наверх
18.04.202410:09
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Особый статус Донбасса в законе

Особый статус Донбасса (682)

(обновлено: )830499
Петр Порошенко вновь пытается лавировать между интересами Украины, ЛНР и ДНР, а также не потерять лица в глазах международной общественности и гарантов выполнения минских договоренностей.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Президент Порошенко делает долгожданный ход в реализации минских соглашений: в Верховной Раде зарегистрированы изменения в закон об особом статусе отдельных территорий Донбасса и проект постановления, который четко определяет эти границы.

Минск-1: 10 пунктов

Подобного шага от Порошенко ждали как мировые лидеры, так и представители ЛНР и ДНР, заявлявшие, что затягивание этого вопроса, по сути, подрывает итоги Минска-2. Впрочем, изменения оказались весьма немногочисленными. Кроме этого, парламентарии скептически относятся к перспективам позитивного голосования.

Сам же закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" был принят еще 16 сентября 2014 года, за три дня до подписания Минского меморандума о перемирии на Донбассе.

Тогда, в ходе переговоров президентов Украины, России, Франции и канцлера Германии были определены "особые права" неподконтрольных Украине территорий, и предложена линия разграничения.

Основой соглашений стали принятые 10 пунктов. Так, предполагалось, что на территориях с особым статусом будет действовать украинское законодательство, но с учетом особенностей региона. К примеру, самопровозглашенным республикам, по сути, дали право отказаться от торговли с Евросоюзом, и активно интегрироваться в экономическое пространство РФ.

Второй пункт — русский язык: "особым территориям" разрешалось свободно использовать русский в сфере судопроизводства, экономической и социальной деятельности, а также в системе образования.

Третье — взятие границы под контроль. В то же время, как заверял первый зампредседателя Госпогранслужбы Украины Павел Шишолин, новый закон не отменяет принятого правительством проекта инженерного обустройства границы "Стена". По его словам, Украина собиралась обустраивать границу на неподконтрольной территории, когда "уйдут ополченцы".

Читайте также: Две Украины: как забыть "язык ненависти"

Выборы вне закона и народная милиция

Также закон предусматривал, что особый статус получат не все населенные пункты Донецкой и Луганской области, а только те, которые назовет штаб АТО, созданный при СБУ.

Еще один пункт, вызвавший жесткий конфликт сторон, — выборы. Согласно закону, 7 декабря "отдельные районы Донецкой и Луганской области" должны были получить право провести выборы, и избрать местных депутатов и даже городских голов. В то же время, право назначать губернаторов должно было оставаться за Киевом.

Следующее — "добровольческие отряды народной милиции", которые должны были действовать в украинском правовом поле. Впрочем, даже в МВД подобную инициативу называли нонсенсом.

Далее — поддержка Киевом экономического развития "особых" регионов: объем затрат должен прописываться в бюджете, причем предусмотрено, что сокращаться этот объем не может, даже в условиях экономии, а замглавы комитета ВР по вопросам соцполитики и труда Павел Розенко уверял, что пенсии и зарплаты бюджетникам будут выплачиваться так же, как и в других областях страны.

Аэропорт Донецка и Дебальцево — за Украиной?

Впрочем, только обсуждением Меморандума с 10 достаточно спорными пунктами дело не ограничилось: интригой оставалась демаркационная линия. Лишь в конце января в СМИ попало "секретное" приложение к договоренностям с координатами населенных пунктов, которые должны были остаться в подчинении Украины.

Стало понятно, почему власти страны не раскрывали этой информации: оказалось, что Донецкий аэропорт, защита которого украинскими военными стала легендой, еще в сентябре предполагалось передать ДНР.

Дальше случилось зимнее обострение конфликта, приведшее ко второй встрече в Минске и подписанию протокола от 12 февраля, согласно которому, на следующий день после отвода тяжелых вооружений от линии разграничения, Украина должна была начать некий "диалог о модальностях проведения местных выборов".

К тому же, не позднее 30 дней с момента подписания документа, Киев должен был принять постановление об определении границ территорий с "особым режимом". Его-то и внес Порошенко в понедельник: согласно тексту, размещенному на сайте ВР, к территориям с "особым статусом" предлагается отнести "районы или их части, города, поселки и села… между государственной границей Украины с Российской Федерацией, урезом воды Азовского моря и линией…, отвечающей Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года".

