наверх
19.04.202410:05
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Катастрофа МН17: версий все меньше, объявлен розыск свидетелей

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )251543
Расследование авиакатастрофы "Boeing-777" авиакомпании "Malaysian Airlines" под Донецком, происшедшей 17 июля прошлого года ведется представителями пяти стран, но не принесло пока никакого конкретного результата.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

30 марта в ходе совместного брифинга Генеральной Прокуратуры и Службы Безопасности Украины было продемонстрировано видеообращение международной следственной группы JIT (Joint International Criminal Investigation Team MH17) к возможным свидетелям транспортировки установки зенитно-ракетным комплексом "Бук" в Донецкой области 17–18 июля 2014 года. По договоренности пяти стран (Нидерланды, Бельгия, Украина, Австралия и Малайзия), участвующих в ее работе по расследованию катастрофы "Boeing-777" авиакомпании "Malaysian Airlines" под Донецком 17 июля прошлого года, видеофильм на английском, русском и украинском языках одновременно обнародован на специально созданном накануне сайте и демонстрируется в ходе пресс-конференций соответствующих правоохранительных органов стран-участниц.

В обращении международной следственной группы особо подчеркивается, что следственные материалы позволяют говорить о том, что причиной катастрофы самолета стала выпущенная из ЗРК "Бук" ракета, тем не менее, следствие продолжает рассматривать все версии. В целом видеофильм с русским дикторским текстом и английскими субтитрами включает набор ранее известных фото-, аудио- и видеоматериалов, которые, по мнению ряда экспертов, подтверждают версию о том, что малазийский пассажирский самолет был сбит российским ЗРК "Бук" с территории, подконтрольной сепаратистам. Кроме того, видео содержит записи четырех ранее не публиковавшихся телефонных переговоров, которые возможно велись "пророссийскими сепаратистами", включая человека с позывным "Библиотекарь", в ходе которых обсуждались подробности доставки и возвращения в Россию "Бука" с экипажем, упоминается, что установку нужно "спрятать", поиске потерявшегося в пути бойца и сопутствующих действиях. При этом правовой аспект использования в качестве улик и легальность получения радиоперехватов никем не подтверждалась. Напомним, что согласно украинского законодательства, санкции на проведение технического контроля за конкретными телефонами подозреваемых может дать только суд. Их аутентичность также не подтверждена.

Читайте также: Boeing 777, расследование. Сотрудничество с "ДНР" и молчание США

Следователи просят распространить в русскоязычных медиа их призыв ко всем, кто видел перевозку "Бука" (предположительно на тягаче Volvo или своим ходом) или имеет другую информацию о лицах, имевших отношение к запуску ракеты с установки "Бук". Всех свидетелей убедительно просят связаться со следователями международной группы по бесплатным телефонам, при этом для безопасности свидетелей могут быть приняты различные меры защиты.

С комментариями к фильму выступил генеральный прокурор Украины Виктор Шокин. Он вкратце еще раз изложил изложенную в нем версию: "Мы знаем, что ЗРК "Бук" перевозили на тягаче марки Volvo. По нашим данным, эту машину украли в Донецке. Также мы знаем, что ЗРК "Бук" прибыл в Украину с территории России. Мы не установили всех членов экипажа Бука, однако, чтобы стрелять из такого оружия нужны специальные знания. Хочу отметить, что выстрел был не с нашей территории, а также то, что озвученная версия является приоритетной у всех членов международной следственной группы. Но не единственной". Других версий крушения авиалайнера генпрокурор так и не назвал.

Отвечая на вопрос о предполагаемых сроках завершения расследования, Шокин сообщил, что "Исходя из опыта совместных групп… Если будут все свидетели, будут доказательства, все будет сделано своевременно, мы рассчитываем, что где-то до конца года будет завершено расследование дела". Это уже третий подобный перенос, а, учитывая перечисленные Шокиным условия, далеко не последний. Ранее высказывались надежды на окончание следствия к лету, а затем к осени 2015-го. Судя по всему, олимпийское спокойствие генпрокурора в данном случае основывается на том, что еще 7 августа 2014 года по требованию Агентства Евросоюза по координации судейской и прокурорской деятельности была создана рабочая группа JIT под общим руководством Государственной прокуратуры Нидерландов. Поэтому вся ответственность за сроки, результаты и качество расследования с тех пор лежит на ней, тогда как украинская прокуратура лишь осуществляет активное сотрудничество и всемерную поддержку в ее работе. Строго говоря, это уже не ее проблема в отличие от расследования событий на Майдане, в Одессе и Мариуполе, которые также характеризуются массовыми убийствами и повышенным вниманием мирового сообщества.

