наверх
17.04.202402:46
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В "республике олигархов" выстроилась очередь на приватизацию портов

Украина - шаг до дефолта (629)

(обновлено: )2705100
Правила приватизации в Украине не менялись, процесс не стал прозрачнее, поэтому опыт подсказывает: продажа государственного имущества, с которой так торопится правительство, никакой пользы народу не принесет

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Правительство Украины в 2015 году планирует начать масштабную приватизацию государственных объектов. Речь идет о "приватизации всего, что можно приватизировать" (как определила процесс глава Минфина Наталья Яресько).

Всего в приватизационном списке 286 объектов, в том числе, госконцерн "Укрторф", "Центрэнерго", ряд ТЭЦ и областных энергокомпаний. Приватизации подлежат и несколько нефтепродуктовых предприятий. Приватизация некоторых объектов (в частности, морских портов) потребует решения Верховной Рады Украины.

Премьер-министр Арсений Яценюк уже призвал американские компании активно использовать инвестиционные возможности, которые открывает приватизация в Украине.

Планируется, что в бюджет Украины от продажи госимущества поступит 17 млрд гривен. Сумма не такая уж и большая. К тому же эксперты сомневаются, что и эту сумму удастся получить: в стране война, экономический кризис, а на этом фоне цена объектов только снижается.

Но, возможно, в этом и состоит цель — продать все за бесценок? Руководитель общественной организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб обратил внимание на то, что в приватизационном списке не убыточные предприятия, не "балласт", а объекты, приносящие прибыль. Объяснения Яценюка, что приватизация нужна для борьбы с коррупцией в госсекторе, не выдерживают критики. Тогда в чем же дело?  

"Финансовая система на грани разрушения, Верховная Рада дает правительству право не платить по долгам. На этом фоне падают индексы привлекательности украинских предприятий и активов, — сказал Гольдарб. - Случайно ли это, или все это составляющие некой цепи, схемы, которая должна по итогу, например, как некоторые считают, привести к продаже живых, хороших активов Украины. Вполне возможно".

Свое возмущение тем, что стратегические государственные предприятия готовятся продать "за бесценок", выразила экс-премьер-министр и лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко. По ее словам, "такого не делали никакие преступные режимы".

Украина без портов

Внимание экспертов привлекла "морская" часть приватизационного списка. Многие недоумевают: зачем начинать приватизацию с порта "Южный", в который государство вложило немало средств и который приносит стабильный доход в валюте?

Напомним, украинское правительство одобрило приватизацию в 2015 году 13 стивидорных (портовых) компаний, после их исключения из перечня объектов госсобственности, не подлежащих приватизации (для этого необходимо решение парламента).

В частности, предлагается приватизировать Мариупольский морской торговый порт, Морской торговый порт "Южный", Ильичевский, Одесский, Измаильский, Бердянский, Николаевский, Белгород-Днестровский, Херсонский, Ренийский, Усть-Дунайський, Скадовский морские порты, а также специализированный морской порт "Октябрьск".

Еще есть шанс, что Верховная Рада такого решения не примет, и это придает дополнительный смысл общественному и экспертному обсуждению проблемы, отметил экс-министр экономики Украины Виктор Суслов. Он напомнил, что "в условиях войны прихода иностранных инвесторов ожидать не приходится" — значит, в Украине "для кого-то это благоприятный момент".

По словам Суслова, сейчас на юге страны все очень обеспокоены решением о блокаде Приднестровья — "это создает напряженность, если там что-то полыхнет, то самое время будет приватизировать эти порты, цена еще больше упадет". Иначе тяжело объяснить, зачем на юге создают еще один очаг напряженности в и без того взрывоопасном районе.

Кроме того, по словам эксперта, тот факт, что на продажу намерены предложить сразу 13 морских портов, "еще больше сбивает цену".

"Типичная коррупционная схема, вполне понятная… Конечно, общественность должна на это реагировать. Приватизация в таком виде не должна проводится. Здесь нет государственных интересов и нет ничего, что позволяло бы сказать, что это делается в интересах украинского народа", — резюмировал Суслов.

Все олигархам

Никаких инвесторов не будет, не нужно фантазировать на эту тему, а надо просто отдать порты олигархам, сказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его мнению, именно так и произойдет, поскольку "Украина — это республика олигархов".

"Можно сколько угодно потратить времени на оценку, но все равно, я уверен, в конечном счете, будет все так решаться: бумажка, карандаш… и пометка — какому олигарху", — сказал эксперт. Понятно, что этот традиционный для Украины метод исключает какую-либо прозрачность по определению.

Читайте также: Виктор Суслов: украинский Кабмин к своей экономике относится беспощадно

Если продавать морские порты честно и продавать нерезидентам то, по словам Охрименко, "идеальные покупатели — это русские, они готовы заплатить, им это интересно". Но как раз России сейчас Киев порты продавать не станет, это ведь — страна-"агрессор". Может быть, продать китайцам или туркам? Вряд ли — "амбиции помешают". А европейцам и украинцам украинские морские порты "и даром не нужны".

Да и весь процесс приватизации в Украине "заточен" исключительно под интересы олигархов, отметил Охрименко. Поэтому прозрачным он не будет — "это никому экономически не выгодно". И вряд ли запланированные 17 миллиардов от продажи объектов поступят в казну: денег соберут значительно меньше…

Впрочем, предприниматели и общественные активисты не хотят смиряться с таким положением вещей. Так, вице-президент "Антикоррупционного предпринимательского фронта" (АПФ) Михаил Рейзин сообщил, что организация обратится в правоохранительные органы с требованием проверить передачу в концессию крупнейшего морского порта Украины "Южный", учитывая непрозрачность процедуры подготовки к передаче порта в частные руки.

Кроме того, "АПФ" и ряд других общественных организаций намерены обратиться к депутатам Верховной Рады с просьбой создать временную парламентскую комиссию для определения необходимости действий, связанных с приватизацией стратегических морских портов.

Самое читаемое
    Темы дня