наверх
19.04.202402:25
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бюджет-2015: доходы, гиперинфляция и экономический апокалипсис

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )5955161
Правительство ожидает в 2015 году поступления в бюджет в размере 427,5 миллиардов гривен. За счет каких источников будут выполнены эти поступления, если Киев не думает прекращать военные действия на Востоке и не решают проблему веерных отключений, наносящих колоссальный вред всем секторам реальной экономики?

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Доходная часть госбюджета на следующий год способна поразить неподготовленных любопытствующих небывалым размахом. Министр финансов Украины Наталия Яресько заявила о потере 20% экономики и свыше 50% промышленного потенциала Донбасса. Ежедневно на войну тратиться 100 миллионов гривен. Тем не менее, правительство ожидает в период военных действий и энергетического коллапса поступления в сумме 427,5 миллиардов гривен.

Доходы без налогов

Традиционно, бюджет наполняется за счет налогов, которые, в свою очередь, поступают от экономической деятельности в различных секторах национальной экономики. Для Украины основным "двигателем" развития был экспорт товаров и услуг, за счет которого в страну поступала валюта, обеспечивалась занятость населения и рост экономики. Немаловажной статьей доходов было и развитие внутреннего рынка товаров и услуг, который, в свою очередь в значительной мере наполнялся за счет импорта. Теперь будет все по-другому.

Кабмин ожидает сокращение как экспорта, так и импорта, а значит доходов бюджета в виде налогов станет меньше, а расходов, возможно больше. Если сокращается производство, значит, сокращаются и рабочие места. Часть занятого населения становится безработным и претендует на пособие от государства. Однако государству может и нечем будет поддержать безработных, которые в изобилии появятся от нынешней госполитики: средства на пособия поступают из социальных взносов работающих, а их станет, вероятно, гораздо меньше, чем даже в нынешнему году.

Почему? Из отраслей экономики только агропром закончил год с прибылью, а остальные демонстрируют падение от 20-30%. Значит, сокращается не только производство и количество работников, но и зарплаты еще работающих. Не последняя вина в этом лежит на провальной энергетической политике Кабмина. Веерные отключения электроэнергии не только несут неудобства населению, но и губят производство. Большая часть промышленных предприятий ставится перед выбором: или работать по ночам или отправляться в неоплачиваемый отпуск. Примечательно, что мало кто выбрал ночную смену, но и здесь есть объяснение — отапливать производственные помещения нужно импортным газом, который после всех скачков доллара становится золотым. Кто купит обычный товар по цене элитного? Вопрос риторический.

Кроме фактического сокращения производственной активности есть еще и факт прекращения ритмичной работы промышленности на востоке Украины. Только Донецкая область давала 10% ВВП национальной экономике и была лидером по сумме налоговых поступлений в госбюджет. А теперь? Чтобы еще повоевать руководство страны решило объявить мобилизацию в течение полугода. Это, безусловно, наполнит бюджет доходами, и займет трудоспособную часть населения мужского пола в возрасте от 20 до 60 лет. Если состоятся планы по призыву около 100 тысяч человек, бюджет недополучит налога на доходы физлиц, но, видимо, никого в исполнительной власти эти потери, как бюджетные, так и человеческие, просто не волнуют.

Зато правительство подало оригинальные до экстравагантности законопроекты, которые в теории (но не экономической) должны увеличить рост доходов бюджета. Например, крупному капиталу предлагается амнистия в форме легальной взятки государству: внес гражданин с доходами свыше 200 тысяч гривен на банковский депозит, и в течение года может спать спокойно. Если же его все-таки изгрызут мысли о неотвратимости девальвации, то депозит он, конечно, забрать может, но налог заплатит в размере 30% от суммы вклада. Это очень мудрое решение и в чем-то даже справедливое. Статистика размещения таких депозитов будет очень интересна к изучению: сколько граждан поверили власти, которая уже продемонстрировала умение держать слово и выполнять обещания. Например, Порошенко в случае избрания президентом обещал немедленно прекратить войну на востоке Украины, а премьер Яценюк клялся, что не допустит дефолт Украины. В итоге налогоплательщики должны оплатить "большие маневры" в размере 90 миллиардов гривен и пережить позор государственного дефолта, если МВФ опять не даст в долг 10 миллиардов долларов, которые потом будут отдавать те же налогоплательщики.

