наверх
25.04.202412:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Государственный долг Украины: пиковые выплаты еще впереди

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )20068299
В текущем году Украина обязана выплатить почти 11 миллиардов долларов по внешним долгам, сообщил премьер Арсений Яценюк. В прошлом году госдолг Украины превысил 60% ВВП, что означает трудности с обслуживанием госдолга и удорожание новых займов для государства.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

В ноябре прошлого года государственный и гарантированный государством долг Украины превысил 1 триллион гривен, что превысило опасную отметку в 60% от ВВП. Согласно Маастрихтским критериям, такой показатель повышает инфляционные и девальвационные риски страны-должника, и может затруднить обслуживание госдолга. Проще говоря, государство будет испытывать трудности с поиском средств, которые нужно выплачивать по внешним обязательствам. Подобные процессы происходят обычно в шаге от дефолта.

Новые займы на выплату старых

В 2014 году финансовая политика Киева строилась на активных внешних заимствованиях. За счет привлечения кредитных ресурсов государство частично покрывало дефицит госбюджета, а также имело возможность рассчитаться по предыдущим обязательствам.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s еще в июле 2014 года прогнозировало рост превышение госдолга Украины отметки в 60% от ВВП по итогам года. Эксперты прогнозировали уровень госдолга в 60,1% от ВВП. Но и это не предел. В нынешнем году госдолг может увеличиться до 62% от ВВП. Действительность скорректировала эти умеренные прогнозы. В ноябре 2014 года госдолг страны достиг 68% от ВВП и превысил 1 трлн грн (почти 70 млрд долларов). Это соответствует и прогнозам МВФ (67,6% по итогам 2014 года).

За 2014 год государственный долг Украины вырос вполовину. Страна заканчивала 2013 год с уровнем долга в 40,4% от ВВП, и перспектива накопить за год новые грандиозные долги тогда казалась фантастической. Но таковы последствия политики активных внешних заимствований, которые делаются в обмен на условия, неприемлемые для украинской экономики. Правительство Арсения Яценюка с начала своей деятельности в марте 2014 года делало ставку на активное привлечение денежных средств международных финансовых организаций. За год правительство привлекло порядка 9 миллиардов долларов финансовой помощи в виде кредитов.

В 2014 году нам дали в долг:

МВФ – 4,6 миллиарда долларов

Европейское Сообщество – 1,1 миллиарда долларов

Международный банк реконструкции и развития — 1,2 миллиарда долларов

Евробонды под гарантии США – 1 миллиард гривен

Германия – 1,6 миллиарда евро

Канада – 179 миллионов долларов

Япония — 96 миллионов долларов

На что использовались эти займы? В реляциях правительства нет ни слова о финансировании структурных проектов или о проведении структурных реформ и смягчении последствий для населения от "шоковой" терапии украинской экономики. Полученная помощь использовалась, с высокой вероятностью, на покрытие дефицита бюджета, т.е. на выплаты бюджетникам и сопутствующим расходам.

За прошлый год правительство также выплатило по внешним обязательствам (погашение долга и обслуживание) 3,54 миллиарда долларов. Помимо этого НБУ выплатил в пользу МВФ 2,41 млрд долларов, а "Нафтогаз" погасил евробонды 2009 года выпуска на сумму 1,67 млрд долларов. Выплаты госдолга с учетом как внешних, так и внутренних обязательств, а также отдельных выплат составили 11,15 млрд долларов.

Согласно оценкам Минфина, в 2014 году было погашено 5,5% существующего государственного долга. На период с 2015 по 2018 годы приходятся выплаты 52,2% государственного долга. Т.е. кредиторам придется отдать порядка 500 миллиардов гривен из нынешнего триллиона долгов. При этом пиковые выплаты долга придутся на 2015 – 2017 годы.

В должниках — все страны мира

В настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках путем проведения государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Долговые государственные обязательства характерны не только для стран с развивающейся экономикой. Ведущие страны мира, например, "Большой восьмерки" также практикуют заимствования у частного сектора со стороны государства.

Однако ведущие страны мира имеют свободно конвертируемую валюту (доллар, фунт стерлингов, евро и т.д.) в виде национальной денежной единицы.

США лидирует не только в мировой политике, но и в экономике. Лидерство штатов касается, в том числе и государственного долга. У США госдолг в 2014 году прогнозировался на уровне 109,9% ВВП или 18,5 триллионов долларов. Британия занимает второе место по уровню госдолга в объеме 96% от ВВП, и еще 3% от ВВП направляется на обслуживание долга (эта сумма сопоставима с расходами Британии на оборону). По прогнозам экспертов, в 2014 году рост госдолга ожидался до 99% от ВВП году.

Однако пока дефицит бюджета удерживается в низких рамках, и обеспечивается стабильность денежной единицы, государство может существовать и в таких «запредельных» величинах государственного долга. Кстати, такое положение характерно для большинства стран старой Европы.

