Александр Матюшенко
Украинский выбор
Насквозь коррумпированная и технологически отсталая Украина сумела, в конце концов, осознать, что без проведения реформ она обречена. Обречена на экспорт сырья, зерна и неквалифицированной рабочей силы для польского сельского хозяйства, российских строек и европейских публичных домов.
Вернуться в сознание Украине помогла Революция Достоинства. Ее участники в 2014 году сумели доказать политикам и согражданам разницу в степени достатка, образе жизни и в перспективах дожить до пенсии "там", в Европе или в США, и "здесь", на родине президентов Кравчука, Кучмы, Ющенко и Януковича.
Эту разницу пять млн граждан Украины, выехавшие за последние годы на заработки в Италию, Испанию, Португалию или Польшу почувствовали на собственном кошельке. В 2012-том, например, "заробитчане" только официально перечислили на родину $7,5 млрд — это на $1,5 млрд больше, чем сумма прямых иностранных инвестиций в Украину в том году!
Поэтому выбор между коррупцией, как способом управления государством, и надеждой на изменение образа жизни a'la Европейский союз был очевиден. И Украина выбрала.
"Мы выбираем, нас выбирают…"
…как это часто не совпадает! Вот и на этот раз — не совпало. Желание новой украинской власти провести в стране реформы в Европе и США оценили, но не без сомнений. И потому помогать особо не спешили.
При общей ориентировочной оценке потребностей Украины во внешнем финансировании в $40 млрд, в 2014-ом страна получила от США $1 млрд в виде гарантий и $4,6 млрд от МФВ по программе stand-by. Вся остальная помощь, финансовая, материальная и военная, на фоне этих цифр заслуживала, конечно, искренней благодарности со стороны Киева, но никак удовлетворить его никак не могла.
- Финансовая помощь нам нужна "на вчера"! - премьер-министр Арсений Яценюк в декабре 2014-го не скрывал своего отчаяния. — Для проведения реформ Украине нужен приток денег. Поэтому мы ожидаем, что в рамках нашей программы реформ мы их получим.
Однако ожиданиям Яценюка не суждено было сбыться:
- Мы готовы и хотим предоставить Украине беспрецедентный уровень финансовой поддержки, — комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан был откровенен. — Но условием такой поддержки является проведение реформ…
В переводе с дипломатического языка на обычный, заявление Хана звучало примерно так: "Вы, Арсений Петрович, возглавляете правительство с марта 2014-го. Вопросами европейской интеграции вы практически не занимаетесь — соответствующий вице-премьер все еще не назначен. Борьбу с коррупцией не ведете — Антикоррупционное бюро не создали… А под честное слово вам никто денег не даст!"
Утром — реформы, вечером — деньги
Поэтому еще в декабре 2014-го администрация президента Порошенко потеряла всякий интерес к анонсированной на 28 апреля 2015-го международной конференции. И все заботы о ее проведении и успешном завершении легли на правительство.
Предполагалось, что конференция состоится в формате "1+3": глава правительства или президент страны и три профильных министра. Кроме того, у Яценюка ожидали, что в Киеве еще на сутки задержатся председатель Европейского совета Дональд Туск и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, которые должны будут принимать участие во встрече Украина-ЕС 27-го апреля. А тогда можно было бы не без оснований предполагать, что решения о предоставлении Украине донорской, т.е. безвозвратной помощи, будут политически одобрены на саммите "Восточного партнерства" в Риге 21-22 мая…
Однако после декабрьского заявления Хана — "утром — реформы, вечером — деньги", всем в Украине стало понятно, что никто из первых лиц стран-членов ЕС, МВФ и тем более США в апреле 2015-го в Киев не приедет.
Потому правительству Яценюка поневоле пришлось изворачиваться:
- Цель конференции, — объяснял тогда своим европейским коллегам министр экономического развития Айварас Абромавичус, - показать нашим западным партнерам, что реформы в нашей стране идут, что есть настрой, есть четкий план реформирования страны. И, [главное], конференция должна продемонстрировать единство украинских властей в намерении проводить реформы.
