наверх
28.03.202422:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Тайные кузнецы побед и поражений партий на парламентских выборах

Коалиция и новый Кабмин (304)

(обновлено: )71830
Результаты выборов – это плоды "креатива" штабов партий и консультантов политических сил. Провалы чаще всего случаются из-за отсутствия таких специалистов.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Голосование избирателей на выборах 26 октября еще раз показало, что случайности встречаются все меньше и меньше в политическом театре. Все результаты – это большей частью плоды "креатива" штабов партий и консультантов политических сил. А провалы, особенно громкие, чаще всего говорят об отсутствии таких специалистов.

РИА Новости Украина побеседовали с политтехнологами и предлагает выдержки из бесед со специалистами, знакомыми с "кухней" парламентских выборов. 

Разница дела, слова и другого дела

Блок Петра Порошенко получил хороший результат на выборах, но он оказался далеким от ожиданий. Заслугой политтехнолога кампании пропрезиденсткой партии стала узнаваемость виртуальной политсилы, о существовании которой еще полгода назад никто из украинцев не знал. У партии "Солидарность", предшествующей БПП, не было даже интернет-сайта.

Расчет строился на том, что блок "въедет" в парламент на высоком рейтинге президента. По итогам выборов видно, что расчет оправдался наполовину. Ставка делалась  на триумфальную победу, получение порядка 40% голосов. В итоге, центром власти становится Банковая, президент ставит своего премьера, у него большинство в раде. В общем — вся полнота власти.

Старт кампании — выступление Петра Порошенко на Майдане на День Независимости — был великолепным, заявлено объединение перед лицом внешней угрозы. Это обещало победу БПП с большим отрывом от конкурентов, и расчет тогда был правильным. Однако затем слова начали входить в противоречие с действием. В День Независимости президент под бравурный марш принимал парад, а под Илловайском гибли молодые парни. Затем проявилась невнятность меседжей кампании. Все свелось к повторению тех лозунгов, на которых Порошенко победил в мае — "Жить по-новому", "Объединяемся" и т.д.

Попутными минусовщиками рейтингов БПП стали Валерий Гелетей,  генпрокурор Виталий Ярема и глава Нацбанка Валерия Гонтарева. По мнению политтехнологов, эта "тройка" показала, что говорим про жизнь по-новому, а действуем по-старому, еще и не эффективно. У людей стало все больше возникать реминисценций с 2005 годом, поведением Ющенко после "оранжевой революции". А проявленный компромисс, склонность к политическим торгам сыграли злую шутку. Из-за "спины" БПП мягкой походкой вышел "Народный фронт", который два месяца назад тоже никто не знал.

Яростный Арсений, революционный Турчинов и никакая Тимошенко

В августе были тяжелые переговоры Юлии Тимошенко с Александром Турчиновым и Арсением Яценюком. Сложилась парадоксальная ситуация — впервые рейтинг "Батькивщины" оказался выше рейтинга лидера. И в этой ситуации нужно было либо уступать сцену другим фигурам, либо рвать с ними. Тимошенко предпочла второй вариант, и он оказался для нее провальным. Альянс мог бы дать "Батькивщине" прочное второе место. В "Батькивщине" Турчинов был политическим менеджером, который всегда умел мощно финишировать. Это и показала кампания "Народного фронта": при спонсорстве Мартыненко, Коломойского и других, сумели достаточно быстро решить задачу финансирования. Не скажу, что денег у них было с избытком, но они смогли правильно распределить бюджет. Ставка была сделана на телевидение и на постоянную трансляцию достаточно грамотно составленных меседжей. Там, где Порошенко говорил "еднаймося", Яценюк призывал строить стену, восточный вал для защиты от варваров  - он оказался более внятным и конкретным в этой ситуации. Можно спорить с его неолиберальным большевизмом, который люди не понимают. 

Но Яценюка пожалели, и голосование шло в духе "стокгольмского синдрома": люди, которые больше всего пострадали от действий Яценюка, у которого как у премьера страны, нет ни одного успешного макроэкономического показателя, его же и поддержали. В общем, кампания получилась в стиле садо-мазо. По утверждению наших собеседников, кампанию вел Сергей Гайдай. Его характеризуют как классного рекламиста, который как киношник очень умело работает с разными формами. Слабое место — работа с полем, но здесь это не понадобилось, поскольку кампания была большей частью виртуальной, а все остальное было сделано грамотно.

