наверх
29.03.202416:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Изменения в бюджет-2015 и безграничное падение экономики

МВФ и пересмотр бюджета Украины 2015. (147)

(обновлено: )3644152
Кабмин одобрил изменения в госбюджет в расчете на получение кредита МВФ. Пересмотр макропоказателей украинской экономики делает бюджет страны более реалистичным: в течение года будут снижаться основные показатели.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Правительство внесло на рассмотрение парламента изменения в госбюджет на 2015 год. В проекте закона откорректированы макропоказатели экономики в сторону дальнейшего снижения. Платой за избежание дефолта будет дальнейшее сокращение экономики Украины.

Суровые реалии экономики

Помимо жесткого требования МВФ пересмотреть явно завышенные макропоказатели, которые виделись Кабмину в декабре, изменения в госбюджет необходимо было бы принимать и самостоятельно с учетом очередного резкого ослабления гривны. С начала февраля национальная денежная единица подешевела с официальных 16 гривен до 26,36 (официальный курс НБУ на 17 февраля).

Естественно, теперь необходима коррекция госбюджета, в котором был заложен среднегодовой курс 17 гривен за доллар. Даже на момент утверждения документа этот курс вызывал недоумение, так как "черный рынок" уже давно работал по курсу 19-20 гривен за доллар, и такой же курс закладывался при расчете экспортно-импортных операций.

Кроме того, на момент утверждения бюджета в декабре 2014 года аналитики обращали внимание на заниженный прогноз инфляции (13,1%) и дефицита бюджета (3,7% от ВВП). Объяснялась такая "арифметика" желанием соответствовать критериям и пожеланиям МВФ. Тем не менее, бюджетное очковтирательство в переговорах не помогло. В конце минувшего года Фонд даже не рассматривал вопрос о выплате двух траншей, которые Украина попросила объединить в один. Ни денег, ни положительных сигналов от МВФ не поступало, а это означало неминуемый дефолт: ЗВР Украины за декабрь снизились с 7,5 до 6,4 миллиарда долларов, и запасов для расчета по внешним обязательствам 2015 года было, мягко говоря, очень мало.

Миссия МВФ, которая прибыла в Киев в январе, также не спешила покидать столицу Украины, ее пребывание растянулось до середины февраля. Однако, с достижением договоренностей 12 февраля в Минске, вновь возобновился диалог. Глава МВФ Кристин Лагард заявила, что МВФ предоставит 17,5 миллиарда долларов Украине в течение 4 лет, а  министр финансов Украины Наталия Яресько оптимистично ожидает поступления 10 миллиардов из обещанных денег уже в нынешнем году.

Яресько также неоднократно отмечала, что условием предоставления кредита будет принятие изменений в госбюджет. Кроме того, Украина не получит денег без повышения тарифов на газ для населения, однако об этом исполнительная власть пока что деликатно молчит.

Первым шагом на пути получения кредита стали изменения в госбюджет, которые пересматривают макропоказатели 2015 года. На заседании 14 февраля КМУ подготовил изменения согласно которым, прогноз инфляции на этот год зафиксирован на уровне 26%, сокращение ВВП ожидается до 5,5%, дефицит госбюджета увеличен до 4,1%.

Курс доллара прогнозируется на уровне 21,7 гривен. При этом Кабмин планирует сократить финансирование "Нафтогаза" из госбюджета в 2015 году на 5,8%, до 29,7 миллиарда гривен. Сокращение дефицита "Нафтогаза", очевидно, должно быть компенсировано ростом тарифов. Правительство считает, что выделение 12,5 миллиарда гривен (480 миллионов долларов), на предоставление населению льгот и субсидий в качестве компенсаций за рост тарифов, которые зафиксированы в изменениях к госбюджету, более чем достаточно. Больше половины от суммы  в 29,7 миллиардов, на которые ожидается сокращение дефицита газового монополиста, надо понимать, граждане без проблем заплатят сами.

Что дороже: дефолт или население?

Вероятно, в непростом выборе, между угрозой дефолта и дальнейшим обнищанием населения исполнительная власть сделала выбор в пользу сохранения имиджа Украины на международных финансовых рынках. Чтобы выплатить почти 11 миллиардов долларов на обслуживание и погашение внешних долгов правительство пожертвует благосостоянием населения. Помимо непосредственного подорожания газа украинцам нужно готовиться к повышению стоимости коммунальных услуг на отопление и горячую воду.

Кроме этого, население должно уже сейчас приготовиться к росту цен на весь импорт. Кабмина намерен ввести в действие дополнительный сбор на все импортные товары в пределах 5 – 10%. Эту норму содержит госбюджет, принятый в декабре, однако она до сих пор не действовала. Теперь правительство видит в дополнительной импортной пошлине источник поступлений в сумме 17,6 миллиарда гривен. Помимо этого, Кабмин рассчитывает получить еще 11,8 миллиарда гривен дополнительных поступлений от сбора НДС.

Исходя из предыдущих официальных прогнозов макропоказателей и поступлений от налогов, которые были отражены в декабрьском варианте госбюджета и оказались не совсем реалистичными, можно предположить, что порочная практика "финансовых фантазий" остается в арсенале исполнительной власти.

Можно ли ожидать увеличение поступлений от импорта? Пока нет статистики за январь 2015 года, нет точных данных, на сколько снижается импорт, но эта тенденция наблюдается с середины 2014 года. Импорт сокращается потому, что падает потребление и девальвирует гривна. С девальвацией комментарии сейчас, к сожалению, даже неуместны. По потребительским настроениям тоже все довольно очевидно: цены растут, а зарплаты нет. Покупать в такой период могут гораздо меньше, и не дорогой импорт. Деньги, скорее всего, лучше приберечь на черный день, который, увы, не за горами.

С точки зрения снижения экономической активности ожидать рост поступлений от НДС также не очень дальновидно. В официальном прогнозе ожидается сокращение ВВП на 5,5%. Логично ожидать сокращение бизнес-активности, а не ее рост и, как производную, рост уплаты налогов.

Проектный менеджер "Лиги финансового развития" Андрей Блинов отмечает, что основные изменения госбюджета связаны с новыми макропоказателями, изменением обменного курса и прогноза инфляции.

"Нам говорят о 22 миллиардах гривен изменений в доходной части. Но министр финансов представила также рост и расходной части на 35 миллиардов гривен. Есть небольшие изменения, связанные с субсидиями, которые увеличатся до 21 миллиарда гривен. Однако сейчас невозможно оценить насколько этих субсидий много или мало, поскольку неизвестно, какой будет тарифная политика, и это сильно ослабляет оценку", — подчеркнул эксперт.

Говоря об уровне оборонных расходов в госбюджете, эксперт отметил, что требовать их сократить – не в компетенции МВФ. "Если это и требуется, то только на глубоком политическом уровне. Программа МВФ, учитывая масштаб кассовых разрывов в экономике Украины, достаточно экономная. Яресько уже заявила, что она рассчитывает на 10,8 миллиардов долларов, и больше половины этой суммы Украина получит уже в этом году. Значительная часть этих денег должна уйти на обслуживание и погашение внешнего долга", — напомнил Блинов.

"Армия – это священная корова, и сокращать эти расходы вряд ли кто-то будет", — считает аналитик.

Выбор политиков в пользу обнищания населения и войны за любые деньги – очевиден. Что на это ответят экономические реалии?

Самое читаемое
    Темы дня