наверх
20.04.202415:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Победители. Мой дед бомбил Берлин

День Победы. Ветераны ВОВ - ветераны ОУН-УПА (281)

(обновлено: )121550
Мой дед, гвардии капитан Анатолий Матявин, был воздушным разведчиком, летчиком асом — принимал участие в воздушных парадах в Москве и летал бомбить Берлин. Он погиб в 28 лет, командуя эскадрильей.
Капитан гвардии Анатолий Матявин

Алла Дунина, РИА Новости Украина

Шестого ноября 1943 года бомбардировщик моего деда, гвардии капитана Анатолия Матявина был сбит под Мелитополем возле станции Пришиб. Весь экипаж похоронили там же в поле местные жители и над братской могилой их сослуживцы установили винт от сбитой машины. Это был последний полет заместителя командира 4-й эскадрильи 48-го разведывательного авиационного полка (он же 40-й ОРАП). 7 ноября мой дед должен был принять командование эскадрильей.

Воздушные парады над Красной площадью

Все что осталось на память от моего деда, это его фотографии. На одной он курсант военного училища с увешенной грудью значками "Отличник учебы", ОСОАВИАХИМовский "Готов к ПВХО". На другой он уже выпускник только что надевший лейтенантские петлицы. На последней фотографии дед — капитан-орденоносец. Она была сделана в октябре 1943 года в Кремле, сразу после вручения ему Михаилом Калининым ордена Ленина. Мой дед не дожил до Победы, и о его боевых заслугах мало что знали его близкие. Ведь все, что удалось узнать о его военном прошлом, собрано по крупицам из воспоминаний родных и архивных документов.

Дедушка родился в 1915 году в Саратове в многодетной семье инженера-железнодорожника. Кроме него родители еще воспитывали двух сестер и двух братьев. Проблем с выбором профессии после окончания десяти классов не возникло, в те годы вся молодежь бредила авиацией. Дедушка не был исключением, отучился в ОСОАВИАХИМе, после чего поступил в Энгельскую военную авиационную школу, одну из лучших в СССР. Обучение курсантов проходило на самолетах типа У-2, Р-5, УСБ. После окончания военной школы молодой лейтенант Анатолий Матявин уехал служить на знаменитый аэродром Сеще в Дубровском районе, Брянской области.

Опытного пилота заметили и не раз приглашали принять участие в парадах в Москве. Он, вместе с коллегами, пролетал над Красной площадью в слове "СТАЛИН" и "СЛАВА СТАЛИНУ", составленных из самолетов. В те годы, для этого брали только пилотов высшего класса, асов. После каждого из парадов он привозил жене и дочери много подарков, купленных на щедрые премиальные. Однажды это были золотые серьги с гранатом, которые стали семейной реликвией.

Незадолго до начала войны молодого лейтенанта перевели в Прибалтику, в 40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, который дислоцировался под Ригой в Виндау в районе Либавы. Там он прослужил до 22 июня 1941 года.

Ночные полеты в Берлин и фронтовая разведка

Война для моего деда началась с ее первого дня. Около 10 часов 22 июня его полк совершил первый боевой вылет на Кенигсберг, Таураге и Мемель. Налет закончился успешно, бомбы были сброшены точно на объекты, полк потерь не имел. Это был первый удар советских бомбардировщиков по военным объектам в тылу противника. Под Таураге на тот момент велись бои. В военном городке после вылета мужей, оставались только жены с детьми, которых в спешном порядке эвакуировали в тыл. Немцы наступали быстро и уезжать пришлось уже под звуки канонады.

В середине июля 1941 года полк отбыл на переформирование. Был включен в состав 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия и предназначался для сопровождения и прикрытия дальних бомбрадировщиков ТБ-7 и Ер-2, которые летали сбрасывать бомбы на Берлин. Молодой лейтенант, уже прошедший боевое крещение, Анатолий Матявин тоже вылетал бомбить Берлин. За то, что вернулись обратно живыми, на целой без единой пробоины машине получил свой первый орден "Красного знамени".