Более того, по мнению наблюдателей, большое подспорье партии дали популярные блоггеры в ФБ, которые работали на "Народный фронт". Теперь задан новый формат избирательной кампании: нельзя рассчитывать на успех, не имея в активе нескольких популярных ФБ-блоггеров, которые работают со смыслом и толкуют пиплу события.

Самообслуживание

"Самопомич" оказалась единственной партией, по которой нет внятного ответа, кто вел кампанию, но во Львове достаточно креативных политтехнологов, а у Садового – хорошая медиа-группа. Тем не менее, в этой кампании лидер партии сделал заявку на президентский пост. У него хорошее чувство момента, и следующим постом для него может быть премьерский, а затем – президентский. Садовой оказался единственным украинским политиком, который продемонстрировал четкое умение работать на перспективу: меняя союзников, партнеров, двигаясь к стратегической цели. Политтехнологическое ноу-хау — в умелом «присоединении» к позитивному имиджу Львова. Конечно, на Востоке Украины определенное количество людей считают Львов рассадником бендеровцев, но для большинства украинцев у Львова позитивный имидж, и именно это Садовой умело поэксплуатировал. Именно это сделало его политиком всеукраинского масштаба, больше чем просто мэром Львова. 

"Самопомич" появилась в нужное время в нужном месте как ответ на потребность общества в новых лицах в политике. Она "добила" "Гражданскую позицию", двери открылись и "Самопомощь" в них вошла. Садовой и со списком поступил правильно — поставил себя на 50-е место — это снимает все вопросы. Если делать анализ списка, то там на более-менее доступных базах данных можно узнать много интересного, и общее впечатление от него — нерушимый сплав активистов и аферистов.  

А вы полюбите радикала?

"Радикальная партия" Олега Ляшко не получила те 20%, которые ему прочили социологи в середине лета. В плане куража и заведомо невыполнимых месседжей  Ляшко может конкурировать только с Оппозиционным блоком. И это не удивительно. Похоже, что эти две политсилы консультировал один политтехнолог, Игорь Шувалов, сказали наши источники. Он многие годы с Левочкиным, который стал "продюсером" Ляшко и оппозиционеров. Даже стилистика кампании Ляшко очень напомнила известный меседж про "покращення вашего життя вже сьогодни".  

Результаты кампании специалисты связывают с тем, что Ляшко переиграл. Ниша была выбрана правильно, политтехнологически все было исполнено верно. Есть 30 — 40% патерналистски настроенных избирателей, которые сегодня проголосуют за Януковича, завтра за Ляшко, послезавтра за очередного мессию или народного героя, который приведет их в счастливую жизнь. Инфантильный украинский избиратель ждал персонажа, который неполиткорректно будет говорить те вещи, которые у других политиков только на уме, и будет воплощать запрос на прямое действие. 

И формат кампании — сначала действие, потом объяснение, а потом уже политическая реклама — оказался действенным и правильным. Но Ляшко переиграл. Стали появляться вещи, которые начали разрушать его позитивный образ, говорить, что он ненастоящий. А это было стержнем его кампании: все прикидываются, а я "настоящий парень из народа". Когда стали появляться вещи про постановочные сюжеты о борьбе с сепаратистами, тут у Ляшко и возникли проблемы. Результат — 7%

Активная оппозиция

В медийной кампании "Оппозиционного блока" тоже были заметны "чисто шуваловские" вещи. Его роль меньше в отличие от кампании 2010 года. 

Кроме того, партия смогла перехватить повестку дня у коммунистов, которым не дали вести кампанию, и забрали часть голосов. Кроме того, "Оппозиционный блок" информационно "забил" "Сильную Украину". Получилось, что брутальные донецкие и днепропетровские лидеры вроде Бойко или Вилкула оказались избирателю востока и юга ближе, чем "напомаженные существа" из "Сильной". Тигипко получился слишком благополучный. А Бойко при всей его угрюмости – свой в доску. Да, он, бывало, воровал, но он свой. Так сработал принцип: голосуй за "своих" и не голосуй за "чужих".

Кто она без Януковича?