Граждане Украины остаются последней надеждой правительства "профессионалов" на наполнение бюджета. С них хотят получить напрямую 42,3 миллиарда гривен в виде налога на доходы физлиц. Ставка налога повышается на пять процентов — с 15 до 20 на доходы свыше 10 минимальных зарплат. Дополнительно 20% в бюджет обязаны перечислять налоги от пассивных доходов, в частности — от размещения депозитов в банках.

Еще 30% налога предлагается ввести на выигрыш Минфин, видимо, живет в параллельной вселенной, там, где банки не рушатся пачками, где граждане несут деньги в банк, а не забирают их оттуда. Любопытно, какой процент вкладов останется в банковской системе на февраль следующего года? 50% или меньше по сравнению с февралем 2014? Из параллельной вселенной Минфин, вероятно, черпает и планы по налогобложению операций с наличной валютой.

Сбор на куплю — продажу остается на уровне 2%, а ожидаемые поступления в сумме 2,2 миллиарда гривен сформируются за счет пустых касс и обменников. В ноябре население купило 197 миллионов долларов США, тогда как еще в октябре эта сумма равнялась 597 млн долларов. Но выборы закончились, и теперь валюту днем с огнем не сыщешь. Следующие выборы когда?

В нынешнем году банковская отрасль уже показала убыток в 22 миллиарда гривен, и, судя по всему, следующий год будет мало чем отличаться. Правда, Минфин готов протянуть "руку помощи" и выпустить гособлигации на 36,5 миллиардов гривен, чтобы обменять их на акции допэмиссий банков. Это скрытая докапитализация или полная национализация? И зачем государству столько банков? Кроме всего, это предвестник очередного этапа девальвации гривны.

Минфин хочет печатать облигации не только для докапитализации банков. Ценные бумаги еще на 20 миллиардов гривен Кабмин хочет выпустить в обмен на вексели Фонда гарантирования вкладов физлиц, 31,5 миллиардов — на пополнение уставного фонда НАК "Нафтогаз Украины". В сумме получается порядка 90 миллиардов гривен. Эта сумма сопоставима с выпуском облигаций для "Нафтогаза" в августе месяце. "Свежую гривну" рынок так и не смог переварить, доллар скакнул с 13 до 15-16 гривен. Теперь Кабмин собирается наступить на те же грабли, или, вернее, он прыгает на них постоянно.

Чтобы довершить апокалиптичную картину можно отметить, что Кабмин хочет право выпускать облигации на поддержку госпредприятий ТЭК, и даже не оговаривает сумму эмиссии. Тут облигации просто будут передаваться в госсобственность (т.е. НБУ будет их выкупать у Минфина за «свежую гривну») на тот объем, который понадобится Яценюку. В общем, все, кто еще не знаком с гиперинфляцией, имеют высокие шансы на себе ощутить все прелести данного явления уже в 2015 году. Вероятно, правительство сделает все от него зависящее, чтобы такое знакомство состоялось побыстрее. Кабмин ждет, что НБУ перечислит в госбюджет 65,4 миллиарда гривен при плановых 38. Откуда возьмется разница? Только из печатного станка.

В дополнение к крупным, есть и мелкие "шалости" по наполнению доходной части. Почему-то Кабмин ждет бурного развития игрового бизнеса в период сокращения реальных доходов населения и банальных боевых действий в одном из регионов Украины. Кто туда пойдет играть, чтобы заплатить 30% в бюджет с выигрыша — совершенно праздный вопрос, но чтобы провести эксперимент на практике, правительство требует отменить действующий уже пять лет запрет на игральный бизнес.