В связи с этим, начало интенсивного поиска свидетелей основной версии преступления спустя восемь с половиной месяцев наводит на невеселые соображения. Вполне понятно, что если бы прокуратура Нидерландов и совместная международная следственная группа располагала достаточной и бесспорной доказательной базой, подтверждающей неоднократно озвученную основную версию – умышленное уничтожение малазийского лайнера зенитным ракетным комплексом "Бук-М1" российских войск, материалы дела уже давно были бы переданы в суд, который также вряд ли стал затягивать процесс вынесения приговора.

На совместном брифинге также выступил и глава СБУ Валентин Наливайченко, который в свою очередь заявил, что "Ключевой вопрос, на котором мы будет настаивать решительно – это место падения самолета. Несмотря на все обещания, ни российские военные руководители, ни ДНР, ЛНР избегают и никакого содействия не предоставляют для того, чтобы все же следственная группа прибыла на место падения самолета". По его словам, ни дипломатические, ни другие попытки не увенчались успехом – у следственной группы по-прежнему нет доступа к месту падения лайнера.

Читайте также: Boeing-777 над Донбассом был взорван изнутри — версия

Это заявление несколько расходится с известными фактами. 20 марта в Украину прибыли двенадцать экспертов, военных и полицейских из Нидерландов, которые вместе с сотрудниками правоохранительных органов Украины и ДНР побывали на месте падения самолета. В пресс-службе Министерства безопасности и юстиции Нидерландов сообщили, что целью их поездки является "подготовка к восстановлению в апреле поисковой миссии на месте катастрофы МН-17".

Более того, 28 марта, то есть за два дня до брифинга, из Харькова в Эйндховен был отправлен самолет с вновь найденными останками пассажиров и элементами конструкции лайнера. В мероприятии приняли участие заместитель главы миссии посольства Королевства Нидерландов в Украине Гэрри Уильямс, первый секретарь посольства Королевства Нидерландов в Украине Адриан Версльюис, заместитель Чрезвычайного и Полномочного посла Австралии в Украине Тим Болотников, глава поисковой миссии Нидерландов в Украине по расследованию катастрофы рейса МН17 Ханс Ван Де Вен и вр.и.о. заместителя председателя Харьковской облгосадминистрации Вадим Глушко. Он уточнил, что "сегодня мы отправили 800 фрагментов останков тел, найденных на этой неделе". По его же  словам, иностранные специалисты еще остаются работать в зоне, где авиалайнер потерпел крушение, пока не будут идентифицированы останки всех погибших. Причем представители так называемой ДНР пока не препятствуют работе экспертов.

С учетом изложенной информации, можно сделать ряд выводов, которые не позволяют рассчитывать на скорые и надежные результаты следствия:

Во-первых, даже не оценивая достоверность источников информации, следствие обязано проверить все возможные версии, тогда как до сих пор основной остается катастрофа вследствие попадания зенитной ракеты комплекса "Бук", которая, судя по видеобращению, по-прежнему нуждается в подтверждении.

Во-вторых, следствию надо доказать сам факт поражения самолёта зенитной ракетой комплекса "Бук", чего, опять-таки,  судя по видеобращению, пока достоверно сделать не удалось.

В-третьих, даже если будет доказано такое поражение, то следствию необходимо будет доказать факт использования конкретной пусковой установки, ее принадлежность и личности операторов.

С учетом предыдущих темпов расследования и реакции следственных групп на события и поступающую информацию, не исключено не только дальнейшее оттягивание появления итогового документа, но и констатация факта невозможности определения виновных в совершении уголовного преступления, даже в случае, если причина авиакатастрофы будет достоверно выяснена в результате работы авиационных экспертов, а не таинственных и до сей поры, неизвестных свидетелей.

Самое читаемое
    Темы дня