в "черные списки" ВСУ и оказаться не в пункте назначения, а в застенках СБУ. 

Но на этот спрос нашлось предложение: в Луганских и Донецких сообществах в соцсетях массово публикуются объявления вроде "Посодействую в оформлении пропусков по секторам А Б С М с реестром, загранпаспорта, водительские, гражданские паспорта". В популярных "Одноклассниках" пропуск можно купить, зайдя в "Услуги" в группе своего города.

Цена вопроса — от 200 до 1000 гривен, в зависимости от города, где выдают пропуск, непосредственно пункта пересечения и срочности заказа.

В то же время, никто не гарантирует, что вы действительно получите пропуск — в случае мошенничества милиция не поможет.

"Тарас", "Леся" и "Григорий"

Взамен этого есть вариант понадежнее: заплатить на месте. Получается относительно недорого, но платить приходится каждый раз, когда человек проезжает пропускной пункт.

Местные жители рассказывают, что вместо сумм за пересечение обычно называются известные украинцы, изображенные на банкнотах.

"На блокпостах — как повезет", — говорит Алексей, житель Алчевска, находящегося под контролем ЛНР. - "Можно договориться на Тараса (Шевченко — 100 гривен — ред.), но чаще помогает Леся (Украинка — 200 гривен — ред.). Григория (Сковороду — 500 гривен — ред.)? Нет, не просят пока".

Готовы предоставить свои услуги и частные перевозчики — таксисты и "маршруточники" (владельцы небольших микроавтобусов, провозящие до 9 пассажиров, что разрешается новой системой пропуска в АТО). 

Главная составляющая их тарифов, говорят сами водители, — плата за риск. Дорога всего в несколько километров между двумя блокпостами — от украинского до КПП ДНР или ЛНР — стоит 1500 гривен.

Впрочем, даже проезд по "украинской" территории Луганщины или Донетчины "без проблем" — без осмотров военными, тщательных проверок и задержек — потянет на такую же сумму. К примеру, раньше проезд от Станицы Луганской до Северодонецка (сейчас — административный центр Луганской области) стоил не больше 100-150 гривен, теперь — полторы тысячи.

Помогут таксисты, если нужно, и перевезти вещи — вывезти их из ЛНР или ДНР в Украину, но здесь тарифы строго индивидуальны, а стопроцентных гарантий никто не дает.

Кому — война, а кому…

Отдельный пункт заработков зоны АТО — пленные. Волонтеры, часто бывающие в Донбассе и занимающиеся этой темой, признаются, что реально помочь освободить пленных могут только люди, близкие к СБУ, или известные личности, такие как Владимир Рубан — руководитель Центра освобождения пленных общественной организации "Офицерский корпус".

Но доведенные до отчаяния близкие и родственники пленных иногда все же обращаются к мошенникам, обещающим "вытащить" людей за суммы в 2-3-5-10 тысяч долларов. Деньги перечисляются, а телефонный номер, по которому с "переговорщиком" общались близкие пленных, становится недоступным.

Впрочем, опубликованные выше случаи и примеры "бизнеса" в АТО — лишь вершина айсберга. Все чаще в СМИ, а также в разговорах осведомленных людей звучит информация, что многомиллионную и даже многомиллиардную коррупцию на Донбассе "крышуют" украинские силовики, а полученные деньги затем распределяются по всей вертикали — от самого низа до практически заоблачного политического верха.

А это еще одна из причин, почему война на Донбассе продолжается, оставаясь страшной бедой для одних (миллионов людей), и прибыльным делом для других.

Самое читаемое
    Темы дня