Отдельные страны, например Греция, недавно столкнулась с угрозой дефолта, и если бы не принадлежность к еврозоне, прошла бы через него. Начиная с кризисного 2008 года, правительство страны начало наращивать госдолг, который вырос со 113% до 145% от ВВП в 2010 году, а с 2011 по 2012 годы достиг 173%  от ВВП. Рост долговых обязательств был связан с большим дефицитом бюджета, и чтобы его покрыть правительство Греции занимало новые кредиты. В определенный момент Греция потеряла доступ к дешевым кредитным ресурсам, но вынуждена была и дальше занимать, что, в итоге, вело к дальнейшему дефициту бюджета. Круг замкнулся, и чтобы избежать дефолта, Греция вынуждена была обратиться к ЕС за финансовой помощью. В обмен на меры по сокращению бюджетного дефицита – сокращение зарплат бюджетникам, социальных выплат и т.д. – Евросоюз предоставил Греции помощь в размере 34 миллиардов евро. В итоге, экономика Греции до сих пор не вышла из рецессии, а 21,4% населения страны оказалось за чертой бедности. Избежать дефолта Греция смогла только благодаря финансовой поддержке Евросоюза и МВФ, которые никак не могли допустить краха государственных финансов одной из страны ЕС.

А с развивающимися странами обычно никто не церемонится. Ситуация в Аргентине и государственный дефолт начала 2000х годов стали наглядным примером, к чему приводит политика внешних заимствований, особенно, если займы берутся на погашение предыдущих государственных заимствований.

Читайте также — Марунич: газ для населения подорожает в 5,5 раза максимум

В 1990-х годах Аргентина стала погашать свои прежние долги за счет новых займов под более высокие проценты. Одновременно кредиты брались для покрытия бюджетного дефицита. За несколько лет государственный долг вырос до 132 миллиардов долларов, что в дальнейшем привело к значительным затратам по его обслуживанию.
Незадолго до дефолта, МВФ отказался предоставлять Аргентине новые кредиты, и отказался от реструктуризации старых долгов. Это привело к общественным беспорядкам. Не в последнюю очередь губительная экономическая политика руководства страны была основана на положительной оценке руководства со стороны США и МВФ. МВФ долгое время настаивал на проведении жёсткой бюджетной политики и выдавал Аргентине крупные кредиты для покрытия дефицита, но в конце 2001 года изменил свою позицию и прекратил кредитование. Оставшись без кредитов МВФ, Аргентина была вынуждена объявить государственный дефолт. И если до этого заявления доля госдолга составляла 56,9% от ВВП, то уже в 2002 году он повысился до 152% от ВВП.

Предчувствие дефолта

В настоящее время совокупный объем государственного долга равен почти половине номинального ВВП Украины (всего – 1,7 трлн гривен), который заложен в бюджете страны на 2015 год. Однако, косвенно Киев уже подтвердил, что не сможет самостоятельно обслуживать государственный долг, если не получит очередной кредит от МВФ. В конце декабря 2014 года президент Петр Порошенко попросил у МВФ рассмотреть возможность увеличения финансовой помощи. В настоящее время украинские власти надеются получить почти 5 миллиардов долларов от Фонда, если будут объединены два транша, на которые Киев рассчитывал еще в конце 2014 года.

Без дополнительных внешних вливаний Украине грозит дефолт уже в этом году, уверены ведущие экономические эксперты. Так, согласно прогнозам S&P, для предотвращения экономического краха стране необходимы минимум 11 млрд долларов. Известный американский финансист Джордж Сорос пошел дальше и предложил дать Украине сразу дополнительных 50 миллиардов американских долларов.

В наступившем году Украине по внешним долгам необходимо выплатить 6,3 млрд долларов и еще 1,3 млрд долларов направить на обслуживание. Суммарные выплаты (с учетом внутренних обязательств и обслуживания долгов) составляют 16,5 миллиардов долларов.

Выплаты по внешним долгам в 2015 году таковы:

ЕБРР – 150 миллионов долларов

Европейский инвестиционный банк – 80 миллионов

Международный банк реконструкции и развития – 267 миллионов

МВФ – 1 млрд долларов

Погашение ОВГЗ 2013 г.в. (Россия) – 3,3 миллиарда долларов

Погашение ОВГЗ 2005 г.в. – около 840 миллионов долларов

Погашение ОВГЗ 2010 г.в. —  около 500 миллионов долларов

РФ – 100 млн долларов

Помимо этого, в сентябре 2015 года наступает срок погашения и других евробондов на сумму еще в 2,5 млрд долларов. На покрытие всех этих долгов нужны деньги, а их нет.

По объемам выплат 2015 года на каждого гражданина Украины (как трудоспособного, так и нет) приходится порядка 360 долларов США по обязательствам государства.

Чем платить? Или из доходов бюджета, которые получены за счет прироста экономики, либо из золотовалютных резервов, которые и создаются на случай непредвиденных, но нужных трат.

На 1 января 2015 года ЗВР уменьшились до 7,5 миллиардов долларов, при этом часть из них состоит  из ценных бумаг, о ликвидности которых существуют разные мнения, в том числе и критичные. Таким образом, ни на поступления в бюджет, которые позволят осуществить выплаты, ни на собственные ЗВР Киев рассчитывать не может. Кто поможет выйти из ситуации? Или вместо помощи придется запускать "аргентинский" сценарий?

Самое читаемое
    Темы дня