наверх
24.04.202408:05
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кличко Vs. Бюджет Киева 2015 - нереальные спарринг партнеры

Кризис в экономике Украины (358)

(обновлено: )69920
Власть Киева приступила к подготовке бюджета на 2015 год на месяц раньше. Процедура проходит открыто, с привлечением прессы и общественных активистов.

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Новая власть Киева затеяла верстать бюджет столицы на 2015 год не в декабре, как обычно, а в начале ноября. Впервые это делается с привлечением прессы и общественных активистов на открытом заседании постоянной бюджетной комиссии Киевсовета — городскую общину пригласили поучаствовать в бюджетном процессе. Как правило, основные параметры годовой сметы становились известны киевлянам уже после ее утверждения. 

Открытый бюджетный процесс – похвальное начинание нового мэра. Однако чем может помочь общественность в планировании доходов и расходов городской казны в условиях пикирующей экономики и обнищания населения, когда привлечь деньги в казну становится все труднее, а необходимость в социальной поддержке наиболее уязвимых горожан растет, сказать сложно.

При этом власти столицы поставили перед собой амбициозную задачу — сверстать на будущий год бездефицитную смету и тратить ровно столько, сколько заработали. Задача представляется практически невыполнимой, учитывая то, что дефицит бюджета Киева в 2014 году достиг 3 миллиардов гривен, и власти путем титанических усилий удалось сократить его до 1,6 миллиардов.

При этом, чтобы залатать дыры в городской казне, пришлось действовать по методу Тришки из известной басни Крылова – обрезать фалды и дотачивать рукава. 

Самый богатый город страны с протянутой рукой  

Несмотря на то, что Киев считается самым богатым городом Украины, полностью выполнить бюджет ему не удается уже не первый год. Бывший мэр Леонид Черновецкий считал своей заслугой, что при нем бюджет столицы увеличился в пять раз. Секретарь горсовета Олесь Довгий тогда хвастался, что бюджет Киева на 2007 год являлся наиболее социально направленным за все последние годы.

Однако, как потом показали результаты аудита, проведенного ГлавКРУ, Киевский городской совет и Киевская городская государственная администрация в 2007-2008 годах, имея достаточную материальную базу, не обеспечили выполнение бюджета в полном объеме и в соответствии с финансированием приоритетных расходов.

Речь идет о предоставлении территориальной общине Киева качественных и в полном объеме государственных социальных гарантий и социальных услуг.

Так, в 2007 году при выполнении доходной части бюджета Киева на 98% (при плане 16,5 миллиарда гривен, фактически получено 16,3 миллиарда гривен) было обеспечено проведение запланированных расходов только на 88% (план – 15,9 миллиарда гривен, фактически – 14,2 миллиарда гривен). В кризисном же 2008 году показатели стали и того хуже: было получено 83% запланированных доходов (план — 24,6 миллиарда гривен, фактически — 20,5 миллиарда гривен), а расходы профинансированы на 76% от запланированных объемов (план — 20,9 миллиарда гривен, фактически — 15,9 миллиарда гривен).

Положение усугубилось, когда в 2010 году из-за изменений в Бюджетном кодексе страны у Киева стали отбирать в государственную казну половину налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), и богатенькая  столица стала фактически донором государственного бюджета.

Случай беспрецедентный — ни один город Украины не обирается государством столь нещадно. И естественно, что столице не хватает средств на собственные нужды, и приходится идти в правительство с протянутой рукой. Любые попытки отменить эту дискриминационную меру и оставлять все 100%  НДФЛ в бюджете  Киева не увенчались успехом. 

Резать и еще раз резать 

Скандалом сопровождалось принятие бюджета столицы на 2013 год. В конце декабря 2012 года киевская власть попыталась устроить "бучу", надеясь на увеличение размеров господдержки. Александр Попов, в то время  глава КГГА  заявил, что городу не удастся сохранить надбавки к зарплатам для учителей и врачей, капитальное строительство в Киеве полностью остановится.

На последней сессии 2012 года депутаты Киевсовета отложили утверждение бюджета, просто приняв его к рассмотрению. Истерику столичных властей в Кабмине не оценили, но в качестве пряника пообещали в течение года нарастить государственную субвенцию Киеву до 4,5 миллиарда гривен. Весь январь в мэрии искали, чем залатать дыры в бюджете города.

В итоге фактически скопировали выполненный всего на 80% бюджет 2012 года, слегка увеличив в новом документе большинство показателей. Объем городского бюджета в 2013 года составил около 18,5 миллиарда гривен.

Чтобы сохранить объемы социальных расходов, Киев вынужден был урезать финансирование проектов в городском хозяйстве. Наибольшему сокращению подверглись затраты на целевые фонды, урезанные почти на 250 миллионов гривен, и поддержку предпринимательской деятельности, которую сократили на полмиллиарда.

