наверх
26.04.202409:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Первые 100 дней работы Кабмина Яценюка. "Куля в лоб" снова актуальна

(обновлено: )6417189
Правительство во главе с премьером Яценюком бодро отчиталось о первых 100 днях работы: в Кабмине уверены, что они – "на верном пути". Но большинство политических и экономических экспертов думают совершенно иначе.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Опрошенные РИА Новости Украина эксперты – экономисты и политологи – с легкостью называют многочисленные недостатки и промахи работы нового Кабмина, попутно анализируя заявляемые самим правительством "достижения".

Лучшее будущее – лет через 20

Так, руководитель аналитического Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев считает, что Кабмин Яценюка не может похвастаться не одним социально-экономическим показателем работы, а "лучшее будущее" для украинцев не наступит в ближайшее время, поскольку отодвигается еще "лет на двадцать".

"Апологеты правительства рассказывают о дружеской, конструктивной  атмосфере, которая царит  в Кабмине, но с таким же успехом можно было бы говорить о товарищеской атмосфере в экипаже "Титаника". Но, что показательно, Яценюку в своем выступлении хватило интуиции и чувства меры не говорить об успехах. У правительства Яценюка нет ни одного показателя экономического и социального, который говорил бы об успешности его работы. Премьер в очередной раз призвал думать о будущем, терпеть и надеяться на лучшее. Когда-нибудь это лучшее будущее должно наступить, только жаль, в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе", – сказал Золотарев.

По его словам, премьер, по сути, признался, что ситуация в стране близка к катастрофической, и "нынешнее поколение украинцев не только не может мечтать о лучшей жизни, а даже о  возвращении к докризисному уровню".

Ориентир – Африка

Золотарев добавляет, что 11 марта исполнилось 100 дней функционирования "второго издания правительства Яценюка", и именно в этот день МВФ утвердил  программу сотрудничества с Украиной.

"Это программа является, по сути, превращением долгов корпоративного сектора в долги государства. До сих пор финансовая помощь МВФ, которую мы видим со времен Тимошенко, никак не способствовала экономическому росту страны, наоборот – золотовалютные резервы страны поступательно таяли", – подчеркнул эксперт.

Украина, утратив свой суверенитет и став объектом мировой геополитики, считает политолог, превратилась в типичную неоколониальную страну третьего мира.

"Экономика на грани коллапса, финансовая система страны разрушена, социальные гарантии государства ликвидированы. В этих условиях минимальная заработная плата в Украине, как минимум, в три раза ниже уровня бедности, определенном ООН в размере 5 долларов в день. Это означает, что страна равняется не столько на европейскую реальность, куда нас так звали Арсений Петрович и Петр Алексеевич, а то, что Украина уверенно шагает к африканским стандартам, причем стандартам наиболее бедных стран Африки", – подытожил Андрей Золотарев.

Яценюк-"солист"

В свою очередь, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко отмечает, что Кабмин, во многом, губит гиперактивность премьера Яценюка, его желание заниматься всем: это, особенно, тормозит процесс проведения структурных реформ.

"Пока правительству удалось решать тактические задачи. С боями, но они провели необходимые бюджетные изменения, договорились с МВФ, провели целый ряд других важных законопроектов. Но процесс реформ только начинается, и происходит он с серьезным запозданием. Потеря темпа уже на старте, к сожалению, заметна. Правительство должно активизировать свою работу и усилить ее эффективность", – рассказал Фесенко.

При этом он отметил, что значение первых 100 дней работы правительства не стоит преувеличивать.

"Это, с одной стороны, заявка на последующую работу, формулирование повестки дня и определение стилистики нового правительства. И здесь мы увидели подтверждение того, что ожидалось раньше – правительство должно заниматься реформами. Вряд ли стоит ожидать, что уже за 100 дней можно провести реформы. У нас эта точка зрения очень популярна, но даже в Грузии, о которой сейчас много вспоминают, я не помню реформ, которые проводились бы за 100 дней, от начала и до результата", — сказал он.

Премьеру нужны помощники

Политолог считает, что состав правительства очень неоднороден, однако по уровню и качеству этот состав – сильнее предыдущего кабинета Яценюка, в том числе из-за министров-иностранцев. По мнению эксперта, министры-иностранцы по своим профессиональным качествам, степени независимости от различных бизнес- и партийных интересов являются одной из наиболее сильных групп в правительстве.

