наверх
27.04.202402:15
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Экономика Украины: как волюнтаризм победил децентрализацию

Кризис в экономике Украины (358)

(обновлено: )122440
"По итогам первых двух сентябрьских недель правительство Арсения Яценюка превратилось в "хромую утку". Отчасти в этом виноваты сами министры", - считает Андрей Блинов.

Андрей Блинов, руководитель проектов Лиги финансового развития, экономист, публицист

По итогам первых двух сентябрьских недель правительство Арсения Яценюка превратилось в "хромую утку". Отчасти в этом виноваты сами министры: вместо того, чтобы до конца отработать свою роль "Кабмина камикадзе", они решили податься в предвыборные списки. В надежде на теплое политическое завтра.

В результате горизонт планирования в стране сузился до начала ноября. После выборов в Раду появится новое правительство, которое, возможно, будет считать приоритетными совсем иные задачи, нежели нынешнее.

"Хромота" Кабмина тут же сказалась на его возможностях. Правительство, представляющее собой в подавляющей массе "партию войны", не смогло отговорить президента Украины от идеи договариваться о перемирии на востоке и предоставлять Донбассу специальный статус.

Фиаско тем временем перекинулось на сферу, которая выглядела коньком Кабинета Яценюка. Речь идет о сборе денег у международных финансовых институтов. В августе МВФ отверг все просьбы Киева увеличить программу stand-by или хотя бы предоставлять транши с опережением первоначального графика. В неофициальных комментариях представители фонда отмечают, что не готовы поддерживать милитаризацию украинской экономики.

Правда, МВФ всё же согласился пересмотреть уровень требуемых от Украины золотовалютных резервов (до конца года Нацбанку надо было скупить на внутреннем рынке миллиард долларов) и разрешил ужесточать административные ограничения на финансовом рынке.

Таким образом, следующего (объединенного третьего и четвертого) транша следует ждать не ранее декабря. То есть уже после выборов.

Но в наибольшей мере свою нелояльность к правительству продемонстрировала Верховная Рада. Во вторник, 16 сентября, депутаты не захотели даже включать в повестку дня правительственные законопроекты, направленные на обеспечение реалистичности бюджета-2015. Речь идет о новом Налоговом кодексе, новых принципах межбюджетных отношений.

И — тихой сапой — о сокращении социальной защиты. "За" проголосовали 117 депутатов, за налоговый компромисс — 152. Даже фракция "Батькивщина" проголосовала далеко не в полном составе.

Окончательные версии законопроектов появились в Раде лишь в день голосования, хотя документы якобы готовились последние несколько месяцев. "Есть ли логика, чтобы этот созыв, завершающий свою деятельность (собственно, мы уже лишены полномочий указом президента о прекращении полномочий Верховной Рады), принимал вот эту кипу, возможно, и хороших законопроектов, я не знаю, они сегодня только были розданы? Потом кто будет принимать бюджет на базе этих законопроектов? Наш созыв? Нет, следующий созыв. Я считаю, что следующий созыв должен принимать эти законопроекты, принимать на их базе бюджет Украины, контролировать и отчитываться перед народом Украины за этот бюджет.

И не кивать тогда на "попередников"", — резюмировал позицию основной массы депутатов Олег Зарубинский (группа "Суверенная европейская Украина").

Фактически это крест на ключевой кабминовской инициативе, над которым команда Яценюка корпела всё лето. Концепция налоговой реформы предполагала сокращение числа налогов с 22 до 9, предложение о налоговом компромиссе для предприятий, проведение амнистии капиталов частных лиц (нулевая декларация), а также перераспределение полномочий между центральным и местными бюджетами в пользу последних. Также было предложено объединить социальные фонды в один, параллельно пересмотрев перечень льгот.

Первоначально наработками занималось Министерство экономического развития и торговли, а также общественные активисты. Однако в начале лета инициативу коррекции налогового законодательства уверенно взяла в свои руки Государственная фискальная служба (куда руководителем по протекции Яценюка был назначен Игорь Билоус). Она же занялась налоговым компромиссом и нулевой декларацией, а также созданием супернадзорного органа — Службы финансовых расследований. Понятное дело, что подчинить его хотело себе.

Министерство финансов координировало вопросы, связанные с налоговой базой и ставками налогов, а также сосредоточилось на вопросах реформы межбюджетных отношений. То есть сколько налогов оставлять на местах.

Утрата инициативы МЭРТом означала потерю политических позиций Павлом Шереметой, который со скандалом в августе ушел в отставку. Он мотивировал свой шаг, что, дескать, с ним не согласовали назначение Торгового представителя Украины. На самом деле команда Яценюка с ним уже давно не согласовывала ничего принципиально важного.
Игорь Билоус как-то рассказал о команде, которая пишет новый Налоговый кодекс. В ней оказались сплошь советники, помощники и заместители руководителей Минфина и фискальной службы. Билоус признался, что все ключевые элементы он согласовывает с Яценюком. 

