наверх
29.03.202417:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Люстрация это очередной лохотрон для народа - правозащитник

Люстрация мусорным баком (102)

(обновлено: )183951
В Украине начался процесс люстрации (очищения власти) от чиновников, которые работали при правлении президента Виктора Януковича. Как отмечают эксперты, сейчас люстрация больше похожа на сведение счетов, пишет Евгения Евдокимова.

Евгения Евдокимова, РИА Новости Украины

16 октября вступил в силу Закон "Об очищении власти" (о люстрации). Под его действия подпадают граждане занимавшие государственные должности во времена президентства Виктора Януковича. Люстрированным чиновникам запрещается занимать должности в органах государственной власти от 5 до 10 лет.

В министерствах освобождают места для своих

Каждое министерство и ведомство наперегонки составляет списки сотрудников, которые, по их мнению, не должны больше работать в госучреждениях. Стараются на славу. К примеру, в Генпрокуратуре, согласно закону "Об очищении власти" уже уволили 130 сотрудников. По планам, та же участь ждет еще 450 человек. В МВД, в соответствии с требованиями Закона приказом министра уволено из органов 91 работника, из числа тех, которые занимали руководящие должности как в аппарате министерства, так и в территориальных органах. Среди них 8 генералов. Министерство юстиции Украины опубликовало список из 179 бывших чиновников, в отношении которых уже применен закон "Об очищении власти". В КГГА под люстрацию попали три чиновника, в Харьковском горсовете не нашли от кого бы "очиститься".

К тому, каким образом люстрировать чиновников, много вопросов. Как исключить вероятность того, что под него подпадут не заядлые коррупционеры, просидевшие на руководящей должности не одну пятилетку и всецело поддерживающие старую власть, а простые, ни в чем не замешанные сотрудники? Как избежать подкупов "люстраторов" теми, кто хочет остаться на должности? Кто в состоянии проверить, не ошиблись с выбором жертвы "на вылет" из министерства или ведомства? Если закон один для всех, то почему надо очищаться только от чиновников работавших в определенное время, но не трогать судей и депутатов ВР? И как быть, что уже при новом режиме в строй вернулись изгнанные за коррупционные деяния чиновники?

С одной стороны, все очень просто. Открываем Закон "Об очищении власти", читаем и тут же натыкаемся на первый спорный пункт. В части 1-2 статьи 3-й данного Закона сказано: немедленному увольнению с занимаемых должностей подлежат чиновники, которые: в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014 года не меньше одного года или в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014г. занимали высшие и руководящие должности государственной власти и не покинули их по собственному желанию. Те, кто в числе первых подпадает под действие этого закона — это президент, премьер-министр и весь Кабмин, главы силовых структур, Генпрокуратуры и так далее, которые и без люстрации после 22 февраля этого года потеряли работу. 90 % руководящего состава государственного аппарата поменяли на новый. Тогда возникает вопрос: кто же теперь подпадает под люстрацию? Единицы. Многим клеркам и без того уже давно указали на дверь. Главный вопрос сейчас в том, кто будет "командовать парадом" и решать, кто должен остаться, а кто уйти.

- Уже есть информация, что в министерствах и ведомствах люстрацией занимаются люди сами замешанные в коррупции, которые купили себе должность глав люстрационных комиссий. Складывается впечатление, что этих людей уже назначают по принципу, что они должны приносить не столько пользу, сколько прибыль. К примеру, начальником люстрационного комитета земельного отдела Украины стал человек, который распродал всю землю в Крыму. Это говорит о многом. Вот такие руководители будет действовать по схеме: это наш человек, он купил у нас должность, его оставим, а этот не наш, его уволим. Если кто-то из чиновников будет мешать, высказывать, не дай Бог, недовольство, он на должности не задержится — его люстрируют. Ну и еще подберут с десяток клерков для отчетности, которые как раз в этот период времени работали, — считает глава комитета общественной люстрации Михаил Чейпеш.

Основная проблема в том, считает общественный деятель, что информация о людях, которых собираются уволить руководствуясь Законом "Об очищении власти" закрыта. Хотя по закону, в специально созданный орган при Минюсте, который должен проверять и перепроверять подпадает чиновник по действие Закона или нет, должны входить общественные организации и журналисты. Но это не для всех.

- Этот процесс сейчас бесконтролен. Сейчас, под шумок, можно уволить любого. Проверить кого и за что — нереально. Ели кто-то скажет слово против, не так посмотрит — тут же может быть люстрирован, потому что, так захочется начальнику. Это очередной "лохотрон" для народа. Для этого нужно создавать общую базу, со свободным доступом, иначе дела не будет. Вот многие общественные организации составляют "черные списки" чиновников, которые замешаны в коррупционных связях. Но мы не слышали, что бы этой информации хоть кто-то воспользовался, — рассказывает правозащитник Анатолий Будник.

