наверх
19.04.202400:13
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Ислам против Европы: битва мировоззрений

Франция: террор нарастает (227)

72330
Теракт в редакции журнала Charlie Hebdo продолжает вызывать шок и возмущение.

Джон Кассиди

Спустя сутки теракт в редакции журнала Charlie Hebdo продолжает вызывать шок и возмущение. С одной стороны, он заставил многих решительно солидаризироваться с жертвами.
Фраза "Je Suis Charlie" ("Я — Чарли"), которую кто-то написал на статуе в ходе спонтанной демонстрации на Площади республики, превратилась в понятный каждому призыв защищать свободу слова — даже (или тем более) тогда, когда она означает право высмеивать чьи-то святыни.

С более прозаической и мрачной стороны, случившееся возродило некоторые старые споры и предрассудки, которые не могут привести ни к чему хорошему. После теракта в твиттере некоторое время был популярен хештэг #УбитьВсехМусульман (#KillAllMuslims) (впрочем, следует отметить, что некоторые из тех, кто его размещал, делали это, чтобы его оспорить).

Одновременно ряд серьезных комментаторов и аналитиков подняли старую сомнительную тему связей — реальных или воображаемых — между исламом и актами насилия, которые совершают от его имени фанатики вроде братьев Шерифа и Саида Куаши, подозревающихся французскими властями в организации теракта.

Кое-кто вспоминает знаменитые слова Сэмюэла Хантингтона о том, что "границы исламского мира залиты кровью". Английский этолог и атеист Ричард Докинз (Richard Dawkins), автор книги "Бог как иллюзия», ставшей бестселлером в 2006 году, заметил в твиттере: "Они кричали: "Мы отомстили за пророка Мухаммада"… Полезные идиоты, конечно, будут говорить, что религия здесь ни при чем".

Позднее он добавил: "Не все религии одинаково склонны к насилию. Некоторые никогда его не любили, некоторые отказались от него века назад. Но одна религия этого явно не сделала". В четверг писательница и активист сомалийского происхождения Айаан Хирси Али (Ayaan Hirsi Ali) заявила в своей статье в Wall Street Journal: "Возможно, после этой чудовищной бойни… Запад, наконец, прекратит бесплодные попытки отрицать связь между насилием и радикальным исламом".

В каком-то смысле, Докинз и Али просто констатируют очевидные факты. Разумеется, джихадисты, в том числе участники парижского теракта, руководствуются радикальной версией ислама — это подразумевает сам термин "джихадист".

Также, не вызывает сомнения, что, как подчеркнула в своей колонке Али, самозваные борцы за веру, оправдывая свои кровавые "подвиги", могут опереться на мнения ряда серьезных — хотя и неоднозначных — исламских богословов.

В истории таких фундаменталистских движений, как салафизм и ваххабизм, было немало специфических фигур, на идеи которых часто ссылаются радикальные проповедники в мечетях и в интернете.

Если, как многие сделали вчера, задаться вопросом о том, почему среди террористов так много мусульман, придется признать: дело, в частности, в том, что многие мусульмане следуют той версии исламского вероучения, которая оправдывает — а то и прославляет — насилие.

Бесспорно, нам следует прислушаться к совету Али и признать этот факт. Однако, как подчеркнул в четверг в своей статье в New York Times Николас Кристоф (Nicholas Kristof), делать следующий шаг и утверждать, что в исламе есть нечто, неминуемо подталкивающее верующих к насилию, терроризму и притеснению женщин, было бы неправильно и опасно.

Через несколько часов после теракта Совет мусульман Франции заявил: "Эта ужасная и варварская акция — удар по демократии и свободе слова". Совет мусульман Британии отметил: "Кем бы ни были нападавшие и чем бы они ни руководствовались, ничто не может оправдать убийство".

Лига арабских государств осудила бойню, а каирский университет Аль-Азхар, самая престижная в мире суннитская духовная академия, назвал убийство журналистов "преступным актом», добавив, что «ислам осуждает любое насилие".

Профессор-исламовед из Оксфорда Тарик Рамадан (Tariq Ramadan), отрицающий фундаменталистские интерпретации Корана и, как писал о нем Foreign Affairs, стремящийся, чтобы "мусульмане на Западе воспринимали себя не как озлобленное меньшинство на враждебной территории, но как полноценные члены западного общества, со всеми правами и обязанностями", выразился столь же жестко.

В среду Рамадан написал в фейсбуке: "Charlie Hebdo. НЕТ! НЕТ! НЕТ! Что бы ни говорили напавшие на редакцию Charlie Hebdo убийцы, они не отомстили за Пророка — они предали и опорочили нашу религию, наши ценности и сами принципы ислама. Целиком и полностью их осуждаю и глубоко возмущен случившимся кошмаром. Я чувствую здоровую и тысячу раз справедливую ярость!".

В такие моменты всегда возникает тенденция к манихейскому взгляду на мир, предполагающему, что мы вовлечены в хантингтоновское "столкновение цивилизации", в котором против нас выступают мусульмане — как единое целое. Однако такая черно-белая картина сильно искажает реальность.

Хотя ислам, действительно, как справедливо отмечают его критики, в основном проскочил мимо Реформации и Просвещения, это не делает его чем-то монолитным. Многие простые мусульмане вместо того, чтобы встать на сторону джихадистов, поднимают против них оружие и часто платят за это собственными жизнями. Большинство иракских, курдских и иранских солдат, борющихся с ИГИЛ в Ираке, — мусульмане. Правительственные силы, которые сражаются с джихадистами в Пакистане и в Афганистане, также состоят почти исключительно из мусульман.

Более того, большинство жертв джихадистских зверств — это тоже мусульмане. В Ираке за прошлый месяц джихадисты убили более 1200 человек, и почти 700 из них были мирными жителями.
Можно с уверенностью предположить, что почти все погибшие исповедовали ислам. Жертвы чудовищного декабрьского теракта талибов в пешаварской школе, унесшего жизни 141 человека, также были мусульманами.
То же самое относится и к последнему крупному теракту, который у нас многие не заметили, но в результате которого погибли 30 человек — осуществленному во вторник террористом-смертником взрыву в Сане, столице Йемена.

Не стоит забывать и о том, что, как мы теперь знаем, мусульманином был один из убитых у здания редакции Charlie Hebdo французских полицейских — его звали Ахмед Мерабе (Ahmed Merabet), — а в числе убитых внутри здания был литературный редактор Мустафа Уррад (Mustapha Ourrad), алжирец по происхождению.

Во многих отношениях, подъем "джихада" — это не только конфронтация между Западом и Востоком, но и гражданская война между мусульманами. Разлом пролегает как между религиями и между сообществами, так и прямо через них.

На фоне парижского кошмара помнить о таких вещах трудно, но необходимо. Джон Керри, выступая в Госдепартаменте непосредственно после теракта, выбрал правильный тон. "Сегодняшние убийства — это часть широкого противостояния, нет, не между цивилизациями, а между цивилизацией и противниками всего цивилизованного мира, — заявил госсекретарь. — Убийцы осмелились провозгласить, что Charlie Hebdo мертв. Но не сомневайтесь, они ошиблись".

Перевод: ИноСМИ

Оригинал: New Yorker

Самое читаемое
    Темы дня