Смутные и просто мутные сомнения

После изучения правительственного плана поступлений уже пошли первые "отказы" от структур, которым нарезали план без согласования с исполнителями.
Национальный банк Украины напомнил Минфину, что не может перечислить записанные на него 65 миллиардов гривен. Как сообщила пресс-служба НБУ, регулятор планирует направить в госбюджет-2015  около 38 млрд грн. "Согласно статье 5 закона Украины "О Национальном банке Украины" Национальный банк направляет в государственный бюджет Украины следующего за отчетным года часть прогнозируемой прибыли к распределению. Согласно последней информации, прогнозируемый объем перечислений Национального банка в государственный бюджет Украины на 2015 год составляет около 38 млрд грн и будет окончательно подтвержден выводами аудита в апреле 2015 года", — говорится в сообщении.

Также "специально для Минфина" Нацбанк напомнил, что информировал об этом финансовое ведомство в официальном письме N20-010/61390 от 23 октября 2014 года. Логика Нацбанка понятна: отчисления в госбюджет нынешнего года составили 22,8 миллиардов гривен.

Экономист Борис Кушнирук считает, что ничего хорошего стране не принесет обязательство НБУ перечислить 65,4 миллиарда, так как это в три раза превышает платежи 2014 года. "Это абсурд", — говорит эксперт. По его мнению, возвращение сбора на продажу валюты также не принесет положительный эффект, потому что вынудит рынок уйти в тень. "Чтобы получить 2,2 миллиарда гривен налогов, население должно купить 6,5 миллиардов долларов", — добавил эксперт.

"Показатели доходной части являются довольно сомнительными. Чтобы оценить реалистичность, нужно еще время на ее изучение", — пояснил эксперт.
В то же время, он обратил внимание, что реальный дефицит бюджета превышает в три раза заявленный, за счет бесконтрольного выпуска гособлигаций.

"Капитальные расходы правительство хочет тратить не то что без росписи, а даже без согласования с бюджетным комитетом Верховной Рады. Мы уже проходили эту историю, и она имеет для бюджета крайне печальные последствия. Мы не готовы отказаться и честно сказать людям, что у нас средств нет на финансирование всех программ", — говорит экономист.

По мнению Кушнирука, основная налоговая нагрузка ложится на средний класс и малообеспеченные слои населения. "Насколько при этом должен "подвинуться" крупный капитал — ответов нет", — сказал экономист. Единственным положительным моментом в проекте госбюджета Кушнирук назвал отказ от дотирования угольной отрасли.

"Принято решение, что дотирование угольной отрасли в следующем году не будет… Я был категорическим противником дотирования, потому что в наших условиях — это финансирование терроризма за бюджетные деньги",- подчеркнул экономист.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что заявленные показатели выполняться правительством не будут.

"Проект бюджета можно даже не читать. Никто его выполнять не собирается. Власть очень хочет получить кредит МВФ, а для этого до конца года нужно принять бюджет по параметрам МВФ",- пояснил экономист.

"Задача следующая — принять бюджет в любом виде, получить кредит, а потом можно его переписывать", — добавил эксперт. По его мнению, в проекте госбюджета есть масса ляпов, которые не имеют отношения к расчетам. "Никто не пытается посчитать. Цель — обмануть МВФ".

Дефицит бюджета в 3,7% не отражает сокращение промышленного производства, экономической активности и последствий от боевых действий на востоке Украины.

"Но МВФ сказал, что дефицит должен быть не больше 4%, потому получилась цифра 3,7%. Если бы сказал — не больше 3% (дефицит госбюджета-2015), было бы 2,9%", — добавил Охрименко. Он считает, что курс 17 гривен за доллар был выбран, чтобы "подогнать бюджет под нужные параметры, а по 22 (грн за доллар) было просто неудобно считать".

Самое читаемое
    Темы дня