Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин поддержали идею бывшего премьер-министра Италии и экс-главы Еврокомисии Романо Проди создать совместную энергетическую компанию с участием Украины, России и ЕС.
По словам самого Романо Проди, заявили они об этом в частном порядке.
О том, что из себя может представлять такая энергетическая компания и чем именно она будет заниматься, радиостанция Голос Столицы поговорила с сопредседателем Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем.
Чем должна заниматься совместная энергетическая компания с участием Украины, России и ЕС?
— Я думаю, речь могла идти о воссоздании идеи транспортного консорциума по управлению украинской ГТС, чтобы транспортировать некий объем газа с территории РФ в страны ЕС. Еще со времен президентов Леонида Кучмы и Бориса Ельцина ключевым игроком этого консорциума с европейской стороны была Германия. Но, как мы знаем, вся эта идея пока безуспешна, хотя даже создано совместное предприятие в Киеве. Есть общество с ограниченной ответственностью, с уставом, оно функционирует, но пока что никаких результатов за десять лет существования нет.
А вообще есть какое-то будущее у такого проекта?
— Это был бы очень неплохой вариант, поскольку он бы гарантировал загрузку украинской ГТС, которая сейчас теряет объемы транзитного газа. Однако, учитывая текущие взаимоотношения между Украиной и Россией, я с трудом представляю, как вообще возможна реализация каких-то совместных проектов в газовой сфере.
Читайте также: Киев летом будет без горячей воды, а в сентябре — новое повышение тарифов
Но никаких особых результатов не было и до того, как отношения между Украиной и Россией стали "холодными"?
— По сути, да. Результатов не было.
А в чем причина? Почему не было результатов?
— Еще при президенте Кучме, когда началась вся эта история, была дискуссия на тему: должно ли это предприятие заниматься управлением всей ГТС, или же нужно передавать под его управление новые участки этой ГТС. Причем Кучма был против, тогда у Украины еще были мощные позиции, объемы транзита были значительными, более 100 миллиардов кубометров. В общем, сошлись на том, что нужно строить новые трубопроводы и передавать им ГТС в управление.
Если допустить, что все три стороны согласятся создать такую компанию с нуля, что она будет из себя представлять?
— Это мог бы быть оператор управления ГТС Украины. Однако даже это невозможно, исходя из того закона о рынке газа, который приняла ВР. Он просто исключает возможность участия в управлении украинской ГТС российских предприятий и компаний других государств, кроме США и стран ЕС. К сожалению, эту инициативу сейчас просто невозможно реализовать, украинский парламент законодательно ее запретил.
Но для наших депутатов менять законы — не проблема…
— Это идея Арсения Яценюка, с которой он носится уже год, это второй подобный запрет, зачем-то его продублировали еще в одном законопроекте. То есть в теории все это могло работать, оператор ГТС Украины привлекал бы инвестиции и т.д. Но ВР запретила, а лоббировали это господин Яценюк и Андрей Коболев. Главная мысль, которая закладывалась: "Газпром2 нам враг, и он хочет отобрать нашу трубу. И если такие мысли звучат в Украине уже год, и большинство в ВР голосует за подобные законопроекты, наверное, о реализации таких проектов нет смысла говорить вообще.
Читайте также: Марунич: газ летом будет дешевле, но откуда он будет – из РФ или ЕС
Вы считаете, это правильное решение — не пускать к ГТС тех, кто не имеет опыта?
— Все это написано в Соглашении об ассоциации, потом перекочевало в коалиционное соглашение парламентских фракций, и все сейчас молятся на третий энергопакет, не особо просчитывая, какой будет результат от имплементации всех его норм. А люди не знают, что имплементация этого пресловутого третьего энергопакета приведет к повышению тарифов для них, причем не может не привести. Да, будет конкуренция, но какой толк от этой конкуренции какому-то Ивану Петренко, который проживает в Жмеринке? Для него это будет повышение тарифов. И никто не задумывается, какие будут последствия. Главное, чтобы все было, как в Европе.