В августе-сентябре 1941 года полк вооружили самолетами Пе-2 и Пе-3. Именно на "пешке", как ласково называли машину пилоты, летал бомбить в сентябре 41-го железнодорожные узлы, станции, мосты мой дед. В период битвы за Москву полк выполнил 365 вылетов и сбросил 218 тонн бомб. А в декабре 1941 года полк был преобразован в разведывательный и стал одним из трех дальних разведывательных полков Ставки Верховного главнокомандования.

Полк действовал на всем протяжении советско-германского фронта. Самолеты полка вели разведку крупнейших немецких аэродромов Сеща, Алсуфьево, Брянск, Орел. Отслеживали перемещения войск в глубине оккупированной территории. В июле 1942 года полк основными силами производил разведку в по всему фронту от севера к югу.

В период подготовки Сталинградской наступательной операции, полк участвовал в фотографировании оборонительных позиций войск противника, в результате чего была разработана единая фотокарта всего района для высшего военного руководства. Что сказалось на на ходе битвы под Сталинградом. Но главное, что все это время самолет моего деда не разу не был сбит. Как вспоминали его однополчане, они всегда знали, что если на задание вылетел Толик, он должен вернутся. Его считали везунчиком.

На братских могилах не ставят кресты

За более сотни удачных вылетов в октябре 1943 года дед получил орден Ленина, который ему торжественно вручил в Кремле лично Михаил Калинин. После этого он снова отправился на фронт. В это время он служил на Украине, которую уже начали освобождать советские войска. Трагическим для него стал последний вылет.

Как рассказывали сослуживцы, 6 ноября они перелетали с аэродрома Петропавловка Днепропетровской области в Мелитополь. На их борту кроме моего деда, штурмана и стрелка-радиста, были еще техник и авиамеханик. Самолет шел ведущим, то есть, первым прокладывал путь для самолетов своей эскадрильи. Пролетая мимо станции Пришиб, они были обстреляны из зенитки. В то время противник эвакуировался в спешном порядке и все подступы к станции были серьезно защищены. Немцам удалось сбить тяжелый бомбардировщик моего деда и истребитель-прикрытия.

Они погибли на глазах у жителей поселка Славяновка. Как потом рассказывали местные жители, когда люди подбежали к дымящейся воронке, из нее торчал только хвост бомбардировщика. Туда же подъехали немцы и приказали местным жителям вытащить тела летчиков. Когда они достали всех, один (мы предполагаем, что это был радист-стрелок, так как он находился в хвосте) оставался был жив. Он стонал, не приходя в сознание. Немцы приказали похоронить его заживо вместе с экипажем и погибшим лейтенантиком, разбившимся на истребителе. Под покровом ночи одна из местных жительниц подходила к захоронению, прислушивалась, вдруг раненный еще жив и стонет, надеялась его спасти, но было уже поздно.

Капитан гвардии Анатолий Матявин

Как рассказывал сослуживец Павел Суворов, они отомстили за гибель замкомэска и его экипажа, разбомбили станцию, а на их братской могиле установили винт от их же самолета. И, как оказалось, мой дед погиб за день до назначения его командиром его 4-й эскадрильи, в которой он воевал с первых дней войны.

Уже после войны всех летчиков, погибших возле поселка Славяновка, местные жители перезахоронили на кладбище. Они, небесные разведчики, и после гибели остались вместе, всем экипажем: замкомэска гвардии капитан Анатолий Матявин, штурман — гвардии младший лейтенант Василий Василевский, воздушный стрелок-радист — гвардии старшина Борис Ездиков, техник самолета — гвардии лейтенант Петр Исаев, авиамеханник гвардии старший сержант Георгий Сумков. Имя погибшего пилота истребителя остается неизвестным.

Самое читаемое
    Темы дня