К консультациям с общественностью отношение у разработчиков сложилось надменное — дескать, активисты до конца не разбираются в налоговом и бухгалтерском учете, их инициативы хаотичны и несистемны. "Говорится, что были встречи с экспертами и много совещаний… По крайней мере сейчас я встречался с Американской торговой палатой, которая категорически выступает против этих “реформаторских” вещей и предостерегла, что после их принятия Украина передвинется в негативную сторону в рейтинге Doing Business", — заявил председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.

В общем, пускай лучше правила для "овец" пишут "волки", решило правительство.

Однако "волки", как оказалось, не заручились и поддержкой в парламенте. Скажем, в кабинетах Яценюка, Шлапака и Билоуса побывал не один народный депутат, который просил максимально умеренную ставку налогового компромисса и прочие "пряники" для своего бизнеса. Но власть навстречу не пошла.

А накануне голосования на рабочих группах и в комитетах Рады и вовсе стали всплывать законопроекты, щедро приправленные ни с кем не согласованными правками от налоговиков.

В середине этой недели законопроекты появились на сайте Верховной Рады. И действительно, не согласованных с широкой общественностью правок внесено немало. Скажем, к 9 налогам правительство решило вдруг добавить военный сбор (его действие предложено продлить до 2016 года). То есть воевать на Донбассе или где-то еще планируется, как минимум, год.

Ставку сбора в Пенсионный фонд по операциям покупки валюты Кабмин предложил увеличить с 0,5% до 2%. После его введения этой весной легальный валютный рынок сжался вчетверо, и едва ли новая инициатива Кабмина увеличит пенсионный сбор вчетверо. В силу тенизации рынка поступления едва ли вообще вырастут.

Правительство в течение августа долго рассказывало о концепции и вариантах реформирования налога на доходы физлиц и единого социального взноса (ЕСВ). В итоге налог на доходы решили пока вообще не трогать. А по ЕСВ планировали ввести льготную ставку 15% с сумм, превышающих минимальную зарплату. Но таинственным образом в финальном законопроекте оказалось, что эта норма действует лишь в отношении сумм, превышающих двукратный размер минзарплаты. Причем это касается лишь тех, кто получает зарплату по основному месту работы. В общем, работа бухгалтеров проще явно не станет.

Это же касается и дополнительных штрафов в размере 170 гривен за каждый случай неподачи отчетности (включая ее несвоевременную подачу или нарушение формы подачи). Плательщики ЕСВ в случае повторного нарушения будут отчислять на нужды державы 1020 гривен.

Но в наибольшей мере волюнтаризм правительства проявился в вопросах межбюджетных отношений, где Минфин решил на свое усмотрение перекроить местные бюджеты. В итоге Кабмин стимулирует объединение общин и передает им делегированные полномочия, но при этом не решается отдать на откуп местным органам власти всех сумм налога на прибыль и на доходы физлиц.

Получился очень сложный гибрид. Например, по одному из наиболее емких налогов — на доходы физлиц — за бюджетами городов областного значения и районов закрепляется 60% поступлений от этого налога, за областными бюджетами — 15%, в Киеве — 25%. До сих пор столица, кстати, распоряжалась половиной подоходного налога.

Налог на прибыль идет в основной своей массе в центральную казну и лишь на 10% будет идти в областные и приравненные к ним бюджеты.

Бюджеты районов и областей, как вы понимаете, никуда не исчезают. Просто ими теперь будут распоряжаться не госадминистрации, а исполкомы местных советов.
Минфин хвастается, что рост ресурса местных бюджетов в 2015 году составит около 39,2 млрд гривен. На самом деле это очень немного, ведь на 2014 год тот же Минфин оценивал емкость местных бюджетов (включая делегированные полномочия) в 220 млрд гривен. То есть рост составляет не более 18%. Иными словами, поправка сделана на уровень инфляции. 

Печально, что вольное обращение с отдельными положениями реформ не позволяет провести очень полезные изменения. Такие как объединение всех соцфондов в единый Фонд социального страхования и закрепление контроля над ним за Минсоцполитики. Или же введение методов контроля за расходами граждан (чтобы они соответствовали доходам). Или же упрощение правил отнесения расходов на валовые затраты, сокращение налоговых разниц. И многое другое.

Получается, чиновники опять не удержались от соблазна поставить свои ведомственные интересы выше интересов общества. Вероятно, нынешнее правительство еще попытается протолкнуть в Раде новый вариант бюджетно-налоговых инициатив, но совершенно очевидно, что бюджет-2015 будет верстаться только после выборов.

И в этом плане печально, что дискуссия о том, какие налоги и бюджетную систему планируют выстраивать идущие на выборы политические силы, вообще не идет. Она заменена конкуренцией харизм, показным патриотизмом и поверхностным анализом внешней политики. Тем больше будет неприятных сюрпризов для граждан, когда они узнают с какими инициативами пришли в парламент бравые комбаты, конъюнктурные журналисты и грантовые активисты.

Самое читаемое
    Темы дня