наверх
20.04.202405:06
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бензин по цене золота. Что будет завтра?

(обновлено: )5718110
Любое подорожание бензина автоматически приводит к повышению цен на все товары и услуги в стране. Такова цена экспериментов Нацбанка по регулированию валютного рынка.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Рост цен на бензин в связи с непрекращающимся повышением курса доллара еще раз отвечает на вопрос: зачем Украине нужен регулируемый курс. Ответ и до февральской девальвации были очевиден, но теперь даже Валерия Алексеевна Гонтарева может понять, какое зло для украинской экономики — принципы свободного курсообразования. Может, стоимость заправки собственных авто хоть немного поколеблет убежденность главы НБУ в пользе свободного курса для Украины?

Кому выгоден рост цен на топливо?

Украинская экономика имеет две отличительные черты: экспортная ориентация производства и импортная ориентация потребления. Страна экспортирует товары, которые самостоятельно не потребляет, и завозит то, что сама не производит. Еще в начале 2000-х годов работали несколько производств по нефтепереработке — в Лисичанске, Кременчуге, Одессе, Херсоне, Дрогобыче, однако, для производства бензина высокого качества нужно было модернизировать производственные мощности, а собственники за свой счет это делать не хотели. В итоге, по разным причинам, но практически все НПЗ приостановили работу, а бензин по-прежнему завозится из-за границы.

Поэтому, если доллар можно купить только по 40 гривен и то на "черном рынке", а НБУ приостановил на несколько дней продажу валюты, бензин по 24 гривны за литр — это вынужденная мера, и не более того.

По данным мониторинга Консалтинговой группы "А-95", опубликованных в украинских СМИ, на 25 февраля стоимость А-92 и А-95 увеличилась еще на 1,45 грн – до 24,03 грн/л и 24,34 грн/л соответственно.

Эксперты отмечают, что на повышение цен также пошел крупнейший розничный оператор Украины – группа "Приват" (принадлежит более 1500 АЗС). На заправках группы А-92 и А-95 подорожали на 2 грн – до 22,50 грн/л и 22,60 грн/л соответственно. В то же время, на АЗС премиум сегмента цены еще выше: премиальный бензин А-92 на большинстве заправок предлагают уже по 26,50 грн/л,  А-95 – по 27 грн/л. Стоимость дизельного топлива колеблется в пределах 27-29 грн/л. Как говорится, приехали.

По таким ценам, конечно, тоже можно ездить, но не всем и недалеко. Ситуацию с ценами на бензин, как и многие другие проблемы в экономике сотворили не злые шпионы или спекулянты, а украинское правительство, которое под видом наполнения бюджета фактически грабит автолюбителей и заодно остальное население.

По словам заместителя директора Научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, в структуре нынешней розничной цены около 50% занимает стоимость нефтепродуктов или нефти и переработки, если идет речь о внутреннем производстве. Еще примерно 40% — это налоги и сборы, около 3 — 4% — это затраты на транспортировку, логистику, затраты оптовых операторов. Все, что остается — это затраты АЗС. Что касается розничной наценки, то сейчас она отрицательная.

"Фактически, крупные операторы, которые платят налоги и сборы в полном объеме, они сейчас торгуют себе в убыток. Это звучит фантастично, но стало следствием политики, которую проводит в настоящее время финансовый регулятор страны. Он создает невыносимые условия для всех импортеров, не делая отличия между импортерами Дольче и Габбана и теми, кто завозит критический импорт", — заявил эксперт.

По его словам, сейчас порядка 80% нефтепродуктов завозится из других стран, в первую очередь из Белоруссии, Литвы, Польши и Румынии.

"Все действия руководства НБУ, а до этого — исполнительной власти, с введением 5%-го сбора, ограничений на покупку валюты, изменения порядка налогообложения, создания акцизных складов, — все это бьет по самой возможности работы трейдеров в создавшихся условиях", — говорит эксперт. "Последнее решение НБУ по ограничению на приобретение валюты, импорт под аккредитив, проверка всех сделок выше 50 тысяч долларов… Средняя стоимость закупки нефтепродуктов для функционирования сети из 100 АЗС на неделю составляет 5 миллионов долларов. Это фактически все сети решением Гонтаревой остановлены. И говорить, как будет дальше действовать рынок, какие цены будут завтра — послезавтра не представляется возможным, потому, что рынок убит", — добавил Рябцев.

По его информации, Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины обратилась с официальным письмом к руководству страны, в котором они описывают эту ситуацию, и просят разъяснить, как им действовать.