"Но главная проблема правительства – в нем есть "солист", который пытается забивать всех, я имею в виду премьер-министра. И, к сожалению, есть проблема с внутриправительственным менеджментом", – говорит Фесенко.

Политолог предлагает рецепт: в правительстве должен появиться первый вице-премьер, который занимался бы текущей работой, освобождая премьера для более важных задач, либо взял бы на себя координацию реформ в ежедневном режиме.

Кроме того, правительству необходим вице-премьер, на которого были бы возложены обязанности по евроинтеграции Украины.

"У меня такое ощущение, что Яценюк хочет заниматься всем – быть не только главной правительства, но и главным реформатором, и главным евроинтегратором. Не получится. Вопрос командного взаимодействия правительства и эффективной организации работы правительства – это одна из наиболее важных тем не будущее", – резюмировал Фесенко.

Кабмину за работу – "минус один"

За оценкой работы Кабмина в сфере электроэнергетики РИА Новости Украина обратилось к профессору Национальной академии госуправления при президенте Украины Геннадию Рябцеву. Его отметка оказалась крайне неутешительной для правительства: "минус один" по пятибалльной шкале.

"Деятельность Кабмина на протяжении последних 100 дней не носила антикризисного характера. Действия, которые предпринимались, носили пожарный характер – вместо превентивной политики, когда предупреждалось возникновение или расширение проблем, проводилась реактивная политика – когда правительство реагировало на возникавшие проблемы", – отмечает эксперт.

Также он добавляет, что никаких стратегических документов, которые бы предусматривали будущее развитие страны, принято не было. При этом, по мнению Рябцева, "усилилась доля непрофессионалов в государственном аппарате".

"Инвестиционные банкиры, кондитеры, производители яблочного концентрата не могут руководить топливно-энергетической сферой. Государственное управление – это не бизнес. Здесь главная цель – не получение прибыли или борьба за ресурсы, а решение социально-политических проблем, и общий результат – решение проблем общества, а не создание новых", — сказал эксперт.

Эксперт проанализировал и заявленные достижения Кабмина.

"Одним из достижений правительства называется реформа в топливно-энергетическом комплексе. Заявляется, что главная задача этого реформирования – подъем тарифов на энергоносители до экономически обоснованного уровня. Но подъем тарифов – это не реформы ТЭК. Вместо того чтобы реформировать, нам просто предлагают новые тарифы – на газ, на электричество, но при этом ничего не меняется в системе ТЭК, в системе его регулирования", — отметил Рябцев.

Слова вместо действий

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко признался, что слышит от правительства правильную риторику, но не видит процессов реального реформирования страны: эксперт считает, что за 100 дней это можно было сделать кардинально.

"Многие члены Кабмина уже более 100 дней находятся в правительстве, и ожидания общества состояло в том, что сделано будет гораздо больше", — подчеркнул он.

Экономист вспомнил примеры стран, "у которых получилось": где удалось запустить процесс реформирования, и кардинально изменить ситуацию в экономике.

"Я могу привести в пример страны, в которых за 100 дней ситуация кардинально менялась: Чили после Пиночета, Мексика в 1996 году, Перу во время начала премьерства Фуджиморы. Страны нельзя было узнать через 100 дней! А у нас это лишь риторика, риторика и риторика… И это самая большая проблема, которая есть у Кабинета министров", — сказал эксперт.

Плюсы работы

Отметил Устенко и ряд плюсов в работе правительства. Среди них – сформированное у украинцев понимание: благодаря Кабмину жители страны теперь считают, что не могут жить без реформ, а страна нуждается во внешнем кредитовании.

Также, по мнению эксперта, в правительстве осознают, что ухудшение экономической ситуации в Украине будет означать, кроме всего прочего, колоссальный рост социального напряжения и, соответственно увеличения политических рисков для самого правительства.

"Можно поставить в заслугу и то, что Кабинет министров может, похоже, убеждать украинский парламент принимать в случае необходимости крайне непопулярные решения", — сказал Устенко.

Главным же достижением он считает положительное решение по кредиту МВФ.

"Однозначно, главное – это открытие программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Совершенно другой вопрос, какой ценой, но программа открыта. Позитивно и то, что найдено кредитование на этот год в размере 8 миллиардов долларов из других источников", – отметил экономист.

Самое читаемое
    Темы дня