Снижению подверглись расходы на строительство и транспорт. Не нашлось денег и на новые станции метрополитена. В результате, бюджет Киева в 2013 году был недовыполнен на 3,2 миллиарда гривен — по налогу на доходы физических лиц, и по продаже земли. По поступлениям от приватизации были выполнены уже сокращенные показатели. 

Горсовет предыдущего созыва принял бюджет столицы на 2014 год с доходами 20,1 миллиарда гривен и расходами 19,8 миллиарда гривен. Принимался он в феврале в авральном порядке на выездной сессии Киевсовета в помещении Печерской райадминистрации.

Народные депутаты от оппозиции сначала не высказались по этому поводу и покинули сессионный зал. Затем оппозиция решила позволить депутатам большинства принять бюджет, и свернула свой пикет под райгосадминистрацией.

В нынешнем году, чтобы сократить дефицит, перекраивать бюджет столицы пришлось дважды, урезая расходы. Городской голова Виталий Кличко все это время не прекращал апеллировать к правительству, прося оставлять все доходы от НДФЛ в казне Киева. В то же время правительство намерено внести изменения в Бюджетный кодекс и забирать у Киева уже не половину, а 75% налога на доходы физических лиц, который сегодня формирует львиную долю поступлений муниципалитета.

Скрепя сердце, КГГА согласна отдать в госбюджет 60% НДФЛ, при условии, что в городскую казну поступит 10% налогов от дохода предприятий. Пока городские власти, как и вся страна, ждут окончания коалициады и формирования Кабмина, чтобы ставить этот вопрос уже перед новыми министрами. 

По утверждению директора финансового департамента КГГА Владимира Репика, ключевое условие отсутствия дыры в бюджете столицы на будущий год – сохранение 100% НДФЛ в казне города.

Секретарь Киевсовета Алексей Резников посетовал, что  сегодня от НДФЛ в столичный бюджет поступает 7,9 миллиарда гривен, "а с такой перспективой будем иметь лишь 4 миллиарда гривен".

"Мы будем вносить предложения в Минфин относительно того, чтобы 100% НДФЛ должны оставаться в Киеве. Мы будем обращаться в Минфин, чтобы нам предоставили субвенцию из общего фонда. Если ее не выделят, то киевляне должны требовать, чтобы поступления от уплаты налогов на доходы физлиц оставались в столице", — заявил Виталий Кличко, при этом не уточнив, должны ли горожане пикетировать Дом правительства, или писать петиции.  

Подсчитали – прослезились 

Планируется, что в  2015 году в специальный фонд столичного бюджета поступит 2,4 миллиарда гривен, а в общий фонд — 10,6 миллиарда. Глава бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников сообщил, что  главными статьями дохода в специальный фонд будут средства от продажи земли и коммунального имущества, а также плата за паевое участие с МАФов. Большие надежды возлагаются на поступления от "упрощенцев".

С продажей земли у городских властей вышла заминка – слишком мало желающих вкладываться в покупку. На первом же земельном аукционе из шести выставленных на продажу земельных участков удалось реализовать лишь один.

Поэтому, чтобы собрать деньги в казну,  предложено проводить аукционы по аренде земельных участков, при этом предметом торгов будет не цена, а арендная ставка.

Секретарь Киевсовета Резников также рассказал, что власти планируют провести общественные обсуждения возможных путей пополнения городского бюджета, среди которых — возможность продажи использующегося неэффективно коммунального имущества, продажи помещений административных зданий, принадлежащих Киевсовету, а также возможность упрощения перевода помещений жилого фонда в нежилой.

Пока городская власть рассказала общественности, за счет чего и в каких объемах планирует получать доходы в казну. Главная же интрига – на что именно будет потрачено заработанное, и в каких объемах – остается. 

Читайте также: Сквозняк в закромах Украины — золотовалютный запас исчерпан

Глава финансового департамента КГГА Владимир Репик не ответил на вопрос, какие именно статьи расходов бюджета будут увеличены, а какие уменьшены.

"Мы пока не расставляем приоритетов. У нас нет контрольных показателей, нет понимания, на какой макроэкономической базе они будут формироваться. Задам встречный вопрос: вы можете назвать размер минимальной зарплаты, который будет действовать с 1 января 2015 года? — сказал Репик. — В сопоставимых условиях в 2015 году мы имеем тот же объем ресурсов, которые мы имеем на сегодняшний день. Но, если руководствоваться такой логикой, что при сегодняшнем объеме есть дефицит, то, безусловно, он будет сохраняться в будущем, плюс кредиторская задолженность, которая будет накапливаться. Поэтому мэр и говорит том, что 100% должны оставаться в бюджете Киева".

Объявлено, что обсуждению расходов бюджета будет посвящено следующее заседание бюджетной комиссии Киевсовета. На нем и станет понятно, возможно ли скроить киевский бюджет без дыр.

Самое читаемое
    Темы дня