По мнению общественных организаций, руководствуясь этим Законом будут избавляться от рядовых сотрудников милиции, таможни, прокуратуры, а их руководство, которое пришло с новой властью, будет спокойно набивать себе карманы, а на освобожденные должности расставит нужных людей. Многие служащие загнаны в угол. Единственная возможность, избежать люстрации, это идти на АТО. Но и это может не спасти. Если боец вернется живой, ему еще надо доказать, что он был участником боевых действий и получить статус.

- Пока это спасает одних прокуроров. Они на два-три дня едут в зону АТО, возвращаются и им выдают справку, что они там были, — подчеркивает Михаил Чейпеш.

Судьи по-прежнему остаются на своих должностях. Они неприкосновенны, как священные коровы. Увольнение с занимаемой должности и люстрация судей возможна только… при наличии соответствующего, вступившего в законную силу решения суда о признании их действий незаконными и противоправными.

Коррупционерам и сегодня закон не писан

Казалось бы, очиститься власть решила не только от бывших чиновников прислуживающих старой власти, но и от коррупционеров. Ибо нечего жить не на одну зарплату. В статье 4 Закона "Об очищении власти" предусмотрено, что те, на кого не распространяются положения статьи 3-й Закона, подлежат проверке Министерством юстиции на достоверность сведений о наличии имущества и соответствии стоимости имущества, указанного в Декларации о доходах за прошлый год. А так же, приобретенного (приобретенных) за время пребывания на должностях доходом. Минюст может снова проверить декларации о доходах поданные в ГНИ, которые уже вроде бы прошли проверку. Однако это делать еще не спешат, хотя стоило бы.

Вот, к примеру, в своей декларации за прошлый год Генпрокурор Виталий Ярема указал, что, будучи народным депутатом заработал 362 тыс. грн., из которых зарплата — 244 тыс. В собственности у него приемная на улице Драгоманова в Киеве площадью 130 кв. м, участок (всего 0,75 га), дом (267 кв. м), а также большой гараж (134 кв. м), погреб, сарай, летняя кухня, спортзал, баня и беседка — вот и вся недвижимость Яремы. Зато в гараже у его и супруги — небольшой автопарк: "Фольксваген Туарег", две "ГАЗели", "Жигули", "Тойота РАВ4" и "Мерседес". При этом супруга Яремы владеет квартирой по ул. Ветрова, 23-а, площадью 262 кв. м. в клубном доме "Ботаник Парадиз". Жене Яремы принадлежит также, согласно декларации, загородный дом, площадью 287 кв. м. Однако, активисты Автомайдана, разыскавшие домик Яремы, подсчитали, что участок земли у него не 0, 75 га, как написано в декларации, а минимум 1,4 га. Маленькая, но не точность все же есть. А кто рискнет проверить?

К слову, самый обеспеченный в ГПУ — зам Яремы отвечающий за кадры Анатолий Даниленко (экс-советник Луценко и зам главы милиции Киева). В прошлом году Даниленко нигде не работал, но зато у него: два земельных участка (1,4 га и 0,24 га), два дома (279 кв. м и 308 кв. м), три квартиры (53,5 кв. м, 83,4 кв. м, 73 кв. м). А у семьи — аж девять участков, площадью 6,7 га и пять квартир (от 53,5 кв. м до 257 кв. м)! В гараже — "Тойота секвойе", а на счету в банке у Даниленко 2 млн. грн. При этом его доход за 2013 г. составил 105 тыс. грн. К слову, у общественности к нему много вопросов, а вот у компетентных органов нет. Он же люстрации не подлежит, при режиме Януковича не работал, в прошлом году не работал, а значит в коррупционных схемах не замешан.

- На наш взгляд, нужно получать отчет не только о доходах, сколько о расходах. Выяснять, сколько и на что чиновник потратил. Проверять имущество записанное на близких родственников. Вот тогда будет порядок, — считает Михаил Чейпеш.

А пока же, получается, что есть определенная категория людей, которая не подпадает под люстрацию, хотя они этого и заслуживают. И это касается не только тех, кто сейчас пришел к власти, а и депутатов.

- Сегодня уже надо люстрировать президента, премьер-министра и весь Кабмин, администрацию президента и так далее. Сегодня больше всего замешаны в скандалах — Генпрокурор Виталий Ярема, министр МВД Арсен Аваков, на которых уже есть заявления о коррупции. До сих пор в их ведомстве продаются должности. Каким образом остался на той же должности начальник УВД Закарпатской области? Мы считаем, что надо люстрировать бывшего главу облгосадминистрации Киевской области, нардепа Ярослава Москаленко, который подарил Януковичу Межигорье. Требуем люстрации Гройсмана, есть конкретные факты "крышевания" им винницких бандитов, — говорит Анатолий Будник.

Закон, по мнению общественных деятелей, надо дорабатывать и пересмотреть на ближайшем заседании уже новой Рады. Вот только в то, что это произойдет, правозащитники не верят.

В стране дефицит компетентных кадров

Если процесс люстрации будет публичным, к нему не возникало никаких вопросов. Каждое министерство и ведомство должно опубликовать фамилии и занимаемые должности людей, которых оно предлагает люстрировать, но так, чтобы каждый мог высказаться. Состав комиссии, которая будет рассматривать кандидатуры, должен быть не засекреченным, как и график заседания, что бы пресса и общественные организации могли присутствовать на заседании. Иначе, в ближайшее время наши суды будут завалены исковыми заявлениями от люстрированных.  

