наверх
29.03.202418:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кто построит "ракетный щит" для Украины?

(обновлено: )337863
Разрыв кооперационных связей с РФ поставил космическую отрасль Украины перед угрозой исчезновения. Несмотря на все эти "мелочи" авторы Стратегии нацбезопасности Украины до 2020 года пишут про военный космос.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Почем космос?

Ракетно-космические войска — это очень дорогое "удовольствие" для страны, у которой они есть. В классическом понимании — это ядерная триада (сухопутный, морской и авиационный компоненты), которая поддерживается космическими средствами мониторинга и наведения.

В ситуации Украины "ракетный щит" выглядит куцей кольчужкой. Страна добровольно отказалась от ядерного оружия, и это разоружение в свое время активно продавливали США. Ракеты, оснащенные ядерными зарядами были вывезены в Россию, а шахты базирования и инфраструктуру управления утилизировали на украинской территории специалисты американских компаний. Ядерный потенциал Украина обменяла на гарантии Будапештского меморандума.

Следующим шагом по ограничению собственной обороноспособности стало участие в международном Режиме контроля нераспространения ракетных технологий (РКРТ). Государство, присоединившееся к РКРТ, обязуется не разрабатывать и не передавать третьим странам технологии создания ракетных носителей дальностью свыше 300 километров. По существующей классификации, речь идет о создании и применении тактических ракет.

Помимо международных ограничений существуют и производственные. По словам директора Национального института стратегических исследований Владимира Горбулина, в Украине нет специалистов и промышленной базы для создания ядерного оружия. 

В свою очередь, секретарь СНБО Украины Александр Турчинов заявил о необходимости построения системы эффективной ракетной защиты Украины. По его словам, Украина в первую очередь должна рассчитывать на собственный потенциал. Ранее Турчинов сообщил, что Украина намерена создать систему аэрокосмической разведки. "Сейчас у нас очень серьезное отношение к созданию аэрокосмической разведки… сегодня создается, скажем так, достаточно эффективно действующая система, которая дает возможность нам посмотреть на фрагменты территорий, которые интересуют и наших военных, и наших разведчиков", — сказал Турчинов. 

Риторика текста, упор на "аэрокосмическую разведку" и прочие термины создают ощущение дежавю. Выступление как-будто списано с военного доклада десяти — пятнадцатилетней давности, когда еще можно было мечтать о спутниках и прочих элементах военно-космической обороны, пусть даже исключительно на страницах научных работ или авторефератов к ним. 

На Востоке говорят, что если тысячу раз сказать "халва", во рту сладко не станет. Сколько бы ни говорилось о ракетном щите и космической разведке, слова останутся словами. 

Опыт Украины ограничен не только дальностью ракет, разрешенных к разработке. Космическая отрасль государства стремится к исчезновению: чтобы разрабатывать сложную технику нужны специалисты. Средний возраст работников ракетно-космический отрасли уже перевалил за 60, им задерживают зарплату и режут пенсии как работающим пенсионерам. Где будут искать ракетчиков? В Грузии и Литве таких специалистов точно нет.

Чтобы создать ракету, которая полетит в цель, а не куда угодно, нужны полигоны для отработки изделия. Пока РФ не была "агрессором" можно было бы прибегнуть к услугам Капустина Яра. Теперь — ближе Тихого океана вряд ли найдется подходящая площадка. А с космическими стартами и вовсе проблема: все средства доставки в космос, которые может задействовать Украина, "привязаны" к космодромам, которые в той или иной форме контролирует РФ.

И наконец, затраты. Где возьмутся деньги на отработки недешевых технологи? Из РФ теперь невозможно получить изделия хоть в беспошлинном режиме, хоть за большие деньги. За рубежом технологии военного космоса стоят еще дороже, да и вряд ли Украине хоть одна страна ЕС рискнет передать такую критичную продукцию. Кроме естественных опасений, что оружие может полететь "не туда", в странах с нестабильной политической обстановкой всегда существует потенциальная угроза "перетекания" оружия и технологий в руки незаконных вооруженных формирований.

Например, в 2014 году, в момент захвата власти в Киеве, были захвачены и разгромлены оружейные комнаты отделений милиции, а в регионах были нападения на военные части — и теперь оружия на руках более чем достаточно. Даже если речь идет о банальном огнестрельном оружии угрозу от расползания арсеналов по стране сложно переоценить. А угрозу неконтролируемой передачи ракетных технологий западные страны всегда возводили в абсолютную степень.

Союзники без обязательств

Вспоминая к месту и не к месту о гарантиях безопасности независимой Украине по обязательствам Будапештского меморандума со стороны ядерных держав — США, Франции, Китая  и  РФ в том числе, Киев не угадал с реакцией "мирового сообщества" на утрату Крыма. Например, для США такой поворот оказался несколько неожиданным, однако и в свете столь крупного геополитического просчета никто не стал начинать войну "за независимую Украину". 

Утрата Крыма и реакция США на это должны были заставить украинские власти и общество по-новому взглянуть на гарантии "союзника" и "партнера". Украина с конфликтом в стране и территориальными претензиями к государству со вторым в мире ядерным арсеналом в качестве "партнера" не нужна ни США, ни НАТО. Потому что иметь дело с "ходячей политической неприятностью", которая то пригрозит транзит газа в Европу перекрыть, то попытается войну России объявить совершенно не входит в планы прагматичных западных политиков.

Украине, чтобы навсегда избавиться от политических иллюзий, было бы достаточно взглянуть на отношение США к самому-самому партнеру на Ближнем Востоке. Государство Израиль имеет внутри политикума США давние связи и лобби, но и это не спасло его от прагматичного разворота США в сторону давнего противника — шиитского Ирана. Как только возникла политическая необходимость, США тут же начали переговоры со страной "оси зла" по собственной американской терминологии. Попутно были отставлены в сторону партнерские отношения не только с Израилем, но и с  государствами Персидского залива, в частности, Саудовской Аравией, которая тоже не в лучших отношениях с Ираном, зато, как думали в королевстве, в партнерских отношениях со США.

В апреле "шестерка" международных посредников, в число которых вошли и США, начали переговоры с Ираном об отмене международных санкций против страны в обмен на обязательства государства по ограничению ядерной программы.

Читайте также: Больше танков, новых и модернизируемых до стандартов НАТО! Получится ли?

Судя по последним внешнеполитическим событиям, США скорее "помирятся" с РФ в украинском вопросе, чем поставят на обострение ситуации. Положение Америки, где нарастают экономические проблемы, уже не то, что десять лет назад. Страны Восточной Европы, которые еще несколько лет назад ходили "по струнке" посольства США, стали позволять себе резкие демарши, как президент Чехии Земан. 

Несмотря на очевидные изменения в геополитических раскладах, украинская внешняя политика и руководство страны никак пока не реагируют на проходящие изменения. Складывается впечатление, что риторика строится по методичкам таким же старым, как и доклад о построении украинской системы аэрокосмической обороны.

Самое читаемое
    Темы дня