С уходом Турчинова у "Батькивщины" остался дует Александр Абдуллин — Игорь Жданов. Если Жданов больше политолог, то  Абдуллин — медийщик, и партии не хватило турчиновского менеджмента, его упорства, последовательности.

Неплохая идея — показать обновление команды, она лежала на поверхности фокус-группы, это было сделано правильно. Отошла Тимошенко, первое место — Надежда Савченко, выражение по Фрейду: "Юля мае Надию" (Игра слов с понятием "Юля надеется"). 

Но проблема была в другой плоскости. Народ устал от Тимошенко: нет Януковича, нет нужды и в ней. И если бы Юлия Владимировна отошла в сторону, уступила дорогу Порошенко весной, то, возможно, эта кампания была бы гораздо успешнее. В целом,  если бы она как женщина умная, удержала Яценюка и Турчинова, тогда у партии было бы твердое второе место, которое не оставило бы шансам другим участникам избирательной гонки. 

"Ляшко" для интеллектуалов

"Гражданской позиции" Анатолия Гриценко социологи изначально давали 9% голосов. Но проблема заключалась в том, что политик позиционировал себя как профессионал, а вел как махровый популист. Если меседж Ляшко все взять и поделить, олигархов — на фронт, то у Гриценко — всех победить одним ударом, в общем, "Ляшко" для интеллектуалов. А умные сами разобрались: "Самопомощь" им показалась интереснее "Гражданской позиции". Заодно Гриценко "убил" интересный проект демократического альянса.

Очевидно, его  кампания проходила в формате "сам себе режиссер". Не было стратегии и внятных посылов, пустые и достаточно неудачные публичные выступления говорили об отсутствии какой-либо стратегии. А если нет стратегии, как правило, человек действует по наитию, потому еще, что у него нет нормальных консультантов. Возможно, в качестве консультанта выступила супруга "небритого полковника".

Наивные патриоты

ВО "Свобода" всегда хвалилась, что не прибегает к услугам политтехнологов. И зря. Это как раз тот случай, когда нужно было звать политтехнолога. Конкурентам и специалистам "Свобода" явила классический пример того, как не надо было вести кампанию. Проблемы у партии были видны еще зимой, и к выборам обозначились три направления.

Митинг "Свободы" у здания ЦИК

"Свобода" стала партией власти в Галичине еще пять лет назад, но ее кадровая политика оказалась абсолютно провальной. Местным деятелям оказались свойственны все пороки власти времен Януковича. А назначение представителей "Свободы" во власть показали непрофессионализм, кондовость и подозрения в коррупции. Исключением стал губернатор Кировоградской области, вроде бы неплохой по отзывам, а так — один Махницкий чего стоит. Свободовцы оказались неспособными что-либо изменить, придя к власти. Возможно, им не нужно было идти в правительство.

Кроме этого, "Свобода" потеряла "фишку" радикализма. На выборах 2012 г. русскоязычная интеллигенция Харькова, Запорожья, Киева голосовала за "Свободу", чтобы те пришли и набили морду "бандитам". Теперь радикалов на любой вкус — от Ляшко до Правого сектора, и на этом фоне спрос на радикализм "Свободы" резко упал.

Помимо этого, "Свобода" стала тяготить своих политических партнеров, которые начали их "сливать". Безумные монологи Фарион, хулиганство несколько персонажей партии привели к тому, что к "Свободе" стали относится с изрядной долей брезгливости. 

По сути, Майдан как идею снесли "свободовцы", и по количеству жертв в "Небесной сотне" их было большинство. Партия могла справиться с возникшими проблемами, они не были фатальными. Но в связи с привязкой партийной стратегии к заблуждениям своих партийных вождей, они зашли в тупик. Несколько утешительных призов в виде свободовцев победивших мажоритарке, не изменят ситуацию. Свобода и КПУ — две идеологические партии, в которых еще присутствуют пассионарии, в итоге не попали в парламент. Значит, ВР будет местом реализации бизнес-интересов.

Возможно, сейчас Петр Алексеевич занят одним вопросом: кто же это подбил меня пойти на эти выборы? Для Порошенко Рада седьмого созыва была более комфортной, чем нынешняя. Депутаты были готовы пойти на все тяжкие, лишь бы остаться. Они были абсолютно послушны, но захотелось большего. И тут – классика жанра — жадность фраера.

Самое читаемое
    Темы дня