Таким образом, ни Дебальцево, ни территориям, граничащим с аэропортом Донецка, "особый статус" не полагается.

Непоследовательность Порошенко

Одной из составляющих срыва договоренностей Минска-1, среди прочего, стали выборы в ЛНР и ДНР: уже 2 ноября самопровозглашенные республики провели свои выборы, не признанные Украиной и миром, и настаивают на их легитимности.

Вскоре после этого ряд украинских СМИ сообщил, что в ответ на это президент Порошенко отменил закон "Об особом порядке…", но это не  совсем так: он лишь порекомендовал СНБО отменить закон на заседании 4 ноября. В то же время, глава государства лишь 14 ноября издал указ, согласно которому выборы в ЛНР и ДНР были признаны "недействительными".

В том же указе было сказано, что президент "неотложно" внесет в ВР документ об отмене закона "Об особом статусе…". Однако, в итоге, ничего подобного глава Порошенко в парламент не внес.

Впрочем, 27 ноября такой проект внесли Александр Турчинов, Андрей Парубий и Сергей Пашинский, а на следующий день — еще и Юлия Тимошенко. Оба проекта к концу года получили одобрение профильного комитета, но до голосования так и не дошли.

В ожидании прошлогодних выборов

Теперь же Порошенко предлагает изменить лишь статью номер 10 прежнего закона. Предложение сводится к следующему: статьи со второй по девятую (нормы об амнистии ополченцев, "народной милиции", языковом самоопределении и социально-экономической поддержке  регионов центральной властью) вводятся в действие лишь после внеочередных местных выборов. Само же волеизъявление должно пройти по украинским законам, с участием украинских политических сил, под международным наблюдением и при свободе агитации.

Кроме этого, на момент выборов все иностранные войска должны быть выведены с территории Украины, незаконные вооруженные формирования — распущены, а на подконтрольных ополченцам территориях должно быть восстановлено свободное вещание украинских телерадиоорганизаций и распространение украинской прессы.

В итоге, нынешние поправки Порошенко, по сути, предполагают восстановление украинского контроля над территориями Донбасса, с политическими уступками после. При этом "особый статус" остается за территориями лишь на три года, тогда как в Минском протоколе зафиксирована необходимость узаконить статус на постоянной основе.

И, в конце концов, наиболее странная, даже парадоксальная вещь: сроки внеочередных местных выборов для "особых" территорий в законе остались неизменными: поправок на этот счет не внесено, и закон продолжает "назначать" их на 7 декабря прошлого года.

Невыполнимые условия

Впрочем, уже сейчас понятно, что в ЛНР и ДНР не примут инициативы Киева, которые откровенно неприемлемы для самопровозглашенных республик. Уже звучат заявления лидеров ополченцев, что любые не согласованные с ними изменения в тексте закона об особом статусе сделают его недействительным, и поставят под угрозу мирный процесс в регионе.

Читайте также: В ЛНР недовольны исполнением минских соглашений — спецкор

Как заявил полномочный представитель ДНР Денис Пушилин, текст закона Украины об особом статусе Донбасса, принятый в сентябре 2014 года, в целом соответствует переговорным позициям ДНР и ЛНР, и был согласован представителями самопровозглашенных республик в ходе Минских консультаций.

"Никакие не согласованные с нами поправки в этот закон, внесенные президентом Украины (Петром) Порошенко, республиками не признаются. Они являются, с нашей точки зрения, юридически бессмысленными и политически ничтожными, и прямо нарушают дух и букву Минских договоренностей: как протокола от 5 сентября, так и Комплекса мер от 12 февраля", — сообщил Пушилин.

Он добавляет, что "минский процесс практически прерван, поскольку его основа — закон об особом статусе Донбасса, по существу, отменяется поправками Порошенко".

"Он не уважает народ Донбасса, не хочет мира, значит, получит войну. И новые жертвы будут снова на его совести, и на совести Турчинова и Яценюка, вместе с которыми он придумывает все новые увертки, чтобы не выполнять Минские договоренности", — подытожил Пушилин.

Президент тянет время

В целом, украинские политические эксперты сходятся во мнении, что предложения Порошенко по изменениям в закон об особом статусе Донбасса — это попытка просто потянуть время, и, заодно, не дать ЛНР и ДНР формального повода обвинить Украину в срыве минских договоренностей.

Самое читаемое
    Темы дня