Конференция о намерениях
Правительство Яценюка намеревалось просить, просило и обсуждало на конференции с представителями стран-доноров, международных финансовых институций и ООН вопросы предоставления Украине безвозвратной помощи или кредитов под минимальные проценты для следующих нужд:
— восстановление жилого фонда и инфраструктуры регионов, пострадавших во время проведения АТО;
— улучшение бизнес-климата проведение мероприятий по дерегуляции экономики, борьба с коррупцией;
— проведение аграрной реформы;
— проведение реформ в энергетическом секторе и повышение энергоэффективности.
- Мы ожидаем привлечь $3 млрд в качестве инвестиций в текущем году, — объяснял сегодня Яценюк потребности украинский экономики.
А участники конференции: премьер-министр Латвии, вице-премьеры Словении, Македонии, Словакии и Чехии, министр гражданства и эмиграции Канады, послы США и Великобритании в Украине, заместители руководителей и региональные менеджеры международных организаций (уровень участников конференции говорит сам за себя! — Авт.) вежливо с премьер-министром Украины соглашались.
- Мы достигли конечного согласия по макрофинансовой помощи, — вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис был почти щедр, - которая составит € 1,7млрд.
И все было бы хорошо, если бы иностранные гости-будущие доноры не говорили в кулуарах совсем о другом! Они обсуждали вчерашнее заявление юридического советника посольства США в Украине Джефри Коула:
- Сейчас активы продолжают разворовываться у граждан Украины. Нужно остановить коррупцию. Если Украине удастся это сделать, то она будет продолжать получать помощь от европейских доноров. Если нет, то помощь прекратится.
Условия прекращения помощи
Что имел в виду советник посольства США? Об этом в режиме "без микрофона" рассказал один из участников конференции:
— Во-первых, Евросоюз и США не без оснований сомневаются в единстве украинских премьера и президента. Свидетельством тому — недавний и еще не закончившийся скандал с обвинениями правительства Яценюка в коррупции и финансовых нарушениях. И пока Генпрокуратура не даст официальной оценки заявлениям вашего главного финансового контролера (экс-начальник Госфининспекции Николай Гордиенко — Авт.) такое единство остается под сомнением. Во-вторых, кадровая политика премьера и президента оставляет желать лучшего. Политическая конкуренция — это понятно. Но, когда Яценюк и Порошенко конкурируют за назначение на ключевые должности в министерствах и госструктурах преданных себе лично людей… Это свидетельствует не о реформе госуправления, а о замене олигархических кланов на кланы политические. И о четко поставленной перед чиновниками задаче — аккумулировать финансовые, административные, имиджевые ресурсы для борьбы за власть. Сначала — для победы на предстоящих местных выборах, а потом… Кто знает? Во всяком случае, назначения в правительственные структуры бизнес-партнеров Порошенко, топ-менеджеров его бизнеса и сотрудников, например, компании "Инвестиционный капитал Украина" (имеются в виду председатель НБУ Валерия Гонтарева, министр энергетики Владимир Демчишин, глава Нацкомисси по регулированию энергетики и коммунальный услуг Дмитрий Вовк, глава Нацкомиссии по регулированию в сфере связи и информатизации Александр Животовский, председатель Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества и экспортного контроля Олег Свинарчук-Гладковский и др. — Авт.)… Это заставляет сомневаться в искренности декларируемых украинскими властями намерений бороться с коррупцией…
Читайте также: Конференция в поддержку Украины это тестовая площадка инвесторов — Устенко
Впрочем, от конференции "Международная поддержка Украины" никто и не ожидал, что на ней будет принято окончательное решение помогать/не помогать Киеву, финансировать или нет проведение реформ в Украине. Скорее всего, это может случиться на следующей встрече представителей организаций и стран-доноров, осенью 2015-го. Если конечно, Украина остановит коррупцию, как сказал, американский дипломат, "сейчас".