наверх
27.04.202400:14
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Забастовка транспортников Киева. Вопрос на 85 миллионов грн

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )96340
Киев, если верить официальному туристическому слогану, - это город, где все начинается. Именно в столице начались забастовки рабочих, которые вскоре прокатятся по всей стране. Первой ласточкой стали киевские трамвайщики.
Забастовка транспортников в Киеве

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

В Киеве на один день остановились все трамваи. 18 декабря вагоновожатые Подольского трамвайного депо, Дарницкого трамвайного депо, Дарницкого автопарка и скоростного трамвая, доведенные до отчаяния трехмесячной невыплатой зарплаты, решились на отчаянный шаг и не вышли на маршруты. Тем не менее, все сотрудники явились на работу, и объявили, что готовы приступить к выполнению своих обязанностей, как только их требования будут выполнены.

Долги по зарплате десятитысячному коллективу "Киевпасстранса" достигли 85 миллионов гривен. Последний раз транспортники получали деньги за сентябрь, при этом только половину причитающейся им суммы. Неоднократные попытки договориться с властью и решить проблему мирным путем потерпели фиаско.

Законы не действуют

Забастовку организовал независимый профсоюз "Трудовая солидарность". Как признался председатель первичной профсоюзной организации электротранспортных депо и обособленных подразделений КП "Киевпасстранс" Сергей Болдынюк, стачка трамвайщиков стала для него полной неожиданностью.

"По закону мы не можем инициировать забастовку, мы — транспортники, и не имеем на это права. Но, с другой стороны, почему нам имеют право не платить заработную плату? Забастовка – это крайняя мера, и, если подходить правильно, этим нужно заниматься организованно – это очень ответственная вещь. Мы, как профсоюзные лидеры, все надеялись, что все должно наладится, и как только начнутся разговоры о забастовке, мы сразу все решим и до этого не дойдет. Но вот эта задержка заработной платы еще с сентября довела людей до точки кипения", — рассказал Болдынюк РИА Новости Украина.

Поход под здание правительства накануне забастовки был организован официальным профсоюзом, однако в правительстве транспортников не услышали, и только отказ вагоновожатых киевских депо выйти на маршруты сдвинул дело с мертвой точки.

"Еще восьмого декабря я передал наше открытое обращение, что у нас большущая проблема, премьер-министру. И мы просили до 15 декабря эту проблему решить, хотя бы начать погашать долги по зарплате. Но и 15 числа дело не сдвинулась с мертвой точке. Тогда мы были вынуждены 17 декабря прийти под Кабмин. Мы прекрасно понимаем, что наш коллектив – огромная ноша для бюджета города, и без участия правительства решить проблему невозможно. Тем более, что огромное количество категорий льготников, а расплаты – никакой. Компенсация все время сокращалась. Для нас не важно, кто именно даст денег – правительство или город, самое главное, чтобы деньги начали поступать на карточки наших работников", — сказал Болдынюк.

Долги Кличко

Транспортного коллапса в столице не случилось — остальные работники предприятия коллег не поддержали и выступили, по сути, в роли штрейхбрехеров: на опустевшие трамвайные маршруты выехали троллейбусы и автобусы "Киевпасстранса".

Гендиректор "Киевпасстранса" Сергей Мейзель лично объезжал все бастующие депо, пытаясь уговорить трамвайщиков прекратить стачку. Уговоры и обещания, не подкрепленные перечислениями на зарплатные карточки, ни к чему не привели: люди отказывались работать бесплатно. Глава КГГА Виталий Кличко и его первый зам Игорь Никонов спешно отправились в Кабмин решать вопрос о финансировании.

Проблема с задолженностью по зарплате возникает у "Киевпасстранса" уже не один год, но трехмесячной задержки еще не случалось. Сергей Майзель уверен, что решить ее можно, во-первых, уменьшив список льготников. Во-вторых, стоимость проезда в киевском транспорте необходимо поднять минимум до трех гривен.

"Им должны покупать проездные билеты учреждения, в которых они работают. Потому что система компенсаций просто не работает. К примеру, в этом году нам государство должно было выплатить 554 миллионов гривен, а получили мы только 130 миллионов", — пожаловался Мейзель, уточнив, что на сегодня две трети пассажиров киевского городского транспорта — льготники.

В результате переговоров мэра и премьера нашлось 27 миллионов гривен на погашение долгов по зарплате работникам «Киевпасстранса» за сентябрь, также  власть пообещала до 26 декабря полностью погасить задолженность за октябрь-ноябрь.

Репрессии

На следующий день забастовка была временно остановлена, все трамваи вышли на маршруты. Как написал на своей странице в соцсети председатель профсоюза "Трудовая солидарность" Виталий Махинько, на активистов начало давить одновременно руководство «Киевпастранса» и СБУ.

"Наша задача — не допустить преследования и увольнения рабочих за их активную гражданскую позицию. Ведь именно благодаря их стойкости зарплату работникам начали постепенно выплачивать, сегодня ожидается очередное поступление на карточки", — написал Махинько.
Он предупредил руководителей «Киевпастранс» и представителей власти: репрессивные действия против рабочих вызовут новую волну протестов: "Транспортники станут единым фронтом на защиту своих прав, и тогда забастовка примет значительно большие масштабы".

Страшные времена

По мнению социолога, учредителя компании Research and Branding Group Евгения Копатько подобные забастовки в скором времени захлестнут всю Украину – страна стремительно деградирует, экономика уходит в тень и сокращается. С ростом безработицы и снижением социальных стандартов риск социальной напряженности в обществе становится самым серьезным риском для Украины.

"Конечно, и ожидать ничего другого нельзя. Я полагаю, что рост социальной напряженности – самый серьезный риск, хотя страна сейчас и так слишком разогрета. Дело в том, что в Украине нет никаких позитивных изменений, кроме одного — власть легитимизована. Хотя изменения произошли: поменялся политический строй — президентской республики мы стали парламентской. При этом в стране полностью отсутствует оппозиция, подавляется любое инакомыслие. У нас есть доминанта неких политических сил — меньшинство сумело организоваться, решить свои задачи, и теперь представляет, как бы, всю страну и репрезентирует всё население, в то время как за бортом оказалось более половины населения страны, которые не участвовали в выборах. Плюс к этому, не забывайте, про элементы внешнего управления. Снижение социальных стандартов – это требование наших зарубежных инвесторов, а им людей не жалко – они механически подходят к решению задачи. (Не ищите в их действиях моральности, и осуждать их за это не стоит: раз не можешь решать самостоятельно, за тебя это сделают другие). Это значит, что для многих людей наступят не только тяжелые времена, — страшные времена, хотя бы потому, что многие не смогут себя обеспечить", — сказал Копатько.

Читайте также: Итоги недели: мать-война, откровения Порошенко и НЭП Яценюка

Самое читаемое
    Темы дня