наверх
19.04.202402:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Анатомия тарифообразования в Украине: Яценюк и два органа

Соцполитика, коммунальные тарифы, геноцид. (463)

(обновлено: )213933
Правительство Украины подало в Раду законопроект о создании независимого органа, который будет устанавливать тарифы на энергоресурсы. Это уже второй независимый орган после Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал создание независимого органа, который будет заниматься тарифами на энергоресурсы. Трудно поспорить с премьером по поводу "исключительно важного" вопроса, кто будет устанавливать тарифы — "правильный" орган "от Яценюка" или "так называемый независимый орган — Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг", которая действует сейчас, но находится в сфере влияния не премьера, а президента Украины.

Кто верстает тарифы?

На представлении законопроекта Яценюк назвал "самым важным" вопрос, кто и каким образом устанавливает цены и тарифы на энергоресурсы. Он напомнил, что в соответствии с действующим законодательством, цены и тарифы устанавливает не Кабинет Министров, "а исключительно так называемый независимый орган — Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг".
По словам премьера, в стране должен быть создан новый независимый, прозрачный, эффективный орган, который отвечает европейским стандартам.

"Чтобы ни у кого никогда не возникало сомнения, что те или иные тарифы установлены непрозрачно или без экономического обоснования. Это мое категорическое требование как премьер-министра страны — независимый орган, отвечающий за формирование тарифной политики. А задача правительства — это обеспечение граждан Украины субсидиями", — подчеркнул Яценюк.

К слову, исключительно исполнительная власть Украины обязана формировать политику и принципы тарифообразования. Газ или электричество в разные годы стоили по-разному: копейки во времена СССР, дороже после образования независимого государства, стабильно — при подписании длительных договоров, например, на импорт российского газа. Или как сейчас — разорительно дорого, когда за транш денег наши руководители сдали народ Украины и согласились на требование МВФ повысить цену на газ для населения на 285%.

Тарифы для населения должны учитывать текущий экономический момент: рост безработицы, сокращение реальных доходов граждан, стремительное обнищание большей части населения страны. Все это — риски, которые приведут к тотальным неплатежам за коммунальные услуги. Поэтому, задача исполнительной власти — сформулировать принципы тарифообразования "текущего момента": если уж повышение неизбежно, то оно должны быть поступательным, и учитывать платежеспособность потребителей коммунальных услуг.

Поскольку для обеспечения газом населения используется сырье собственной добычи, а не импортный российский, то государство вправе требовать от монополистов специальной цены, и уже никак не приравнивания стоимости украинского газа к импортному российскому.

Стоимость электроэнергии тоже вопрос дискуссионный, но он больше находится в плоскости взаимоотношений крупного частного капитала, с одной стороны, и государственной власти, которая, в общем, тоже остается крупным частным капиталом. ДТЭК Ахметова сконцентрировал активы в угледобыче и электроэнергетике, и с этим фактом нужно считаться. С другой стороны, Минэнергоугля предлагает собственнику ДТЭК, Ринату Ахметову "поделиться" собственностью в электроэнергетике в пользу государства. "Трения" между властью и олигархом разворачивается в плоскости, кто главнее.

Между тем, пока внимание общества отвлечено очередной склокой власти и олигарха, Украина возвращается к угрозе дефицита электроэнергии. И эта проблема в настоящее время — более важная, чем вопрос, чье влияние на энергетику сильнее.

Желание правительства создать новый регулирующий орган, по словам Яценюка "цель которого — создание независимого, профессионального органа по установлению цен и тарифов на газ, электроэнергию и любые коммунальные услуги" преследует любые цели кроме главной — проводить тарифную политику, которая будет адекватна платежеспособности населения в сфере коммунальных услуг.

Эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко отметил, что действующий орган был создан "специфическим и не совсем законным образом путем слияния двух комиссий, что действующим законодательством не предусмотрено".