"Все контракты осуществляются по предоплате, а сейчас оплата в валюте идет с задержкой до четырех недель. Но никто не будет держать топливо на рынке в надежде, что украинские контрагенты когда-нибудь оплатят, и переориентируются в поставках топлива на другие, более предсказуемые рынки, в том числе и на российский. То, что делается сейчас, наносит ущерб реальной экономике много больше, чем деятельность ДНР и ЛНР", — подчеркнул Рябцев.

Кому бензин по карману?

Кто сможет ездить на таком дорогом топливе? Эксперты оценивают шансы автолюбителей по-разному.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский говорит, что эффект от повышения цен на бензин потребитель почувствует немного позже.

"Зима — это не сезон. Когда наступало тепло, мы начинали больше ездить, поэтому пока еще это подорожание не ощутимо. Раньше я заправлял бак на 100 долларов, и теперь — 100 долларов. Но сейчас это будет в три раза дороже, чем я планировал год назад, при том, что цена на бензин в долларовом эквиваленте стала немного ниже", — говорит эксперт.

"Любой трейдер скажет, что есть предел покупательной способности. Если цена его превышает, начинается падение продаж. Нужно понимать, что трейдерам абсолютно невыгодно повышение цен. Они не зарабатывают больше денег, но для них увеличиваются риски. С учетом девальвации, они не понимают, по какому курсу будут закупаться следующие партии", — добавил Землянский.

"С высокой долей вероятности можно утверждать, что этот предел покупательной способности уже достигнут, и мы будем наблюдать падение спроса на бензин. Убытки будут нести крупные сети, которые кроме заправок содержат инфраструктуру, и она будет страдать от сокращения количества покупателей", — пояснил эксперт.

Сопредседатель "Фонда энергетических стратегий" Дмитрий Марунич говорит, что в настоящее время ездит столько же, сколько и раньше, но его пример — не показатель.

"В последний год я на машине доезжаю до метро и дальше на метро, чтобы не искать в центре место для парковки. Если раньше нужно было добираться до офиса, то сейчас такой необходимости нет", — рассказал эксперт.

По его словам, уже все стали ездить меньше, это заметно по количеству машин на дорогах в Киеве. Еще до этого шокового роста цен, было очевидно, что продажи бензина будут падать.

"Бензин — это не тот товар, спрос на который характеризуется эластичностью. В данном контексте шоковое повышение цен не сразу приведет к обвалу. Людям все равно придется ездить, и значит — покупать бензин. Очевидно, что пока будет продолжаться эта страшная ситуация с такими темпами девальвации и роста цен, рынок еще провалится в пределах 40%", — прогнозирует Марунич.

По мнению эксперта, повлиять на цены на бензин правительство в состоянии, если изменит формулу расчета акциза и "отвяжет" ее от курса евро.

"Это как-то остановит резкий рост цены, но нужно это делать уже. Сможет ли это сделать Яценюк? Будет меньше поступлений в бюджет. В другом случае продолжится обвал экономики. Нужно принимать сложные решения и попытаться что-то сделать", — отметил Марунич.

Читайте также: Дефицит в магазинах создан искусственно — Багиров

По словам Геннадия Рябцева, с начала года спрос на бензин сократился на четверть, однако, официальные данные не полностью отражают ситуацию, поскольку еще есть уход рынка в тень и сокращение реализации на территории Донецкой и Луганской областей.

"Госстат сравнивает данные с прошлым годом, но для сопоставления нужно вносить коррекцию. Сокращение потребления в январе — феврале связано не только с подорожанием", — считает Рябцев.

"Если происходит подорожание, спрос, как правило, сокращается на 5 — 10%.Это достаточно эластичное сокращение: через определенное время потребитель привыкает к новой цене, и объемы продаж возвращаются на тот же уровень. Нынешнее беспрецедентное в истории подорожание, безусловно, будет иметь более серьезные последствия", — считает эксперт.

"Из-за резкого скачка, которого не было ранее, объемы реализации сократятся, многие будут пытаться экономить на поездках. Однако, не стоит забывать, что большинство украинцев используют автомобиль не для развлечения, а для бизнеса. Следовательно, нас ждет лавинообразное подорожание всех товаров и услуг, поскольку любое повышение цен на нефтепродукты автоматически отражается на подорожании всего и вся, не только объективное, но и спекулятивное", — отметил эксперт.

"Эксперименты НБУ привели к достаточно серьезному кризису, и он угрожает всей национальной экономике, а не отдельным банкирам, которые успешно совмещают деятельность госслужащих с ведением собственного бизнеса", — подчеркнул Рябцев.

Читайте также: Выйдет ли гривна из пике? Падение курса, паника и перспективы на март

Иногда один неверный ход решает судьбу шахматной партии. Экономика — это не игра, а гораздо более серьезная система. Но как бы помогло в управлении ею умение просчитывать последствия от своих решений на несколько шагов вперед. Совсем как в шахматах.

Самое читаемое
    Темы дня