- В первую волну люстрации должны попасть 5 тысяч чиновников. Представляете, если все они побегут в суды, кто за восстановлением в должности, кто за финансовой компенсацией. В стране тут же возникнет социальный конфликт. Еще вопрос, кто займет освободившееся место?! У нас нет кадрового резерва. Это все опять приведет к новому витку коррупции, должности, как и сейчас, будут продавать, — уверен общественный активист Михаил Чейпеш.

В том, что процесс люстрации не случайно проходит за закрытыми дверьми, уверен и правозащитник.

- Как можно увольнять человека, не проверив его деятельность, чем он занимался на должности, были ли выговоры, замешан ли он в коррупционной деятельности, что о нем писали в прессе и так далее. В каждом министерстве и ведомстве сейчас некомплект кадров. Я уверен, что они этот некомплект закрыли и показали, вот сколько мы люстрировали. Ведь ни одно министерство не написало за что они убрали того или иного человека. Поэтому люстрация проходит за закрытыми дверьми, — говорит правозащитник Анатолий Будник.

Правозащитники считают, что люстрацией должны заниматься не министерства и ведомства, а Национальное агентство по вопросам люстрации, борьбы с коррупцией и кадрового резерва, которое бы занималось как очищением власти, так и подбором профессиональных кадров.

Под одну гребенку

К слову, экс-генпрокурор Виктор Пшонка, за границей следит за происходящим в его бывшем ведомстве. Вот что он написал на своей странице в Фейсбук после того, как узнал, что из его подопечных подпадает под люстрацию.

- В органах прокуратуры, например, с помощью этого закона сегодня увольняют не только всех неугодных, но так же тех, кто просто не может за себя постоять.

Со дня на день "люстрируют" как профессиональных оперативных работников, так и сотрудников канцелярии Генеральной прокуратуры Украины, отдела статистики, пресс-службы, отдела мониторинга… Одним словом — всех тех, кто формируя статистику результатов работы правоохранительных органов и рассматривая жалобы граждан "подрывали таким образом национальное единство страны, узурпировали власть и служили при этом в интересах КГБ"! 

На самом деле, это не просто сотни сотрудников органов прокуратуры, это судьбы людей. Кто-то отдал структуре всю свою профессиональную жизнь, и ему осталось до пенсии несколько месяцев. Сегодня же он не просто не сможет найти работу, этот человек обречен государством на жалкое существование без заработной платы и пенсии. Я уже не говорю о тех, кто сегодня собирался в декрет или уже там пребывает. Как оказалось, такие тоже есть. Увольнять беременных и женщин, которые находятся в декрете, не просто нарушение КЗОТ, но это нарушение всех человеческих и моральных норм.

Это, конечно, бред, но он вступил в законную силу, дав, таким образом, зеленый свет политическим репрессиям и расправам, — пишет Виктор Пшонка.

Прокурор Киева Сергей Юлдашев, который сам попадает под люстрацию, вместе с 120 подчиненными, признался, что механически выполняет закон "Об очищении власти".

- Буквально неделю назад я уволил четырех человек из прокуратуры Киева, выполняя этот закон. Хотя в душе был не согласен с этим решением, поскольку знал, что деятельность этих людей никак не связана с узурпацией власти Януковичем, — сказал Юлдашев в интервью журналистам.

По убеждению прокурора Киева, закон о люстрации надо было принимать 23 года назад, но раз этого не произошло тогда, то нельзя идти советским путем коллективной ответственности. 

- Каждое дело должно быть рассмотрено индивидуально. Давайте быть европейцами, а не говорить об этом. На самом деле, люстрационный опыт Европы был минимально использован в данной редакции закона. На мой взгляд, должен быть орган, который рассмотрит под увеличительным стеклом работу каждого прокурора, — подчеркнул Юлдашев.

А вот председатель Службы внешней разведки Минобороны Виктор Гвоздь не торопиться увольнять своих сотрудников. Он попросил Конституционный Суд разъяснить порядок применения норм закона "Об очищении власти" в его службе.

Гвоздь просит уточнить, какую должность должно занимать лицо, к которому может применяться запрет на занятие госдолжностей на 10 лет, если указанное лицо подпадает под критерий люстрации — пребывание у власти в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года.

Также он просит разъяснить, каких именно подразделений Службы внешней разведки руководители или их заместители не подпадают под люстрацию в связи с определением их как участников боевых действий при проведении антитеррористической операции (АТО).

Кроме того, Гвоздь просит разъяснить, должен ли он руководствоваться целями и принципами люстрации при проведении ее в своем ведомстве, в частности против сотрудников-участников боевых действий АТО; может ли руководитель при проведении люстрации исключительно нормами закона "Об очищении власти" ограничивать конституционные права граждан.

Конституционный суд работает над ответом.

    Самое читаемое
      Темы дня