"Поэтому, создание вместо него чего-то более законного выглядит вполне логично. Но несколько непонятно, чем это поможет улучшить ситуацию. Вопрос не в органе, который будет создан, а в том, чего хотят достичь. Есть существующий инструмент, и его можно использовать", — отметил Гаврилечко.

По словам эксперта, действующий орган работает неадекватно, но есть серьезные сомнения, будет ли улучшена его работа с созданием нового.

"От того, что государство создает новую комиссию или новое учреждение, ситуация никак не меняется. Проблема не в создании нового органа, а в пресловутой политической воле… В чьих интересах будет работать новый орган пока не понятно", — подчеркнул эксперт.

Гаврилечко напомнил, что при регуляции тарифов всегда проводилась одна политика. Орган, ответственный за регуляцию услуг, всегда принимал к сведению информацию поставщиков и соглашался с теми тарифами, которые от них требовали. "Что мешает нынешнему органу изменить свою работу?", — спросил эксперт.

Читайте также: Киев летом будет без горячей воды, а в сентябре — новое повышение тарифов

Коммуналка и протесты

Тем временем, задолженность украинцев за услуги жилищно-коммунального хозяйства составляет более 13 миллиардов гривен. По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, значительная часть общей задолженности — это долги, которые накапливались более 1 года. В ведомстве отметили, что динамика задолженности населения за потребленные услуги ЖКХ, начиная с 2006 года свидетельствует, что задолженность за эти годы выросла более, чем на 6 млрд гривен. Так, за 2006 год задолженность населения составляла 7,2 млрд, а на сегодня 13,3 млрд гривен.

Тем временем, с 1 апреля для населения Украины опять повысились тарифы на свет, газ, тепло и горячую воду. Согласно соглашению между Кабинетом министров Украины и Международным валютным фондом в среднем цена на газ для населения повышается на 285%.

На сколько вырастут неплатежи за 2015 год?

Население молча терпело экономические эксперименты новой власти. Год назад, в июле, прошло первое повышение тарифов, теперь — снова. Но зарплаты и пенсии не растут, поэтому граждане вынуждены будут платить больше за коммуналку и тратить меньше на другие нужды. Судя по начавшимся общественным протестам, кошелек у населения оказался не бездонным, хотя исполнительная власть, видимо, думала иначе.

Первая волна протестов против повышения тарифов стартовала 14 мая в Киеве, где митингующие против повышения тарифов у Кабинета министров Украины перекрыли движение по улице Грушевского.

Активисты также требуют отставки главы правительства Арсения Яценюка и главы Минфина Натальи Яресько.

Повышение тарифов прошло в обмен на кредит МВФ, который отсрочил момент наступления полной неплатежеспособности государства по внешним обязательствам. Однако о платежеспособности населения не думает ни МВФ, которому, в общем, такие высокие материи не интересны, ни правительство, которое обязано думать о последствиях тех или иных решений, особенно, непопулярных.

Юрий Гаврилечко критично относится к результатам деятельности иностранных консультантов в экономике Украины. "Нельзя все на войну списывать. Инфляция, падение доходов, рост налоговой нагрузки — все это во многом результат взаимодействия правительства с международными структурами в том числе", — подчеркнул эксперт.

Читайте также: Аудит тарифов "Киевэнерго" мера нужная, но запоздалая — эксперт

"Если создавать новый орган в соответствии с рекомендациями европейского энергетического сообщества, соответственно, этот орган будет работать на интересы европейского сообщества. Будут ли они совпадать с интересами Украины, у меня тоже есть серьезные сомнения. Украина не является членом евросообщества, и шансов присоединиться к нему не имеет даже малейших", - напомнил эксперт.
По его мнению, есть два возможных варианта событий в вопросе создания нового регулятора.

"Либо будет создан новый орган, который будет работать, как и предыдущие, либо он будет обеспокоен интересами, совершенно чуждыми Украине. Уже осенью мы это увидим по очередным решениям нового регулятора. Что-то мне подсказывает, что тарифы серьезно снижаться не будут", — добавил Гаврилечко.

Самое читаемое
    Темы дня