Марат Пригожин, РИА Новости Украина
Россия напомнила Украине о своем праве интеллектуальной собственности на военно-транспортный самолет Ан-70. Во время авиасалона в Ле Бурже глава делегации "Рособоронэкспорта" Сергей Корнев так и заявил, что самолет Ан-188, который "Антонов" планирует разработать на базе Ан-70, не может позиционироваться на рынке как чисто украинский продукт. Сможет ли политика уступить юридическим требованиям договоров?
Наполовину российский Ан-70
Средний военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки Ан-70 создавался на базе межправительственного соглашения РФ и Украины о совместном создании, производстве и последующей закупке техники министерствами обороны двух государств. Финансирование проекта также велось совместными усилиями, и пропорционально количеству самолетов, которые планировалось заказать после начала серийного производства самолета.
В реализации проекта по разным причинам то и дело возникали паузы, и в общем создание и испытания Ан-70 растянулись на двадцать лет. Новая техника — это значительный бюджет на разработку, которая никогда не идет гладко. Но в рыночной системе отношений госбюджет приобрел новое значение, которого не было в бытность СССР: распил бюджетных потоков и небескорыстное лоббирование новых проектов.
Одно время главком ВВС РФ Владимир Михайлов активно продвигал проект транспортного самолета Ту-330 вместо Ан-70, потом более перспективным был признан проект восстановления производства транспортных Ил-76. Несколько лет МО РФ не финансировало проект Ан-70, в 2007 — 2009 годах обсуждалась возможность выхода России из проекта, однако штрафные санкции были слишком высоки, чтобы позволить себе такую роскошь и прекратить проект. Затем министр обороны РФ Анатолий Сердюков пересмотрел отношение российского заказчика к Ан-70, и даже собирался начать закупки Ан-70 для армии, но ушел в отставку так и не выполнив этих намерений.
Затем "ренессанс" в отношениях Украины и РФ уступил место политическому противостоянию, которое выразилось в обоюдном разрыве кооперационных связей. В итоге, Минобороны Украины приняло на вооружение Ан-70, несмотря на совместное владение Россией и Украиной правами интеллектуальной собственности на самолет и наличие в конструкции самолета комплектующих, произведенных в РФ.
Проект Ан-188, который "Антонов" планирует реализовать на базе Ан-70, действительно обречен на согласование с РФ. Даже если украинская сторона обратится в суд и оспорит или попытается разорвать соответствующий договор, имидж нового проекта будет несколько подпорчен, и вряд ли это будет содействовать поиску заказчиков на технику и ее продажам.
Кроме того, судебные разбирательства могут поставить крест на поставках российских комплектующих для нового самолета, и проект просто не состоится.
Андрей Фролов, главный редактор журнала "Экспорт вооружений" (РФ) считает, что гипотетически Украина может самостоятельно создать Ан-188 при участии внешних партнеров, которые могут заместить российских производителей комплектующих, но уже на этапе разработке проекта.
"Фактически Ан-188 может рассматриваться как "локализация" Ан-70, что косвенно подтверждают заявления ОАО "Рособоронэкспорт", — сказал Фролов. Он напомнил, что ранее Украина переименовала средний десантный корабль на воздушной подушке "Зубр", который был разработан при СССР, в "Бизон" и под этим названием два корабля вместе с документацией были проданы Китаю по контракту от 2009 года.
Кто сертифицирует Ан-178?
Любой новый тип самолета проходит обязательную процедуру сертификации в независимых международных структурах, которые проверяют безопасность техники и подтверждают основные характеристики машины. Таких органов сертификации не много. В европейской части континента сертификацию новых самолетов осуществляет Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA), которая наделена полномочиями органа, отвечающего за авиабезопасность ЕС, и Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который базируется в Москве.
Получить сертификат типа разработчик самолетов "Антонов" может как в Европе, так и в Москве, где, собственно, и получал до недавнего времени. Основным препятствием на пути получения европейского сертификата была высокая стоимость затрат. В МАКе традиционно было дешевле, да и научная база РФ, которую "Антонов" задействовал при создании новых типов "Анов" была (да и остается) единой, несмотря на границы и амбиции политиков.
Тем не менее, пришли иные времена.
В Ле Бурже "Антонов" представил новую разработку — транспортник Ан-178. Самолет выполняет пока опытные полеты, однако, чтобы сократить затраты на испытания техники, необходимо определиться, в каком органе будет проводиться сертификация и, соответственно, разрабатывать программу летных испытаний.
Обратиться ли "Антонов" в МАК? С одной стороны — это общая научная школа, контакты и связи. С другой — "страна агрессор", поставки и техническое сотрудничество с которой запрещены несколькими решениями СНБО и указами президента Украины.
Андрей Фролов считает сертификацию Ан-178 в МАКе возможной. "Сделают самолет, подадут документы в МАК. Думаю, МАК сертифицирует", — отметил эксперт.
Интрига может разрешиться довольно быстро: программа заводских испытаний Ан-178 включает ограниченное количество полетов. Затем начинается процесс сертификации.